Black Music Promo  
Блэк Мьюзик Промо
LifeFacesCulturePaparazziReleasesSupportFriend linksAbout
 
Сегодня 08 июля
среда

FUNKYPEDIA: HIP-HOP (part 2)

    
 

ГАНГСТА-РЭП (GANGSTA RAP)
Гангста-рэп получил своё развитие в конце 80-х. Выйдя из хардкор-рэпа, гангста-рэп обладал резким, шумным звуком. Обыденные в своей грубости истории о городских преступлениях, рассказанные рэперами, привносили резкость и в лирическую составляющую этой музыки. Иногда тексты являлись точным отражением реальности, но порой они были скорее похожи на приукрашенные истории из журналов с комиксами. Как бы то ни было, гангста-рэп стал самой коммерчески успешной формой хип-хопа в конце 80-х – начале 90-х. В процессе развития гангста-рэп стал причиной ощутимых разногласий в обществе, поскольку консервативные организации пытались запретить выпуск гангста-рэп записей. Но, даже когда стараниями групп активистов ряд музыкальных коллективов потерял контракты с крупными фирмами звукозаписи, рэперы продолжили записывать музыку, неподверженную цензуре.

Основные представители: Тупак Шакур, N.W.A., Снуп Догг


ХАРДКОР-РЭП (HARDCORE RAP)
Этот термин может быть отнесён к нескольким различным музыкальным направлениям; общей особенностью хардкор-рэпа является чувство противоречия и агрессивность. Это прослеживается и в содержании текстов, и в тяжёлом, качающем бите с "шумным" сэмплированием и продакшном, либо в сочетании этих признаков. Хардкор-рэп – жёсткий, пропитанный духом улиц, напористый и зачастую грозный (хотя последнее – не обязательное правило, ведь в направлении находится достаточно места и для юмора). Гангста-рэп – стиль, который, как правило, ассоциируется с хардкор-рэпом, но не весь хардкор-рэп вращается вокруг тематики гангста (хоть и весьма часто, особенно среди хардкор-рэперов 90-х). Первый хардкор-рэп появляется на Восточном побережье в конце 80-х, по мере того как исполнители начали отходить от тусовочного рифмоплётства и хвастовства у микрофона; их музыка и язык начали отражать более реальную, зачастую жёсткую городскую среду, в которой обычно и рождались композиции данного направления. Прежде чем была изобретена какая-либо определенная формула гангста-рэпа, такие исполнители как Boogie Down Productions из Нью-Йорка и Айс-Ти из Лос-Анджелеса наблюдали за уличной жизнью в мельчайших подробностях, дабы позже перенести всё это на плёнку; ко всему прочему, хаотичная звуковая техника Public Enemy устанавливала новые стандарты в сфере продакшна, а проект N.W.A. засвидетельствовал победу гетто- и гангста-образа жизни у нового поколения рэперов, отличавшихся чрезмерным мачизмом. В начале 90-х хардкор-рэп был очень близок к гангста-рэпу Западного побережья. Так было до появления Wu-Tang Clan, чей минималистичный бит и сэмплы струнных и фортепиано стали стилем, породившим волну подражателей. Обладая хлёстким, сильным грувом и жёсткой уличной хваткой, хардкор-рэп стал самым коммерчески успешным стилем в хип-хоп культуре второй половины 90-х. В наши дни его суть его характеризуют ориентированность на музыку для вечеринок, одержимость деньгами/сексом/насилием и (изредка) комментарии на социальную тематику. Такие исполнители как Ноториус Би-Ай-Джи, Ди-Эм-Экс и Джей-Зи стали суперзвёздами, издающимися платиновыми тиражами. Узнаваемый стиль Мастера Пи, ориентированный на гангста-хардкор южного побережья, также стал влиятельной силой, хотя его хит-синглы и не отличались столь сильным коммерческим потенциалом.

Основные представители: Мастер Пи, Ди-Эм-Экс, Wu-Tang Clan


ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЭП (POLITICAL RAP)
В стремлении отойти от олдскульного рэпа с его атмосферой квартальных вечеринок и воплотить в музыке страдания бедных районов несколько хип-хоп групп в 80-е годы объединили искусную читку с политизированной философией, создав при этом новый стиль рэпа. Вдохновившись музыкой полит-проповедников 70-х (от The Last Poets до Гила Скотта-Херона), группа Public Enemy стала первой и лучшей полит-рэп группой. Её фронтмен Чак Ди славился самой виртуозной читкой своего времени, и при этом в своих текстах он всё время задействовал тематику правительства (треки "Black Steel in the Hour of Chaos," "Fight the Power"), культуры "белой" Америки ("Rebel Without a Pause," "Burn Hollywood Burn") и целого ряда общественно-политических проблем ("911 is a Joke," "Night of the Living Baseheads"), наговаривая свои рифмы поверх звукового терроризма, создаваемого продакшн-командой группы Public Enemy – The Bomb Squad. KRS-One и его группа Boogie Down Productions также начали выражать своё мнение в брутальных композициях "Illegal Business" and "Stop the Violence", которые были обращены как к афроамериканскому сообществу, так и к лидерам свободного мира. Однако, то, что выглядело новой плодородной почвой для творчества, оказалось на удивление недолговечным. Public Enemy после 1991 года ушли в тень, и даже несмотря на превосходные записи, выпущенные новым поколением политических рэперов (Poor Righteous Teachers, Paris, X-Clan, Disposable Heroes of Hiphoprisy), коммерческий взрыв нового хип-хоп саунда – гангста-рэпа и джи-фанка – заставил звукозаписывающие лейблы относиться с меньшим энтузиазмом к посланиям, неугодным государственным деятелям.

Основные представители: Public Enemy, Boogie Down Productions, Мос Деф


SOUTHERN RAP
Оставаясь долгое время в тени рэпа восточного и западного побережий, в 90-х южный рэп заявил о себе как о новом плодотворном течении, базировавшемся в первую очередь в Майами, Новом Орлеане и Атланте. В конце 80-х южный рэп был прежде всего связан с Майами-бэйсом, известным также под названием "бути-рэп" (booty rap) из-за грува, заставляющего трясти всевозможными частями тела и сексуальной тематики, стоящей в основе всей лирики. Главным представителем направления была группа Лютера Кэмпбэлла 2 Live Crew, которая довела сексуальное содержание текстов до экстремального уровня, тем самым вызвав по всей стране протесты процензурно настроенных сил. Звук Майами-бэйса получил распространение на территории юга Штатов и оставался востребованным продуктом для американских танцполов в течение 90-х за счёт таких исполнителей как Tag Team, 95 South, The 69 Boyz, Quad City DJ's и Freak Nasty. На счету каждого из этих артистов были синглы, имевшие крупный успех (хотя их лирика была далеко не такой взрывной, как тексты проекта Кэмпбэлла). Атланта также внесла свой вклад в дело продвижения бэйс-саунда, но помимо этого в Атланте были также рэп-артисты,
придерживавшиеся более своеобразного, специфического (и радушно принятого критиками) стиля, вобравшего в себя фанк-звучание классического южного соула. Первыми в данном направлении получили известность в 1992 году рэперы Arrested Development; за ними последовало объединение музыкантов Organized Noize, чьими наиболее примечательными участниками были группы OutKast и Goodie Mob. В то время как Атланта была творческим центром южного рэпа, Новый Орлеан, безусловно, являлся его коммерческим центром. Мастер Пи построил прибыльную империю в рамках звукозаписывающей компании No Limit, и хотя он и участники лейбла в действительности не пытались выйти за границы возможного в плане творческого развития –
большая часть записей, выпущенных на No Limit, была построена на звучании джи-фанка западного побережья или хардкор-стиля а-ля Wu-Tang с использованием прямолинейной гангста-лирики – No Limit штамповал музыкальный продукт со скоростью сборочного конвейера, обеспечив себе постоянное присутствие в национальных хит-парадах конца 90-х. В конце десятилетия дружественный им новоорлеанский лейбл Cash Money во главе с продюсером Мэнни Фрэшем (чьим отличительным подходом было усовершенствование южного бэйс-саунда) добился национального признания для своего артиста Джувенайла, тем самым став законной конкурирующей силой в мире хип-хопа.

Основные представители: Geto Boys, Мистикал, Лил Уэйн


ГРЯЗНЫЙ ЮГ (DIRTY SOUTH)
Направление "Грязный Юг" появилось во второй половине 90-х после того, как гангста-рэп стал разменной монетой хип-хопа. Стиль развился в равной степени из эпохального диска Доктора Дре "The Chronic" и "грязных" традиций проекта 2 Live Crew, став в итоге своеобразной торговой маркой современного хип-хопа – пьянящей, агрессивной, приземлённой, помешанной на сексе. Своё название жанр заимствовал из одноимённой композиции 1995 года рэперов Goodie Mob, которые, наравне с проектом OutKast, были лучшими представителями направления – их музыка и лирика были намного интереснее и острее их современников, таких как, например, The No Limit.

Основные представители: OutKast, Джувенайл, 8Ball & MJG

ЛАТИН-РЭП (LATIN RAP)
К латин-рэпу обычно относят хип-хоп и рэп-композиции в исполнении музыкантов латиноамериканского происхождения. При этом исполнение может быть как на английском, так и на испанском языке. Музыка в этом жанре зачастую демонстрирует явное влияние латиноамериканских ритмов.

Основные представители: Cypress Hill, Mellow Men Ace, The Beatnuts

ГРЯЗНЫЙ РЭП (DIRTY RAP)
"Грязный" рэп – стиль хип-хопа, сосредоточенный исключительно на сексе. Отцами жанра считается группа 2 Live Crew – одна из лидирующих групп Майами, работавшая с тяжёлым грувом бэйс-саунда. Именно этот бас-ориентированный грув лежит в основе "грязного" рэпа. Большинство композиций в этом стиле были просто-напросто скучно звучащим пати-рэпом, который ставили на вечеринках для поддержания настроения. Зачастую подобные композиции не отличались музыкальной и смысловой глубиной.

Основные представители: 2 Live Crew, Люк, Gangsta Boo

ПАТИ-РЭП (PARTY RAP)
Пати-рэп – это басовитый, качающий хип-хоп, преследующий только одну цель – поддерживать грув. Лирика в композициях абсолютно несущественна, в ней нет ни единого намёка на политический подтекст хардкор-рэпа; максимум, что в ней есть – так это отголоски смышлёности олдскульного рэпа. Вместо этого, всё целиком завязано на музыке с её доминирующими басами и ударными. Пати-рэп близко связан с Майами-бейс-мьюзик, хотя в пати-рэпе обычно присутствует один вокальный хук (например, "Da Dip" или же припев "Rump Shaker"), и именно этот хук делает композицию запоминающейся.

Основные представители: Марки Марк, Freak Nasty, 2 Live Crew

ДЖАЗ-РЭП (JAZZ-RAP)
Джаз-рэп представлял собой попытку объединения афроамериканской музыки прошлых лет с новыми популярными музыкальными формами, тем самым воздавая должное прошлому и расширяя горизонты нового. В то время как ритмы джаз-рэпа пришли в направление всецело из хип-хопа, сэмплы и звуковая текстура в основном были заимствованы из кул-джаза, соул-джаза и хард-бопа. Данный стиль от хип-хоп собратьев отличается бóльшим спокойствием и интеллектуальностью. Многие исполнители джаз-рэпа демонстрировали афроцентристские политические взгляды, обогащая стиль своим пониманием истории. Учитывая более интеллектуальную направленность, неудивительно, что джаз-рэп никогда в действительности не становился популярным в качестве уличного стиля – но это и не являлось его целью. Джаз-рэп развивался как позитивная альтернатива хардкор/гангста-движению (именно они в начале 90-х занимали господствующие позиции в рэпе) и был заинтересован в распространении хип-хопа среди слушателей, не желавших идентифицировать себя с агрессией в музыке бедных районов. Как следствие, джаз-рэп приобрёл своих главных слушателей в университетских городках и был радушно принят многими критиками и поклонниками белого альтернативного рока. Основной силой джаз-рэпа был многолюдный нью-йоркский коллектив Native Tongues под руководством Африки Бамбаатаа, включавший в себя такие афроцентристские рэп-группы как A Tribe Called Quest, De La Soul и the Jungle Brothers; другими заметными артистами на раннем этапе развития стиля стали проекты Digable Planets и Gang Starr. С середины до конца 90-х, когда альтернативный рэп трансформировался в нечто более эклектичное, джаз-рэп уже редко воспринимался как нечто исключительное, хотя The Roots зачастую использовали этот стиль на своих "живых" хип-хоп концертах.

Основные представители: Gang Starr, The Roots, A Tribe Called Quest


ТЁРНТАБЛИЗМ (TURNTABLISM)
Хотя такие ди-джеи как Грандмастер Флэш, Африка Бамбаатаа и Гранд Уизард Теодор были ведущими фигурами хип-хопа в 70-е годы, к моменту захвата рэпом мейнстрима в середине 80-х именно эмси начали отвоёвывать славу у диджеев. Это, в общем-то, было понятно: чтобы иметь хоть какие-то шансы на продвижение на радиостанциях и на коммерческий успех, треки должны были содержать вокальные партии. Поэтому неизбежным стал факт "забвения" диджеев, чьими силами проводились первые уличные хип-хоп джемы. Вряд ли когда-либо вновь этот баланс будет восстановлен, однако в середине 90-х, на волне всеобщего интереса к различным аспектам рэп-культуры тёрнтаблизм (от англ. turntable – вертушка, виниловый проигрыватель) получает развитие в качестве самостоятельного направления. Настоящими звёздами стиля стали диджеи. Вместо мудрёных рифм и отточенной читки они в своём репертуаре имели обширный арсенал из скретчей, перемоток, фазировки и акробатических трюков с двумя вертушками ("жонглирование битом", beat juggling). Некоторые из наиболее популярных диджеев (в первую очередь – диджей Шэдоу) составляли собственные миксы, используя тысячи различных виниловых записей. Большинство этих пластинок содержали барабанные брейки из редкого джаза, соула и фанка (стоит отметить, что обучающие записи были также в ходу, служа источником бессмысленных голосовых сэмплов). Авангардная фигура того времени Кристиан Марклэй начал создавать в начале 80-х целые симфонии с помощью вертушек, используя материал из различных музыкальных источников. В 1987 году зародившаяся в диско-эпоху организация Disco Mix Club (позже просто DMC) провела первый конкурс по микшированию. Вскоре конкурс стал сценой для тёрнтаблистов, которые получили возможность раскрыть свои таланты и заслужить уважение публики. Великолепные диджеи из второго поколения (например, Кью-Берт, Миксмастер Майк, диджей Аполло и Роб Свифт) стали главными фигурами развивающегося тёрнтаблизма, как индивидуально, так и в составе новых коллективов типа Invisibl Skratch Piklz, The X-Men (позже –The X-Ecutioners), и The Beat Junkies. Хотя альбомы тёрнтаблистов никогда не достигали массовой популярности, новое поколение диджеев (тот же Шэдоу) получило признание от критиков благодаря преуменьшению роли концертных выступлений и развитых физических навыков в пользу полнометражных студийных работ.

Основные представители: Миксмастер Майк, Кью-Берт, X-Ecutioneers


АНДЕГРАУНД-РЭП (UNDERGROUND RAP)
Андеграунд-рэп можно поделить на две категории. Это либо жёсткий хип-хоп, раздвигающий музыкальные границы и обладающий продуманными текстами, выходящими за рамки гангста-клише, либо это жёсткий гангста-рэп, который вбирает в себя все музыкальные и текстовые стереотипы данного направления. Сходство этих категорий заключается в неприятии правил мейнстрима и в громкой декларации собственного независимого статуса. Андеграунд-рэп, в отличие от хип-хопа, реже издаётся известными лейблами, хотя он зачастую и схож по звучанию с хип-хопом.

Основные представители: Jurassic 5, Anti-Pop Consortium, Ultramagnetic MC’s

АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ РЭП (ALTERNATIVE RAP)
К исполнителям альтернативного рэпа относятся хип-хоп группы, отказавшиеся подчиняться традиционным стереотипам рэпа, таким как гангста, фанк, бэйс, хардкор и пати-рэп. Вместо этого они размыли границы жанров, отталкиваясь в равной степени от фанка, поп-музыки, рока, а также джаза, соула, регги и даже фолка. Несмотря на то, что группы Arrested Development и The Fugees сумели сблизить данное направление с мейнстримом, большинство альтернативных рэп-групп заручились поддержкой главным образом поклонников альтернативного рока, а не слушателей хип-хопа или поп-музыки.

Основные представители: Arrested Development, The Fugees, Beastie Boys


"ЛЕВОСТОРОННИЙ" ХИП-ХОП (LEFT-FIELD HIP-HOP)
Колеблясь на границе рэпа и электроники, "левосторонний" хип-хоп остаётся всё-таки больше продюсерским стилем, нежели творением эмси; он акцентируетcя скорее на отличном бите, чем на отличной читке. Поэтому, хоть вокал зачастую и присутствовал в альбомах данного направления, при этом он скорее выполнял функцию ритмического элемента, а не выставлял напоказ мастерство слова, хотя, конечно, в композициях могли использоваться и целые стихотворные секции. Большинство представителей этого стиля используют целый набор сложного компьютеризированного оборудования для микширования и создания собственной музыки, но встречаются и экспериментальные элементы в "левостороннем" хип-хопе: от крайне широкой базы сэмплов до использования живых инструментов и вокала. Всё это объединяется общей идеей, что рэп может быть положен поверх любой музыкальной основы. "Левосторонний" хип-хоп чётко отделяет себя от тёрнтаблизма, в котором предполагался менее заметная роль сэмплирования при создании композиции. Ещё одно отличие от тёрнтаблизма: в "левостороннем" хип-хопе преобладала именно студийная работа. Направление зародилось как раз в то время, когда тёрнтаблизм стал терять свою значимость; артисты сосредоточились на работе в студии – в противовес исполнителям, играющим вживую. При этом, конечно, многие представители жанра презентовали свои работы на публике.

Основные представители: Prefuse 73, Rjd2, диджей Шэдоу


БРИТАНСКИЙ РЭП (BRITISH RAP)
Хотя популярность британского рэпа крайне редко выходит за пределы островной и континентальной Европы, он имеет свои собственные традиции и потому является самостоятельным стилем. Конечно, музыкальное наследие британского стиля не так велико, как у американского хип-хопа, но, тем не менее, у него есть своя специфика: многие рэперы "туманного Альбиона" выросли на традициях карибской рагги и привнесли в хип-хоп диалект патуа. Британский рэп появился в конце 80-х, взяв за основу звуковые коллажи группы Public Enemy. Вскоре многие английские рэперы начали добавлять в собственный саунд оттенки эйсид-хауса, тем самым придавая стилю более мрачное настроение, чем у американского прототипа. В Англии существовало множество не самых удачных "копий" американских рэперов, в то время как лучшие британские хип-хоп исполнители разделились на три лагеря. Одни, такие как The Prodigy, объединили хип-хоп и рейв. Другие группы, как, например, Leftfield, обратились к клубному танцевальному хип-хопу. Третий же лагерь (ярчайший представитель – группа Massive Attack) намеренно замедлили хип-хоп бит, добавили к нему текстуру эйсид-джаза, получив таким образом трип-хоп. К концу 90-х контроль над британской хип-хоп сценой перешёл в руки поколения любителей рэпа, что привело к появлению превосходных записей от проектов The Herbaliser, Roots Manuva, New Flesh и многих других.

Основные представители: Рутс Манува, Stereo MCs, The Herbaliser

По материалам сайта
allmusic.com

Перевод: Диана Гонсалес и Александр Ашбель

Также по теме:
FUNKYPEDIA: SOUL
FUNKYPEDIA: FUNK
FUNKYPEDIA: DISCO
FUNKYPEDIA: HIP-HOP (part 1)
FUNKYPEDIA: JAMAICA
FUNKYPEDIA: BLUES (part 1)
FUNKYPEDIA: BLUES (part 2)
FUNKYPEDIA: JAZZ (part 1)
FUNKYPEDIA: JAZZ (part 2)
FUNKYPEDIA: AFRICA


К остальным статьям
http://studiohelloworld.ru/Фотографы

Разработка сайта: WebZenith
Design by Kate



Наши партнёры  
Свердловская филармонияEverJazz