Black Music Promo  
Блэк Мьюзик Промо
LifeFacesCulturePaparazziReleasesSupportFriend linksAbout
 
Сегодня 10 июля
пятница

FUNKYPEDIA: HIP-HOP (part 1)

    
 

ХИП-ХОП (HIP-HOP)
Применительно к терминологии рэп-музыки словом "хип-хоп" обычно обозначают культуру, окружающую музыку: граффити, брейк-данс и тёрнтаблизм (от англ. turntable – вертушка для винила) в сочетании с самим рэпом. Тем не менее, как направление хип-хоп относится к музыке, созданной с учётом всех этих ценностей. По мере того как рэп начал обрастать собственной историей, хип-хоп группы стали оглядываться на героев "старой школы", таких как эмси Кёртис Блоу и Whodini, ди-джеи Грандмастер Флэш и Африка Бамбаатаа. Коллектив Бамбаатаа, Zulu Nation, кстати, стал своеобразной колыбелью для наиболее интересных хип-хоп исполнителей новой школы – De La Soul и A Tribe Called Quest. В то время как рэп-мейнстрим 90-х переживал свой взлёт, десятки хип-хоп исполнителей вновь обратили своё внимание к олдскулу. Среди них – такие андеграунд-рэперы как Мос Деф и Фароа Монч.

Основные представители: Грандмастер Флэш, Африка Бамбаатаа, De La Soul


ОЛДСКУЛ – РЭП СТАРОЙ ШКОЛЫ (OLD-SCHOOL RAP)
Олдскул рэп – стиль самых первых рэп-исполнителей, проживавших в Нью-Йорке в конце 70-х – начале 80-х. Жанр легко распознать по достаточно лёгким текстам – все строчки имели примерно равную длительность, а ритмика речи редко выбивалась из бита композиции. Фразы обычно ложились прямо на бит, когда же этого не происходило, они не выбивались из общей структуры, быстро возвращаясь к изначальному ритмическому рисунку. Акцент делался не на технике рэп-читки, а на хорошем настроении. Не считая социально-ориентированной лирики Грандмастера Флэша, значительно расширившей горизонты рэпа, большинство олдскул-композиций были весёлыми, отражавшими дух квартальных вечеринок и танцплощадок, где собственно и родилось данное направление. Исходя из миролюбивой, дружеской атмосферы олдскул-рэпа, стоило предположить, что стиль больше подойдёт девушкам-МС, однако ни одна из них так и не получила такого признания, как Грандмастер Флэш и его The Furious Five или группа The Sugarhill Gang. Некоторые олдскульные композиции исполнялись на основе диско и фанк-трэков, другие в качестве фона использовали синтетическое звучание (этот тип музыки с рэпом поверх или без него был известен как электро). Несмотря на то, что движение набирало обороты на протяжении практически целого десятилетия, история олдскульных записей начинается с двух синглов 1979 года: "King Tim III" в исполнении группы Fatback и "Rapper's Delight" Sugarhill Gang. Лейбл Sugarhill Records очень быстро стал центром олдскул-рэпа, удерживая рынок вплоть до появления проекта Run-DMC, внёсшего свой вклад в технику исполнения и жёсткий хардкор-урбан саунд в 1983-84 годах. Их звучание и стиль вскоре завоевали весь рэп-мир, тем самым сделав старомодным фанковое звучание и ориентированность олдскула на вечеринки. В сравнении со сложными ритмами и текстовыми схемами современного рэпа (или хотя бы того хип-хопа, что был записан в течение 10 лет после выхода "Rapper's Delight"), олдскульный рэп может звучать устаревшим и робким. Но, как бы то ни было, олдскульные треки остаются примерами живой, качественной музыки для вечеринок; это композиции, которые, принимая во внимание всё, что происходило в истории жанра, до сих пор воспринимаются удивительно хорошо.

Основные представители: Кул Хёрк, The Sugarhill Gang, Кёртис Блоу


"ЗОЛОТОЙ ВЕК" (GOLDEN AGE)
Хронологически Золотой Век хип-хопа можно обозначить 2 датами: коммерческим прорывом Run-DMC в 1986 году и "взрывом" гангста-рэпа в 1993 году, когда вышел альбом Доктора Дре "The Chronic". Эти шесть лет отмечены лучшими записями самых значимых рэперов в истории жанра – Эл-Эл Кул Джея, Public Enemy, EPMD, Биг Дедди Кейна, Эрика Би и Ракима, N.W.A, Boogie Down Productions, Биза Марки. Базировавшийся исключительно в Нью-Йорке рэп Золотого Века характеризовался ободранным до костей битом, сэмплами, взятыми из хард-рока и соула и жёсткими речёвками-диссами (от англ. disrespect – неуважение). Рифмачи вроде Чака Ди из Public Enemy, Биг Дедди Кейн, KRS-One и Раким, в общем-то, заложили основы изощрённого рифмоплётства и словесного кунг-фу, взятых на вооружение следующими поколениями рэперов. Лейбл Def Jam стал первым по-настоящему крупным независимым хип-хоп лейблом. Лейблы Cold Chillin', Jive, и Tommy Boy также добились успеха.

Основные представители: Public Enemy, Run-DMC, Эл-Эл Кул Джей


ЭЛЕКТРО (ELECTRO)
Соединение фанка 70-х, хип-хоп культуры и синтезаторных технологий начала 80-х создало стиль, известный нам как электро. Сперва всё это казалось не более чем кратковременной причудой для слушателей: пара-тройка хитов Африки Бамбаатаа ("Planet Rock") и Грандмастера Флэша ("The Message") – ни тот, ни другой, кстати, не попали в Топ-40 поп-музыки. На самом деле электро стало плодородной почвой для экспериментов музыкальных новаторов, которые позже образовали принципиально новое музыкальное пространство; среди этих новаторов – Доктор Дре (тогда работавший с The World Class Wreckin' Cru) и "крёстный отец" техно Хуан Аткинс (проект Cybotron). Электро также стало причиной интересного творческого перевоплощения музыканта, оказавшего на стиль первейшее влияние: Херби Хэнкок, чей альбом "Headhunters" 1973 года стал крупным фьюжн-хитом, вновь ворвался в хит-парады в 1983-м с электро-синглом "Rockit". Несмотря на успех (полностью задокументированный на четырёхдисковом сборнике "Electric Funk" лейбла Rhino), стиль очень быстро угас, благодаря рассвету в середине 80-х хип-хопа, основанного больше на сэмплах (часто взятых из рок-записей), чем на звучании синтезаторов. Тем не менее, множество техно- и танцевальных исполнителей продолжили исследовать электро-саунд, а полноценное возрождение электро состоялось в Детройте и Великобритании уже в середине 90-х.

Основные представители: Африка Бамбаатаа, Mantronix, Cybotron


БЭЙС-МЬЮЗИК (BASS MUSIC)
Рождённый в плодотворных сообществах танцевальной музыки Майами (фристайл) и Детройта (электро) в середине 80-х, бэйс-мьюзик перенёс эстетику стиля фанки-брейкс 70-х в цифровую эпоху, когда частоты драм-машин уже были способны разнести вдребезги клубную акустику и аудиосистемы большинства автомобилей. Пионеры бэйс-мьюзик в Майами, такие как 2 Live Crew и DJ Magic Mike, продвинули в стиле его отличительную навязчивую идею сексуальности человеческого тела, а такие значимые фигуры Детройта как DJ Assault, DJ Godfather и DJ Bone, объединили бэйс-мьюзик и техно с той целью, чтобы получить более скоростную музыку. В начале 90-х этот жанр даже начал восхождение в чартах, а композиции "Whoot (There It Is)" проекта 95 South и "Tootsee Roll" в исполнении 69 Boyz и вовсе взорвали чарты и стали мульти-платиновыми.

Основные представители: 2 Live Crew, DJ Assault, 69 Boyz


GO-GO
Go-Go – фанк-вариация хип-хопа с тяжёлым басом, придуманная специально для домашних вечеринок. Что касается лирики, в ней было мало смысла, но основным посланием этого стиля был бит, а не слова. В середине 80-х Go-Go был довольно популярен наравне с рэпом и андеграундным R&B, особенно на территории округа Колумбия (где, собственно, и появилось это направление), однако так и не обрёл широкой популярности. Наивысшего коммерческого признания стиль добился в 1988 году, когда EU вместе с Trouble Funk (наиболее характерными представителями стиля Go-Go) записали ставший умеренно популярным сингл "Da Butt", вошедший в саундтрек к фильму Спайка Ли "Свихнувшаяся школа" (School Daze). В конце 80-х – начале 90-х Go-Go вытесняется стилем Майами-бейс-мьюзик, который вобрал в себя грув-ориетированную эстетику Go-Go, увеличил мощность басов и преуменьшил и без того незначительную роль текстов песен.

Основные представители: Trouble Funk, Чак Браун, EU


РЭП ВОСТОЧНОГО ПОБЕРЕЖЬЯ (EAST COAST RAP)
В самом начале хип-хоп эры весь рэп считался музыкой Восточного Побережья. Все основные рэп-фигуры раннего периода базировались в Нью-Йорке; среди них такие олдскул-легенды как диджей Кул Хёрк, Грандмастер Флэш, Африка Бамбаатаа, The Sugarhill Gang, Кёртис Блоу и Run-DMC. В то время как рэп развивался и становился более разнообразным на протяжении 80-х (новые рэп-площадки расцветали и на других территориях страны), невероятным образом именно рэп Восточного Побережья главенствовал на протяжении всего десятилетия. Поскольку его саунд к тому времени ещё не до конца устоялся, в период с середины до конца 80-х направление обратилось к более агрессивному биту и коллажам из сэмплов; многие эмси гордились собственной сноровкой в искусстве сочинения текстов. Другими словами, не считая некоторых небольших исключений, Ист-Коуст-рэп стал музыкой, адресованной более внимательной, вдумчивой аудитории, а не танцполу; это помогло развить жанр (уже ставший к тому времени более избирательным и сложным), превращая его в самостоятельную, признанную форму искусства. Типичными представителями золотой эпохи Ист-Коуст-саунда стали Эрик Би и Раким, Boogie Down Productions и Слик Рик – все они могли похвастаться и лирикой в духе олдскул-рэпа, и более жёстким саундом в духе EPMD и Public Enemy.
На рэпе Восточного Побережья основывались и The Native Tongues – коллектив позитивно настроенных музыкантов-афроцентристов, собранных под руководством Африки Бамбаатаа. Другие нью-йоркские группы – De La Soul, A Tribe Called Quest, The Jungle Brothers, оказавшие наибольшее влияние на хип-хоп конца 80-х – ассоциировались скорее с общей музыкальной эклектикой этой культуры, нежели с конкретным географическим положением.
В 1989 году группа N.W.A выпускает альбом "Straight Outta Compton", который продемонстрировал, что более жёсткий саунд Западного Побережья теперь готов отныне развиваться самостоятельно, объединяя в себе крепкую уличную подачу с желанием вывести рэп Западного Побережья из статуса "музыки для вечеринок"; в результате Западное Побережье стало доминирующей силой хип-хоп культуры на протяжении 90-х. Позже, во времена рассвета южного рэпа Ист-Коуст снова потерял лидирующие позиции, но едва ли можно утверждать, что 90-е годы сумели "смыть" рэп Восточного Побережья. Помимо продукции неимоверно прибыльного лейбла Пафа Дэдди Bad Boy Records, Восточное Побережье дало миру целую плеяду разнообразных артистов высшего уровня, таких как рэпер-виртуоз Нэс, эклектичные The Fugees и The Roots и влиятельный хардкор-рэп-союз Wu-Tang Clan.

Основные представители: Run-DMC, KRS-One, Wu-Tang Clan


РЭП ЗАПАДНОГО ПОБЕРЕЖЬЯ (WEST COAST RAP)
Рэп Западного Побережья захватил хип-хоп сцену в середине 90-х, тем самым сделав гангста-рэп поп-феноменом и выдвинув Доктора Дре на роль одной из самых влиятельных фигур в истории рэпа. Конечно, "патентованный" джи-фанк Доктора Дре и был для многих образчиком стиля и саунда Западного Побережья, однако калифорнийская рэп-сцена была более разнообразной. Вплоть до конца 80-х рэп Западного Побережья главным образом имитировал пати-рэп Восточного Побережья, уже признанный у себя на родине в качестве "старой школы". Так или иначе, и Лос-Анджелес, и Территория Залива (залив Сан-Франциско) вскоре оказались "плодородными пастбищами" для новой музыки. В Лос-Анджелесе были созданы первые образцовые треки гангста в исполнении Айс-Ти, очень влиятельный, окрашенный латиноамериканским влиянием "обдолбанный" фанк Cypress Hill и полные искажённого юмора записи проекта Pharcyde. На всё это Территория Залива ответила сексуально-одержимыми рифмами вдохновлённого пи-фанком рэпера Too $hort, добрым юмором Digital Underground и поп-прорывом MC Хаммера. В короткие сроки рэп Западного Побережья стал столь же эклектичным и сложным для классификации, как и рэп Восточного Побережья. Как бы то ни было, запись N.W.A. 1989 года в стиле гангста-рэп под названием "Straight Outta Compton" подготовила почву для ещё более узнаваемого стиля Вест-Коуст с более сильным и минималистичным звучанием и лирикой, сочетающей в себе сильный гедонизм и праведную социальную патетику. После своего ухода из N.W.A. Айс Кьюб записывает сольные диски, объединившие в себе тот же лиричный стиль стиль с "шумным" продакшном в духе Public Enemy. Его коллега по группе Доктор Дре открывает новую звезду – Снуп Догги Дога (в то время подписавшего контракт с Death Row Records) и в 1992 году записывает "The Chronic" – альбом, определивший стиль джи-фанк и породивший целые легионы имитаторов. Гангста-гедонизм "The Chronic" и его отличительный стиль продакшна – "плаксивые" синтезаторы, "качающие" биты пи-фанка и глубокий медленный грув – всё это привело к созданию той коммерческой схемы, которая сделала Death Row самым крупным хип-хоп лейблом начала 90-х, издававшим хиты Снупа, Уоррена Джи, Tha Dogg Pound и других. Скандальная звезда гангста-рэпа Тупак присоединился к лейблу в 1995 году и добился коммерческого признания благодаря дуэту с Доктором Дре "California Love," а ранее в том же году рэпер Кулио вознёс к вершинам чартов поп-ориентированную версию Вест-Коуст-саунда с песней "Gangsta's Paradise." Однако, господство Западного Побережья вскоре разрушилось – Тупак был убит в 1996 году, Дре "бежал с корабля", а президент лейбла Death Row Шуг Найт был заключен в тюрьму по обвинению в нарушении правил ведения бизнеса. К концу 90-х мир хип-хопа вновь обращается к Восточному Побережью, а также акцентирует своё внимание на юге.

Основные представители: Тупак Шакур, Cypress Hill, N.W.A.


ДЖИ-ФАНК (G-FUNK)

Джи-фанк – это непринуждённая, вдохновлённая музыкой проектов Parliament/Funkadelic вариация гангста-рэпа, появившаяся в начале 90-х благодаря Доктору Дре. Отличительными чертами стиля являются "плаксивый", дешёвый звук синтезаторов, медленный грув, глубокий бас и (иногда) безликий женский бэк-вокал. Джи-фанк становится самым популярным хип-хоп жанром начала 90-х. После успеха альбома Доктора Дре "The Chronic" (1992) – именно на нём исполнитель изобрёл новый стиль и дал ему название – многие новые рэп-исполнители и продюсеры последовали его музыкальной технике, тем самым возведя её в ранг самого узнаваемого рэп-саунда первой половины 90-х.

Основные представители: Доктор Дре, Снуп Догги Дог, Уоррен Джи


УРБАН (URBAN)
Также известный как "современный урбан", термин "урбан" используется для обозначения R&B/соул-музыки 80-х и 90-х годов. Как и quiet storm и филли-соул (оказавшие на данный стиль сильнейшее влияние), урбан был очень мягким, "отполированным" до блеска. Романтические баллады в стиле урбан прекрасно умещались в рамки формата quiet storm-радиостанций, однако в стиле находилось место и для быстрых, танцевальных фанковых треков, которые, как правило, могли похвастать тем же высокотехнологичным радио-продакшном и сдержанным, хоть и исполненным соула вокалом. Несмотря на название, урбан обычно не имел устойчивых ассоциаций с термином "музыка соул" – урбан предпочитал приглушать чрезмерные эмоции в пользу усовершенствования звучания. Вплоть до конца 80-х большая часть урбана была поп-ориентированной, часто за счёт мелодии и практически всегда – благодаря продакшну. Ряд артистов – как, например, Джанет Джексон, Билли Оушен и Уитни Хьюстон – перешли из R&B-чартов в более обширные (по количеству аудитории) поп-чарты. Хотя были и такие исполнители, как Фредди Джексон, Лютер Вандросс, Стефани Миллз и Леверт – их популярность среди любителей R&B никогда не выходила за пределы жанра. Параллельно с ростом популярности хип-хопа в урбане начали происходить изменения. Продюсер и участник группы Guy Тедди Райли создал сплав этих двух направлений, добавив редкие рэп-вставки, и назвал это нью-джек свингом. Нью-джек свинг сделал суперзвезду из Бобби Брауна, также оправдав крупные вложения и в его бывших товарищей по группе New Edition. Помимо Райли урбан-музыкой на стыке десятилетий заправляли дуэты продюсеров и авторов песен, чьи работы блистали в R&B- и поп-чартах. Среди них – Джимми Джем и Терри Льюис (Джанет Джексон), Дензил Фостер и Томас МакЭлрой (En Vogue) и Антонио "L.A." Рейд и Бэбифейс, сделавший великолепную карьеру в качестве сольного исполнителя. Урбан и хип-хоп продолжают взаимопроникновение, в начале 90-х поспособствовав рождению нового "гибридного" стиля, названного хип-хоп соулом. Корни хип-хоп соула лежали в нью-джек свинге, но бит был более фанковый, более гибкий и непредсказуемый. Для хип-хоп соула был характерен довольно глянцевый продакшн, но при этом он имел более весомое соул-звучание, нехарактерное для нью-джека. Существовала и другая часть урбана, сохранившая в себе корни quiet storm и современной "музыки для взрослых"; хотя, независимо от того, какой избирался спектр для развития, эти урбан-композиции всё чаще требовали от исполнителя умение владеть развитой вокальной техникой. Частично благодаря заметному угасанию популярности мейнстримного поп-рока (на фоне взлёта альтернативной музыки) урбан более или менее преобладал в чартах поп-синглов во второй половине 90-х за счёт таких мировых имён, как Мэри Джей Блайдж, Тони Брэкстон, Р. Келли, Boyz II Men, SWV, Blackstreet, Джодеси, Моника, Брэнди и многих других.

Основные представители: Р. Келли, Уитни Хьюстон, Бэбифейс


ПОП-РЭП
Поп-рэп – это союз хип-хоповых битов и рэпа с сильными мелодическими хуками, которым в структурах стандартных поп-песен обычно отводится место припева. Поп-рэп стремился быть менее агрессивным и лирически более сложным, чем уличный хип-хоп, хотя в период с середины до конца 90-х некоторые артисты в попытке отвергнуть нападки критики относительно чрезмерной легковесности вновь внесли в стиль влияние хардкор-рэпа. Поп-рэп берёт старт в конце 80-х, когда такие исполнители, как Run-DMC, Эл-Эл Кул Джей и The Beastie Boys начали движение в сторону мейнстрима. Вскоре после этого такие рэперы как Тоун Лок, Янг Эмси, диджей Джаззи Джефф и Фреш Принс стали записывать синглы, демонстрирующие умение рассказывать истории с хорошим чувством юмора – что и привело их на вершины чартов. За ними последовал целый ряд других музыкантов, выпускавших синглы-однодневки в схожей пати-рэп стилистике. Примерно в это же время некоторые исполнители, осознав, что могут достичь лёгкой популярности, начинают упрочнять связь рэпа с R&B и с танцевальной музыкой. Именно танцевальная музыка зачастую прибегала к сэмплированию как способу обогащения собственных мелодий. Однако после прорыва эмси Хаммера и Ваниллы Айса в 1990 году представители поп-рэпа часто обвинялись (вплоть до суда) в намеренном заимствовании хуков хорошо известных хитов без внесения достаточной платы за их использование, если таковая вообще имелась. Всё это принесло стилю не всегда заслуженную плохую репутацию, хотя многие артисты 90-х продолжали использование больших хитов, одновременно развивая собственный уникальный саунд (примеры этому – PM Dawn, Naughty by Nature, House of Pain, Arrested Development, Кулио, Salt-N-Pepa, Сэр Микс-а-Лот и др.) В то же время прилипчивый джи-фанк Доктора Дре и основанный на поп-хитах 80-х стиль Паффа Дэдди (в духе эмси Хаммера) помогли вывести темы гангста- и хардкор-рэпа к вершинам чартов. К концу 90-х годов в поп-рэпе главенствовали последователи/воспитанники Дре и Паффа Дэдди, а также исполнители, смешавшие рэп с урбан-соулом.

Основные представители: Дидди (Пафф Дэдди), Уилл Смит, эмси Хаммер


По материалам сайта
allmusic.com

Перевод: Диана Гонсалес и Александр Ашбель

Также по теме:
FUNKYPEDIA: SOUL
FUNKYPEDIA: FUNK
FUNKYPEDIA: DISCO
FUNKYPEDIA: HIP-HOP (part 2)
FUNKYPEDIA: JAMAICA
FUNKYPEDIA: BLUES (part 1)
FUNKYPEDIA: BLUES (part 2)
FUNKYPEDIA: JAZZ (part 1)
FUNKYPEDIA: JAZZ (part 2)
FUNKYPEDIA: AFRICA


К остальным статьям
http://studiohelloworld.ru/Фотографы

Разработка сайта: WebZenith
Design by Kate



Наши партнёры  
Свердловская филармонияEverJazz