Black Music Promo  
Блэк Мьюзик Промо
LifeFacesCulturePaparazziReleasesSupportFriend linksAbout
 
Сегодня 10 июля
пятница

FUNKYPEDIA: SOUL

    
 

Данной статьёй мы открываем серию материалов под общим названием "FUNKYPEDIA".
Каждая подборка посвящена одному из основных жанров либо стилей популярной чёрной музыки.
Разумеется, название для серии выбрано с некоторой долей иронии - ведь при всём желании такие обзоры дают общее представление о музыкальном направлении - но мы надеемся, что они смогут стать для интересующихся музыкой людей отправной точкой в дальнейших поисках.
Мы благодарим великолепный ресурс allmusic.com за исходные тексты и за безграничную любовь к музыке (в конце концов, наша работа сводится только к переводу и компиляции).
Изучайте, просвещайтесь.

 

СОУЛ (SOUL)
Музыка соул стала результатом урбанизации и коммерциализации ритм-н-блюза в 60-е годы. Понятием "соул" стали описывать ряд музыкальных стилей, основанных на R&B. В рамках соула существовало огромное разнообразие направлений: от энергичных броских коллективов "Мотауна" до крепко сколоченного соула Stax/Volt с ведущей ролью духовых. В первой половине 60-х музыка соул оставалась близка к корням R&B. Как бы то ни было, усилиями музыкантов жанр продолжил развитие в нескольких направлениях; как правило, в разных регионах Америки существовали различные варианты соула. В мегаполисах, таких как Нью-Йорк, Филадельфия и Чикаго, музыка была сконцентрирована на вокальных аранжировках и аккуратном продакшне. В Детройте лейбл Motown пустил все силы на создание поп-ориентированного саунда, образованного в равной степени из госпела, R&B и рок-н-ролла. На юге музыка стала жёстче и плотнее, с опорой на синкопированные ритмы, глубокий вокал и пронзительные духовые. Все эти стили вместе и образовали соул, который правил в чартах чёрной музыки в 60-е и зачастую попадал в поп-чарты. В конце 60-х соул начал раскалываться на части, и такие исполнители, как Джеймс Браун и Слай Стоун развили направление фанка; другие развивали более лёгкие формы соула. Хотя эта музыка и эволюционировала, она никогда не исчезала. Соул не только вошёл в R&B 70-х, 80-х и 90-х годов: повсеместно находились музыканты, продолжавшие исполнять традиционный соул.  

Основные представители: Арита Франклин, Отис Реддинг, Стиви Уандер


ЮЖНЫЙ СОУЛ и ДИП-СОУЛ (SOUTHERN SOUL & DEEP SOUL)
Южный соул, как и дип-соул – это напористая, фанковая соул-музыка, в равной степени вобравшая в себя пылкость южного госпела и безумную энергетику R&B. Стили выделяются страстным исполнителем госпела, пробивными духовыми, отрывистыми гитарами и плотной ритм-секцией. В дип-соуле исполнитель стремится достичь большего влияния госпела, чем в южном соуле, но в целом музыка звучит примерно одинаково. Появившись в 60-е, стили правили вплоть до конца десятилетия, пока на смену им не пришёл более мягкий филадельфийский соул (см. Philly Soul в разделе Funkypedia: Disco). В 80-90-е годы южный соул и дип-соул получили новое развитие в качестве ривайвл-жанров (англ. revival – возрождение).

Основные представители: Booker T. & the MG's, Дон Ковай, Уилсон Пикетт


МЕМФИС-СОУЛ (MEMPHIS SOUL)
Мемфис-соул – совсем не то же, что более напористый и грубый южный соул. Это направление немного более изящное, однако в отличие от других жанров аптаун-соула, как например чикагский соул, мемфисский соул реже делает ставку на поп. При всей своей безусловной гладкости звучания он всё же не настолько лёгкий, как тот же "сладкий соул". В нём есть стиль и чувство фанка, изящность и вместе с тем соул. Наиболее характерный исполнитель мемфис-соула – Эл Грин; лейбл Hi Records, на котором он записывался в 70-х, был основополагающим для мемфис-соула. Маэстро звука Hi Records Вилли Митчелл начал развивать саунд ещё в 60-е, но окончательно отшлифовал его в начале 70-х, во время совместной работы с Грином. Их записи стали фундаментом для мемфисского соула и остаются мерилом, по которому и судят о жанре в целом.

Основные представители: Вилли Митчелл, Руфус Томас, Энн Пиблз


MOTOWN
На этом лейбле был создан настолько характерный, моментально узнаваемый звук, что название "Motown" само по себе стало обозначением отдельного стиля. В 60-х годах детройтский лейбл Берри Горди-младшего стал самой большой независимой фирмой в музыкальной индустрии благодаря своей искусной смеси R&B и запоминающихся поп-мелодий. На "Мотауне" роль поп-составляющей вышла на новый уровень – она и сделала записи доступными для более широкой аудитории. Бархатистая элегантность звучания этих пластинок помогла популярной чёрной музыке прочно закрепиться в мейнстриме американской культуры. Часто на "Мотауне" для записи пластинок использовали одних и тех же сессионных музыкантов, что помогло сформировать ритмический фундамент мотаун-саунда (живой, энергичный бас и отзывающиеся эхом барабаны). Однако зачастую обработки оказывались более пышными и сложными: в ход шли медные и деревянные духовые, струнные, фортепиано, дополнительная перкуссия – всё, что могло улучшить звучание. Такие отполированные до блеска поп-аранжировки (в сочетании с мягким соул-вокалом исполнителей "Мотауна") стали по-настоящему популярными в начале 60-х благодаря таким сонграйтерам, как Смоуки Робинсон и команда "Эдди Холланд-Лэмонт Дозье-Брайан Холланд". Песенные шедевры выходили из-под их пера с завидной регулярностью. Когда Холланд, Дозье и Холланд покинули лейбл из-за споров о гонорарах, главной фигурой "Мотауна" стал продюсер Норман Уитфилд. Он направил лейбл в сторону более жёсткого фанкового звучания, к которому тогда шла большая часть соул-артистов. В 1970 г. The Jackson 5 стали настоящими звёздами благодаря своему фанковому баблгам-соулу (от англ. bubblegum – жевательная резинка), вырвавшемуся из привычных мотауновских рамок. В течение всего десятилетия такие исполнители лейбла, как Марвин Гей и Стиви Уандер усиливали контроль над собственной музыкой, делая её более индивидуальной и разрушая тем самым шаблоны, используемые в проектах "Мотауна". Именно эти шаблоны принесли популярность таким коллективам, как The Temptations, The Four Tops и The Supremes, и именно эти шаблоны чаще всего имеют в виду, говоря о музыке "Мотауна".

Основные представители: The Four Tops, Дайана Росс, Марвин Гей


ЧИКАГСКИЙ СОУЛ (CHICAGO SOUL)
Из трёх главных колыбелей соул-музыки 60-х за "Мотауном" были хиты, за Мемфисом – напористость. К сожалению, творчески плодотворное сообщество Чикаго часто оставляют не у дел, и если чикагский соул вообще узнают среди прочих, то только стараниями Кёртиса Мэйфилда сперва в составе группы The Impressions, а после – как сольного исполнителя. Безусловно, чикагская соул-сцена породила целый ряд стилей, но самые известные хиты – такие как "The Monkey Time" Мейджора Лэнса, "Get on Up" группы The Esquires, "People Get Ready" в исполнении The Impressions и "(Your Love Keeps Lifting Me) Higher and Higher" Джеки Уилсона – представляли новый звук, основанный на непринуждённом, но при этом энергичном соуле со "сладким" вокалом и струнно-духовой секцией. Мэйфилд, без сомнений, был центральной фигурой в период рассвета чикагского соула, особенно учитывая его работу как композитора, продюсера, бэндлидера и вокалиста. Однако продюсер-аранжировщик Джонни Пэйт и продюсер/специалист по репертуарной политике Карл Дэвис также заслуживают больших почестей за вклад в развитие звучания лейбла. Работа Пэйта для ABC-Paramount и Дэвиса сначала для OKeh, позже для Brunswick и собственного лейбла Dakar (зачастую в тандеме с Мэйфилдом) дала череду неоспоримых хитов для лучших исполнителей чикагского соула, таких, как The Impressions, The Chi-Lites, Мейджор Лэнс, Джеки Уилсон, Джин Чендлер, Джерри Батлер, Барбара Эклин и Тайрон Дэвис. Хотя чикагский саунд и продолжил своё существование в 70-х, кризис многих независимых лейблов привёл к печальному угасанию карьеры многих отличных соул-исполнителей.

Основные представители: Кёртис Мэйфилд, The Chi-Lites, Джин Чендлер


ПОП-СОУЛ (POP-SOUL)
Поп-соул – направление соул-музыки, которой был придан некоторый лоск при помощи коммерчески привлекательного продакшна. Вокал остаётся глубоким, но сам материал и звук в записях уже с лёгкостью попадали в формат поп-радиостанций. Motown стал первым лейблом поп-соула, который на протяжении 60-х оставался одним из самых популярных поп-направлений. В 70-е поп-соул стал более изощрённым и позднее трансформировался в диско.

Основные представители: The Impressions, The Supremes, The Jackson 5


ГОЛУБОГЛАЗЫЙ СОУЛ (BLUE-EYED SOUL)
К "голубоглазому" соулу относятся R&B и соул, исполняемые белыми музыкантами. Впервые этот термин появился в середине 60-х, когда такие исполнители, как The Righteous Brothers добились успеха с соул-хитами в духе "You Lost That Loving Feeling". В конце 60-х голубоглазый соул становится ещё популярнее благодаря серии хитов от The Rascals, The Box Tops, Митча Райдера, Тони Джо Уайта и Роя Хеда. В 70-е успех "голубоглазого" соула продолжается – такие артисты, как Hall & Oates, Роберт Палмер, Average White Band, Боз Скэггз и Дэвид Боуи, развили формулу стиля.

Основные представители: Вэн Моррисон, Дасти Спрингфилд, Hall & Oates


"ГЛАДКИЙ" СОУЛ (SMOOTH SOUL)
"Гладкий" (smooth) соул звучит в точности, как можно предположить из названия – гладко, стильно и романтично. Он не был похож на поп-соул, стремившийся быть и танцевальным, и балладным, но однозначно "гладкий" соул обладал мелодическими ходами, идеально подходящими поп-жанру. Этот соул был романтичным: песни, их исполнение и продакшн – всё вместе создавало нужное чувственное настроение. В отличие от урбан-стиля quiet storm (см. Quiet storm) здесь ещё чувствуются ритмы фанка, которые и придали стилю соул-, а не поп-звучание. Среди самых популярных исполнителей "гладкого" соула были Эл Грин и The Spinners.

Основные представители: Барри Уайт, Эл Грин, Минни Рипертон



АПТАУН-СОУЛ (UPTOWN SOUL)
Аптаун-соул вырос из аптаун-блюза (см. раздел Funkypedia: Blues). Как и предшественник, он характеризуется более тяжёлым продакшном, чем его напористый южный конкурент: его саунд был дополнен струнной секцией, бэк-вокалом, более сложными гармониями и усложнённой последовательностью аккордов. Аптаун-соул звучит чище своих собратьев за счёт более изощрённого продакшна и мягкого, певучего вокала.

Основные представители: Джерри Батлер, Джеки Уилсон, Чак Джексон


ЛАТИН-СОУЛ (LATIN SOUL)
Будучи очень похожим на музыку бугалу, латин-соул представляет собой смесь мамбы, поп-музыки с элементами R&B и латин-джаза, акцентированную на коротких сверх-цепких мелодиях и заразительных ритмах. Стиль обрёл формы в Нью-Йорке и поначалу ассоциировался с молодыми музыкантами, которые в попытке сделать латиноамериканскую музыку популярной среди широкой аудитории, исполняли многие мелодии латин-соула на английском языке. Хотя латин-соул и имел короткую жизнь, его следы обнаруживаются в плодотворном нью-йоркском движении сальсы 70-х годов, когда многие бывшие исполнители латин-соула проявили интерес к развитию своего музыкального наследия и сделали собственную музыку более джазовой, более сложной.

Основные представители: Джонни Колон, Джо Батаан, Pucho & His Latin Soul Brothers


КАРЕГЛАЗЫЙ СОУЛ (BROWN-EYED SOUL)
Почти так же, как британское сообщество Северного соула, представители латиноамериканского населения Южной Калифорнии полюбили соул-музыку и первое время знакомились с этой музыкой при помощи популярных записей на пластинках. Однако и сами латиноамериканцы к середине 60-х подарили соул-сцене ряд прекрасных исполнителей. В отличие от саунда бугалу/латин-соула (появившегося в Нью-Йорке), ранний "кареглазый" соул совсем немного заимствовал у традиционной латиноамериканской музыки и крайне редко исполнялся на испанском языке. Вместо этого рок-группы типа Cannibal & the Headhunters (известный хит "Land of 1000 Dances") и Thee Midniters, вдохновлённые латин-роком 50-х от Ричи Валенса, завоевали народную популярность, исполняя гимноподобный рок-н-ролл с оттенком R&B. Мягкий чикагский соул и хиты "Мотауна" были фаворитами танцевальных площадок 60-х (среди которых встречались редкие звёзды местного масштаба, как, например, Брентон Вуд). Когда сообщество Восточного Лос-Анджелеса постепенно начало переходить от энергичного R&B к романтичному соулу, результатом стали одни из самых "сладких" соул-композиций конца 60 – начала 70-х.
Другая часть поклонников "кареглазого" соула находилась под влиянием "Чикано" (латиноамериканское движение за гражданские права), которые особое внимание уделали наследию и культурной гордости. Как следствие, группы War, Malo, El Chicano и Tierra последовали за латин-роком Сантаны, продвигая значение этой музыки в общенациональном культурном сознании. Гимны "кареглазого" соула продолжали завоёвывать хит-парады в середине 70-х (отличным примером является "Natural High" в исполнении Bloodstone). Однако, после 1980 г. этот стиль уже гораздо реже блистал в национальных чартах. Самым убедительным музыкальным свидетельством таланта зарубежных и "родных" исполнителей "кареглазого" соула остаётся 3-х дисковое издание "Brown Eyed Soul: The Sound of East L.A", выпущенное на CD лейблом Rhino Records.

Основные представители: WAR, Леон Хейвуд, Bloodstone


BEACH
Beach – музыка в быстром темпе, поп-соул "хорошего времяпрепровождения", другими словами, это музыка вечеринок. Эта музыка получила название благодаря своему постоянному присутствию на пляжных вечеринках Восточного побережья в 60-е годы. Это были энергичный поп и соул мотауновской школы. Часто появлялись звёзды местного масштаба, такие как Дженерал Джонсон. Естественно, появлялись и такого же локального характера хиты – игрались они в различных местах так же часто, как и пластинки национального масштаба. Несмотря на то, что beach достиг всеобщей популярности уже в 70-е, стиль продолжал удерживать позиции на протяжении десятилетий вплоть до конца 90-х.

Основные представители: Дженерал Джонсон, Брентон Вуд, The Swingin' Medallions


СОУЛ-БЛЮЗ (SOUL BLUES)
Возможно, одна из самых актуальных форм блюза шестидесятых. Соул-блюз – это сплав несопоставимых элементов популярной чёрной музыки, дающий на выходе абсолютно своеобразную целостную урбан-смесь. Музыканты, стремившиеся стилистически отойти от тесных трёхаккордных рамок традиционного блюза, признали ритм-н-блюз 50-ых и стиль южного соула середины 60-х более подходящими для своих творческих решений и предпочтений.
Соул-блюз сочетает лучшие элементы обоих направлений, подчёркивая их достоинства классической блюзовой инструментовкой, иногда добавляя в звучание ритм-н-блюзовую духовую секцию. Это направление также привлекало и более традиционных блюзменов, поскольку позволяло добавить в их записи более современное звучание.

Основные представители: Литтл Милтон, Элберт Кинг, Этта Джеймс


КАНТРИ-СОУЛ (COUNTRY SOUL)
Кантри-соул – это прочный сплав кантри и соула. Зачастую он был результатом интерпретации песен кантри под влиянием госпела и соула. Первым такой сплав опробовал Рэй Чарльз, и после выхода его ошеломительных пластинок границы между кантри и соулом были навсегда размыты.

Основные представители: Соломон Бёрк, Рэй Чарльз, Артур Александер


ПСИХОДЕЛИЧЕСКИЙ СОУЛ (PSYCHEDELIC SOUL)
Психоделический соул родился в конце 60-х, в период, когда изменённое препаратами сознание и звучание психоделического рока нашли своё отражение в музыке соул. Восприимчивость соула к рок-н-роллу позволила ему стать безусловным предшественником фанка – жёсткий ритм, электронные и инструментальные эффекты были унаследованы фанком из той основы, что была создана психоделическим соулом. Стиль представлял собой современный, передовой соул в самом своём блестящем проявлении, позитивный и открытый новой многогранной культуре. Но существовала и тёмная, порой даже параноидальная сторона этой музыки, в которой нашли своё отражение признаки нестабильных для общества времён, в частности, набиравшее обороты движение за гражданские права. К 70-м годам психоделический соул эволюционировал в смесь протестного материала, агрессивного фанка и нежных песен о любви. Главным катализатором появления психоделического соула стал Джимми Хендрикс, собаку съевший в сфере R&B, прежде чем найти собственный стиль в качестве музыканта, раздвигавшего рамки сознания и границы жанров и творившего как для белой, так и для темнокожей аудитории. Примерно столь же эклектичными, но гораздо более укоренёнными в R&B были Sly & The Family Stone – мультирасовый коллектив, рождённый в колыбели психоделической культуры – Сан-Франциско. Family Stone стали, возможно, квинтэссенцией психоделического соула; их интерес к социальной тематике и эйфорическая позитивность стали толчком к появлению более тёмного, пессимистического видения творчества; это происходило по мере того как наркотики оказывали всё большее влияние на психическое состояние Слая Стоуна. В то же время в группе The Temptations под покровительством продюсера-аранжировщика Нормана Уитфилда произошла переоценка собственного творчества путём создания подлинных шедевров психоделик-соула конца 60-х – начала 70-х, таких как "Papa Was a Rolling Stone" и "Ball of Confusion". Уитфилд ответственен также за появление таких классических хитов жанра, как "War" Эдвина Старра и "Smiling Faces Sometimes" группы The Undisputed Truth. Психоделический соул так и оставался на передовом краю ритм-н-блюза вплоть до 70-х, когда многие ранние исполнители фанка, как например, Кёртис Мэйфилд, Earth, Wind & Fire, The Isley Brothers и другие превратили стиль в составляющую своего саунда. Наиболее в этом преуспело музыкальное комьюнити Джорджа Клинтона Parliament-Funkadelic, чей причудливый, вдохновлённый наркотиками юмор и кислотные джемы были прямыми отголосками психоделического соула.

Основные представители: Sly & The Family Stone, The Temptations, Rotary Connection


QUIET STORM
В 1975 году Смоуки Робинсон выпустил сольный диск чувственного и романтичного эдалт-соула (adut soul, соул "для взрослых") под названием "А Quiet Storm". Так вышло, что этот альбом дал название целому стилю и радио-формату, основанному на очень похожих на ту запись настроениях. Quiet storm также получил вдохновение из альбома Марвина Гея "Let's Get It On", оркестровок филли-соула (см. Philly Soul) и ультра-нежных записей Эла Грина. В каком-то смысле quiet storm был R&B-ответом софт-року и поп-музыке для взрослой аудитории: будучи направленным главным образом на темнокожую аудиторию, quiet storm имел ту же динамику, тот же расслабленный темп и ритм, те же романтические настроения, что и белая поп-музыка. Тем не менее, в данном стиле присутствовали изысканность урбан-саунда и сдержанная соул-подача, безошибочно указывавшие на R&B-корни. Некоторые музыканты практически целиком сконцентрировались на данном материале, но большинство записывали и треки в быстром темпе в дополнение к радиоформатным балладам. Quiet storm оставался популярным с конца 1970-х вплоть до начала 1990-х, когда R&B-мейнстрим оказал своё влияние на жёсткий хип-хоп. В результате отсутствие новых исполнителей положило конец существованию стиля.

Основные представители: Смоуки Робинсон, Лютер Вэндросс, Грувер Уошингтон-мл.


СЕВЕРНЫЙ СОУЛ (NORTHERN SOUL)
Для многих северный соул – ничего не значащий термин, так как он не относится ни к одному музыкальному направлению. Для других же это понятие означает практически всё. Тогда как большинство соул-жанров получили своё название либо по названию территории, где впервые эта музыка прозвучала, либо по названию самого саунда, "северный соул" назван в честь места, где его исполняли. В начале 70-х, в то время как энтузиазм по отношению к соул-стилягам угас, и умами завладел прогрессив-рок, в нескольких андеграундных танцевальных клубах северной Британии не игралось ничего, кроме пластинок с соулом 60-х годов, и они отнюдь не считались устаревшими. Кроме того, ди-джеи этих клубов были страстными коллекционерами пластинок и выискивали самые малоизвестные и редкие синглы американского соула. Обычно эти записи звучали как мотаун-соул, чикагский соул или нью-йоркский соул, но это были записи неизвестных или ещё непризнанных исполнителей; одним из известнейших артистов в этой среде был Мейджор Лэнс. Все эти записи получили название "северный соул" именно из-за клубов. "Северный соул" набирал популярность вплоть до середины 70-х годов, пока панк и диско не вытеснили его, однако он никогда окончательно не исчезал. Некоторые клубы продолжали свою работу, и всё ещё существовал рынок сингл-коллекционеров. Многие редкие синглы уходили за невероятно большие деньги. Более того, многие посетители клубов, от Марка Элмонда до Боба Стенли и Пита Виггза из St. Etienne впоследствии сами создали собственные группы, которые сохранили живой дух "северного соула".

(см. также статью про Modern Soul)

Основные представители: Мейджор Лэнс, Фонтелла Бэйс, The Dells


НЬЮ-ДЖЕК СВИНГ (NEW JACK SWING)
Нью-джек свинг получил развитие в конце 80-х, когда исполнители современного урбан-соула начали открывать для себя ритмы хип-хопа, сэмплирование и хип-хоп технику продюсирования. Некоторые песни просто содержали хип-хоп бит, в других целые куплеты читались рэпом, а вокал использовался в припеве. Так или иначе, результатом всего этого был более острый, более «уличный» звук, который легко совмещал мелодичные свойства соула и фанковые ритмы рэпа. Направление просуществовало вплоть до появления соула 90-х, в котором разделительная линия между рэпом и R&B стала зачастую неразличима.

Основные представители: Boyz II Men, New Edition, En Vogue


РЕТРО-СОУЛ (RETRO SOUL)
Ретро-соул – музыкальный стиль, возникший во времена, когда "лучшие дни" соул-музыки были уже позади. Хотя дип-соул в начале 70-х уже не блистал, оставалось определённое число музыкантов, так и не переставших петь в этой своеобразной "сырой" манере. В середине 80-х появилась небольшая, но преданная часть слушателей новых записей таких мастеров, как Джонни Тейлор и Литтл Милтон, и лейблы, такие как Ichiban и Malaco, начали издавать новые записи этих исполнителей. Вскоре лейблы открыли новых музыкантов, играющих ретро-соул, и к началу 90-х стиль расцвёл в качестве самостоятельного жанра.

Основные представители: The Holmes Brothers, Джонни Тейлор, ЗиЗи Хилл


НЕО-СОУЛ (NEO-SOUL)
Хотя этот жанр и является в какой-то степени аналогом современного R&B, исполнители нео-соула в большей степени обращаются к эре классического соула; зачастую, пытаясь найти звук и стиль написания песен, они игнорировали события музыкального мира, произошедшие после 1975 года. Записи Лорин Хилл (сначала в составе The Fugees, а позже в сольном дебютном альбоме "The Miseducation of Lauryn Hill", 1998) стали очень важным событием на сцене нео-соула, как и дебют Эрики Баду в 1997 году. Ещё несколько исполнительниц блестяще дебютировали на рубеже XXI века. Среди них – Мэйси Грей, Джилл Скотт, Индия.Эри и Алиша Кис, но только Алиша стала широко известна и популярна. В числе других представителей нео-соул саунда стоит отметить Рафаэля Саадика, Реми Шенда, Саншайн Андерсона, Мюзика, Пивена Эверетта и Ягуара Райта.

Основные представители: Эрика Баду, Д'Анджело, Мэйси Грей

По материалам сайта
allmusic.com

Перевод: Диана Гонсалес и Александр Ашбель

Также по теме:
FUNKYPEDIA: FUNK
FUNKYPEDIA: DISCO
FUNKYPEDIA: HIP-HOP (part 1)
FUNKYPEDIA: HIP-HOP (part 2)
FUNKYPEDIA: JAMAICA
FUNKYPEDIA: BLUES (part 1)
FUNKYPEDIA: BLUES (part 2)
FUNKYPEDIA: JAZZ (part 1)
FUNKYPEDIA: JAZZ (part 2)
FUNKYPEDIA: AFRICA


К остальным статьям
http://studiohelloworld.ru/Фотографы

Разработка сайта: WebZenith
Design by Kate



Наши партнёры  
Свердловская филармонияEverJazz