Black Music Promo  
Блэк Мьюзик Промо
LifeFacesCulturePaparazziReleasesSupportFriend linksAbout
 
Сегодня 04 марта
четверг

FUNKYPEDIA: FUNK

    
 

ФАНК (FUNK)
Фанк, получивший своё название от сленгового словечка, обозначавшего сильный запах, в действительности был самой сырой, первичной формой R&B, превосходя по степени напористости даже южный соул. Также фанк был наименее песенно структурированным жанром, часто воплощавшимся в продолжительные джемы, и самым африканизированным, построенным на динамичной, крайне синкопированной полиритмии. В этом качестве он изначально обращался к наиболее радикальной R&B-аудитории. Грув был наиболее значимым музыкальным элементом фанка – создавая его, все инструменты в ансамбле циклично играли друг поперёк друга. Глубокая басовая линия часто служила основным риффом, переплетаясь с короткими, цепкими гитарными аккордами и яркими духовыми партиями. В отличие от практически любого другого направления R&B, фанк не был ориентирован на формат синглов-"сорокапяток" и на классическую песенную схему "куплет-припев". Фанк-группы с равным удовольствием могли как до бесконечности повторять понравившуюся попевку или хук, так и придавать различным частям песни равное значение и равный "вес", не желая портить грув припевообразным разрешением. Фанк давал большую свободу для импровизации, будучи тем самым близок к событиям, происходившим в то же самое время в блюз-роке, психоделии и хард-роке (в частности, Джими Хендрикс был главным вдохновителем для фанковых соло-гитаристов). Корни фанка лежат в хитах Джеймса Брауна, выходивших после 1965 года, в частности "Papa's Got a Brand New Bag" (1965) и "Cold Sweat" (1967). Группа Sly & The Family Stone, начинавшая как соул-банда, испытавшая влияние рока и психоделии, после выхода диска “Stand!" превратилась в полноценную фанк-группу (притом обладая чутьём на поп-музыку). Тем не менее, записью, ознаменовавшей официальный старт фанк-эры, стала эпохальная песня Брауна "Get Up (I Feel Like Being A) Sex Machine". Аранжировка была разреженной, грув – "качающим", а тексты Брауна сводились либо к близким к потоку сознания лозунгам, либо к бессмысленным крикам. В 1870-х Браун продолжил двигаться в данном направлении, революционизируя R&B и прокладывая путь третьему артисту из "Священной троицы" – Джорджу Клинтону. Его проекты Parliament и Funkadelic превратили фанк в наилучшую музыку для вечеринок – не только благодаря чудаковатому концептуальному юмору, но и за счёт стремления к излишествам: на сцену выходило дикое количество музыкантов и танцоров, джемующих под общий грув так долго, как только позволяли их силы. Благодаря Слаю, Брауну и Клинтону многие молодые и заслуженные R&B-проекты в 70-х восприняли фанк в качестве центрального стиля. По мере того как диско набирало популярность в середине-конце 70-х, фанк становился мягче, в итоге практически утратив узнаваемую напористость. Однако фанк оказал сильное влияние на джаз (как фьюжн, так и на соул-джаз) и стал музыкальной основой для хип-хопа. Благодаря последнему в 90-х фанк испытал период возрождения, особенно среди белой аудитории, жаждавшей узнать классические истоки жанра.

Основные представители: Джеймс Браун, Parliament, The Meters


ДЖАЗ-ФАНК (JAZZ-FUNK)
В своём раннем проявлении середины 60-х джаз-фанк являлся крепкой смесью джаза и прифанкованного южного соула; также на стиль сильнейшим образом повлияли прото-фанковые нововведения группы Sly & The Family Stone. В этом отношении он очень напоминает соул-джаз; но если соул-джаз зачастую опирался на грув, джаз-фанк развивался дальше, обращаясь к более сильному, отчётливому бэкбиту и к фирменному звучанию соул-музыки лейбла Stax/Volt (иногда это находило своё отражение в кавер-версиях популярных соул-хитов). Многие из исполнителей раннего джаз-фанка – электроорганисты. В их числе Лонни Смит, Рубен Уилсон, Чарльз Ирлэнд и Джек Макдафф (некоторые из них свободно лавировали между джаз-фанком и соул-джазом). Другими ключевыми фигурами стали саксофонист Эдди Харрис и виброфонист Рой Эйерс. По мере того как напористый, горячий соул в начале 70-х перевоплотился в фанк, а фьюжн помог фанк-ритмам проложить своеобразный путь к воссоединению некоторых бопперов с афроамериканской аудиторией, ключевые R&B-составляющие джаз-фанка со временем также изменялись. Такие музыканты как трубач Дональд Бёрд, флейтистка Бобби Хамфри и клавишник Ронни Фостер добились солнечного, свежего звучания, исполняя композиции, зачастую напоминавшие приджазованный R&B и имевшие своими корнями как филли-соул, так и фанк. Клавишники Херби Хэнкок и Лонни Листон Смит развивали более атмосферную, пространственно звучащую разновидность джаз-фанка, в то время как музыканты лейбла CTI Крида Тейлора (самый известный из них – Фредди Хаббард) воплотили свою музыку в отполированном до блеска продакшне. Фьюжн и джаз-фанк имели много общего в начале 70-х, однако важно понимать, что далеко не весь фьюжн был джаз-фанком – и наоборот. Фьюжн был способен вместить в себя массу настроений и влияний, в то время как джаз-фанк всегда отличала его привязанность к звучанию R&B и энергичному, весёлому фанк-вайбу. Так же, как фанк естественным плавным путём перешёл к диско, так и джаз-фанк перетёк в более мягкую, сглаженную разновидность фьюжна, которая в 80-90 гг. доминировала на рынке поп-ориентированного, доступного по звучанию джаза. Благодаря акценту на танцевальность и фанковый грув джаз-фанк становится крайне популярен на британской андеграунд-сцене (там он стал известен под названием "редкий грув", rare groove). Когда во второй половине 80-х джаз-фанк получил новый виток развития, смешавшись с фанком и хип-хопом, появился эйсид-джаз. По схожим причинам джаз-фанк стал стилем, к которому в поисках путей смешения джаза и рэпа обратились многие американские хип-хоп исполнители. Рой Эйерс, в частности, наслаждался лаврами в период возрождения интереса к стилю и переоценки его достижений в обоих направлениях. Ко всему прочему, музыканты проекта Medeski, Martin & Wood помогли вернуть к жизни классическое звучание джаз-фанка и подарили его новой, более широкой аудитории в 90-е годы XX века.

Основные представители: Дональд Бёрд, Фредди Хаббард, Херби Хэнкок


ДИП-ФАНК (DEEP FUNK)
Этот термин используется для описания редких фанк-записей, попадающих в руки страстных коллекционерам и грув-фанатикам. Так же, как и дип-соул, термин "дип-фанк" отсылает напрямую к афроамериканской сущности данной музыки, но он также подразумевает коллекционера, копающегося в ящиках со старыми пластинками в поисках редких андеграундных находок. Они могут быть как вокальными, так и инструментальными, но чаще дело не в самих песнях, а в ритме, груве и исполнении. Дип-фанк редко представляет какие-то формальные нововведения, в основном беря за основу созданный Джеймсом Брауном и группой The Meters жёсткий, хлёсткий стиль фанка или – исходя из музыкальных навыков – смещаясь в сторону более джазового, импровизационного стиля. Часть этих записей была сделана для лейблов-мейджоров и потерялась в завалах каталогов, часть – для маленьких независимых фирм со слабой дистрибуцией. Как бы то ни было, дип-фанк представляет наиболее простое, корневое звучание фанка. В чём-то это схоже с тем, как в 60-х гаражные группы с воодушевлением копировали звучание любимых брит-роковых или психоделических записей – иногда добиваясь исключительных результатов, иногда делая неплохие середняковые записи, а иногда и просто теряясь в общем потоке. Возрождение интереса к дип-фанку тесно связано с хип-хоп движением в Америке с его неуёмными поисками свежего материала для сэмплирования, а также с британскими клубными движениями "редкий грув" и "северный соул", которые превыше всего ценили нахождение старинных музыкальных артефактов (соответственно, в фанки-джазе и элегантном соуле). В своих самых плохих проявлениях дип-фанк коллекционеры сосредоточены больше на объекте, нежели на содержании, ценя охотничий азарт и редкость сингла выше его качества – что сделать несложно, так как не так уж много людей слышали эти записи. В результате некоторые коллекционеры и диджеи накручивают на посредственную музыку совершенно заоблачные цены. Однако в свои лучшие моменты дип-фанк отдаёт дань уважения незаслуженно забытой музыке, заново открывая отменные грувы и крепкие фанк-составы, которые действительно что-то из себя представляли в музыкальном плане. Несмотря на то, что истинным форматом дип-фанка является виниловый сингл, лейблы, такие как Goldmine, BBE и Stones Throw, а также составители сборников, как например, шотландский диджей Кеб Дардж, помогли перенести удовольствие от фанковой "сорокапятки" в эру CD.

Основные представители: The JB's, Sir Joe Quarterman, Бобби Бёрд


ДИП-ФАНК РИВАЙВЛ (DEEP FUNK REVIVAL)
Возрождение дип-фанка произошло естественным путём, благодаря возобновлённому интересу к дип-фанку (читай: редкому фанку) по обе стороны Атлантики, прежде всего – среди диджеев и коллекционеров винила. Искали ли они свежий материал для сэмплирования или же классные забытые грувы, дип-фанк в любом случае привлекал внимание андеграундной аудитории. Это был всего лишь вопрос времени, чтобы фанк-фанатики начали делать новые записи, и вот в самом конце 90-х эти записи появились. Иногда композиции возрождённого дип-фанка были вокальными (наиболее примечательные были сделаны последователем Джеймса Брауна Ли Филдзом), но чаще это были инструментальные треки, сыгранные ансамблями, сосредоточенными исключительно на искусстве грува. Поскольку эта музыка укоренена в стиле, требующем от аудитории некоторой одержимости, возрождённый дип-фанк обычно старается максимально, насколько возможно, воссоздать ощущения, возникающие от первоисточника – "качающие" грувы, драйв электрооргана и даже низкое качество записи. Нью-йоркский лейбл Desco, первым посвятивший свою работу исключительно дип-фанк-ривайвлу, усилил иллюзию за счёт игр-обманок с датами релиза и биографиями коллективов. Релизы Desco издавались с расчётом на фанк-фетишистов – ограниченным тиражом, на "сорокапятках" и CD с малобюджетным оформлением, с тем же влиянием ретро, что и в самой музыке. Этот лейбл привлекал к себе некоторое внимание в конце 90-х, пока не распался на два новых: на Dap-Tone и на ультра-мощный Soul Fire. Бóльшая часть артистов дип-фанк возрождения сконцентрировалась вокруг этой семьи лейблов – но не все. Бóльшая часть называла в числе важнейших влияний Джеймса Брауна и The Meters – но не все. В соответствии со вкусами коллекционеров винилового фанка, дип-фан-ривайвл имел стилистические ответвления в сторону джаз-фанка и афробита. Более того, некоторые современные известные артисты использовали возрожденческий дип-фанк как часть своего эклектичного творчества – например, Beastie Boys, их клавишник Мани Марк и эйсид-джазовая команда James Taylor Quartet.

Основные представители: The Bamboos, Breakestra, Sharon Jones & The Dap-Kings



БЛЭКСПЛОТЕЙШН (BLAXPLOITATION)
Фильмы в жанре "блэксплойтейшн" появились в начале 70-х, in the wake of независимого фильма Мелвина ван Пиблза "Sweet Sweetback's Baadasssss Song". Яростный шедевр ван Пиблза был серьёзной, даже опасной работой, показавшей, что неприглаженный, независимый афроамериканский кинематограф способен найти свою аудиторию. Помимо этого, в фильме был фанковый саундтрек – appropriate, поскольку фанк был в тот момент ультрамодной музыкой. Как позже оказалось, “Sweet Sweetback" распахнул двери эпохе создания фильмов, по своей серьёзности сильно уступавших ленте ван Пиблза. Достаточно быстро его инновации воплотились в жанр, получивший название "блэксплойтейшн". Если “Sweet Sweetback" был серьёзен до потери пульса, фильмы блэксплойтейшн (за редкими исключениями) были легковесными, повествующими о жизни детективов, преступников, сутенёров и жуликов. Это кино было нацелено на широкую аудиторию, и оно её нашло. Эти фильмы снабжались фанк-саундтреками, близкими к “Sweet Sweetback" – они были полны вау-гитар, массивного баса и фанковых битов; но более поздние саундтреки звучали богаче и разнообразнее. Большая часть этой музыки представляла большую ценность, нежели сами фильмы – даже в случае с лентой “Superfly", одной из лучших в данном жанре – музыка Кёртиса Мэйфилда в нём была лучше, чем фильм. Данный жанр кино, а с ним и музыка, сошли на нет в конце 70-х, но и фильмы, и музыка остались объектами культа вплоть до следующего столетия.

Основные представители: Айзек Хейс, Кёртис Мэйфилд, Джей Джей Джонсон


ФРИ-ФАНК (FREE-FUNK)
Свободный фанк – смесь авангардного джаза и фанковых ритмов. Когда в начале 70-х Орнетт Коулман создал группу Prime Time, он использовал формат "двойного квартета" (включавшего в себя две гитары, две бас-гитары, две барабанных установки и его собственный альт-саксофон). Исполнение было свободно от конкретных тональностей, при этом всё вращалось вокруг эксцентричных фанк-ритмов. Трое из участников группы Коулмана (гитарист Джеймс "Blood" Алмер, басист Джамааладин Такума и барабанщик Рональд Шеннон Джексон) впоследствии стали лидерами собственных фанк-групп. Фри-фанк сильнейшим образом повлиял на музыкантов, игравших в стиле M-Base, в частности – на саксофонистов Стива Коулмана и Грега Озби.

Основные представители: Орнетт Коулман, Грег Озби, Кассандра Уилсон


АФРОБИТ (AFRO-BEAT)
Афробит практически единолично исполнялся его изобретателем – нигерийским певцом-суперзвездой Фела Аникулапо-Кути; он же в 1963 году дал стилю его название. Тем не менее, только на классических записях 70-х годов стиль дошёл до пика формы, что моментально привело к бешеной популярности афробита в Нигерии, а также начало привлекать к нему внимание остального мира. К 80-м годам стиль Кути уже окончательно сформировался, и хотя немногие отваживались копировать его внушительную, безошибочно узнаваемую манеру исполнения, он снискал статус легенды благодаря своей виртуозности и политической активности. Афробит Кути своими корнями имеет западноафриканский стиль хайлайф – яркую, солнечную танцевальную музыку, замешанную на звучании духовых и/или гитар – но он смешивается с афроамериканскими жанрами музыки, такими как фанк (в особенности фанк Джеймса Брауна) и джаз. Итогом этого стало появление крупных ансамблей, для которых характерен акцент на интенсивной ритмике, продолжительном исполнении ритмических рисунков и на импровизационных джемах вместо привычной песенной структуры (многие из альбомов Кути содержали треки длиной в полчаса). Несмотря на то, что афробит был самой что ни на есть танцевальной музыкой, в живом исполнении Кути редко позволял публике погрузиться в грув – этому способствовали зажигательные танцы группы и бэк-вокалистов, подчёркнуто большая продолжительность песен и частое присутствие политических речёвок, имевших целью вызвать у слушателя интеллектуальную реакцию. После смерти Кути в 1997 году его сын Феми, часто заменявший отца на сцене во время его периодических заточений в тюрьме, подхватил знамя афробита и начал полновесную сольную карьеру, поддерживая жизнь отцовской музыки и доказывая свою состоятельность в качестве наследника стиля.

Основные представители: Фела Кути, Тони Аллен, Antibalas



ФАНКИ БРЕЙКС (FUNKY BREAKS)
Будучи смесью транса, хип-хопа и джангла, фанки брейкс стал одним из наиболее популярных стилей электронной музыки благодаря тому выбору, который он предоставлял тем, кто собирался навести побольше шуму в поп-чартах и телерекламе в конце 90-х. Стиль, открытый проектом The Chemical Brothers и лейблом Джеймса Лавеля Mo'Wax Records, набрал обороты в 1997 году – тогда эксперты от музыкальной индустрии предрекали, что эта новая электроника скоро прорвётся в мейнстрим. Из числа артистов, подхвативших "знамя революции", почти все – The Prodigy, Death in Vegas, The Crystal Method, Propellerheads – имели фанки-брейкс звучание. Это же стало и ключевой причиной провала (во всяком случае – коммерческого) электронной революции: все эти проекты, на которые делались крайне высокие ставки, звучали одинаково.

Основные представители: The Chemical Brothers, Propellerheads, Freestylers


По материалам сайта
allmusic.com

Перевод: Диана Гонсалес и Александр Ашбель

Также по теме:
FUNKYPEDIA: SOUL
FUNKYPEDIA: DISCO
FUNKYPEDIA: HIP-HOP (part 1)
FUNKYPEDIA: HIP-HOP (part 2)
FUNKYPEDIA: JAMAICA
FUNKYPEDIA: BLUES (part 1)
FUNKYPEDIA: BLUES (part 2)
FUNKYPEDIA: JAZZ (part 1)
FUNKYPEDIA: JAZZ (part 2)
FUNKYPEDIA: AFRICA


К остальным статьям
http://studiohelloworld.ru/Фотографы

Разработка сайта: WebZenith
Design by Kate



Наши партнёры  
Свердловская филармонияEverJazz