Black Music Promo  
Блэк Мьюзик Промо
LifeFacesCulturePaparazziReleasesSupportFriend linksAbout
 
Сегодня 04 марта
четверг

FUNKYPEDIA: JAMAICA

    
 

СКА (SKA)
Появление ска ознаменовало начало истинно ямайской поп-музыки; расцвет стиля (первая половина 60-х) совпал с периодом получения островом независимости. Ска-ансамбли имели в составе электрические инструменты и группу духовых, наиболее характерных для джаза (саксофон, труба, тромбон). Будучи простым по структуре, ска при этом вобрало массу влияний, соединяя американский ритм-н-блюз, джамп-блюз, ямайский стиль менто, калипсо (и другие карибские стили), свинг биг-бэндов, афро-кубинский джаз, покоманию и другую местную религиозную народную музыку, а также европейские бальные танцы. Наиболее важными компонентами были первые три – R&B, джамп-блюз и менто. Джамп-блюзовые мелодии (как в виде инструментальных пьес с солирующим саксофоном, так и спетые певцами вроде Вайнони Харрис и Луиса Джордана) стали чрезвычайно популярными на ямайских танцевальных вечеринках: хозяева саунд-систем часто ездили в Штаты в поисках самых зажигательных и редких синглов. По мере того как R&B "съезжал" в рок-н-ролл, фаворитами ямайской публики стали менее ориентированные на коммерческий саунд артисты, такие как Литтл Ричард и Фэтс Домино. В 1959 году, когда буги-бит потерял своё влияние на рок-ориентированный R&B, хозяева ведущих саунд-систем – Клемент "Коксон" Додд и Дюк Рид (а также ресторатор/продюсер Лесли Конг) – решили взять дело в свои руки. Они организовывали собственные лейблы, продюсировали местные таланты и записывали ту музыку, которую жаждала услышать их публика и которую больше не записывали в США. С этого момента данная музыка приобрела узнаваемые ямайские черты, смешивая воедино все музыкальные стили, которыми владели ямайские музыканты. Важнейшим из этих стилей был менто, первый коренной музыкальный жанр острова. Он был смесью карибского калипсо и ямайской народной музыки. В ансамблях, исполнявших менто, присутствовало банджо, игравшее на слабую долю, и когда эта музыкальная практика была перенесена на записи ямайского ритм-н-блюза, акцент на слабой доле был существенно усилен за счёт ориентированности R&B на ритм. Так родилось ска, и данный ритмический акцент стал определяющим в музыке Ямайки на последующие десятилетия. Среди важнейших ска-вокалистов были Деррик Морган, Лорел Эйткен, Принс Бастер (помимо прочего – владелец саунд-системы), Дезмонд Деккер, Тутс и The Maytals, а также юный Боб Марли и его The Wailers. The Skatalites, руководимые энергичным тромбонистом Доном Драммондом, имели в составе несколько солистов-виртуозов и считались бесспорно лучшей инструментальной группой; они также записали бессчётное количество пластинок в качестве штатного сессионного коллектива на лейбле Коксона Додда Studio One. Популярность ска пошла на убыль в 1966 году, когда, на фоне исключительно жаркого лета у молодёжной аудитории получил признание более медленный, спокойный стиль рокстеди. Кроме того, в этом же году ска потеряло одного из своих лучших исполнителей, когда Дон Драммонд был арестован и осуждён за убийство подружки (он умер спустя несколько лет). Ска пережило непродолжительное возрождение популярности в Англии в конце 70-х – начале 80-х благодаря энтузиазму многочисленных британских поклонников регги (а особенно - заразительного прыгучего ска-бита) из среды панков. Более рок-ориентированная версия ска стала популярна в США в 90-е годы, хотя она уже была гораздо дальше от своих ямайских корней, чем британская версия.

Основные представители: The Skatalites, Дон Драммонд, The Ethiopians


БЛЮБИТ (BLUEBEAT)
Ранние записи ска в ряде мест (особенно в Англии) были известны также под названием "блюбит". Причина – в том, что эти записи в основном издавались на лейбле Blue Beat – среди них такие ключевые записи как хит Принса Бастера "Madness". Спустя годы за этой музыкой закрепился термин "ска", но многие поклонники до сих пор придерживаются названия "блюбит".

Основные представители: Дезмонд Деккер, Принс Бастер, Милли Смолл


ВОЗРОЖДЕНИЕ СКА (SKA REVIVAL)
Стиль ска появился в начале 60-х, когда ямайцы попытались повторить звук новоорлеанского R&B, которое они слышали по радио. Вместе того чтобы подражать звуку R&B, первые ска-артисты развивали своё характерное чувство ритма и мелодии, что в последствии привело к рождению регги. В конце 70-х ряд молодых британских групп начал возрождать звучание оригинального ска, добавляя нервную остроту панка к скачущим ритмам. Более того, музыканты, возрождавшие ска, были одними из немногих, кто в те годы объединял в рамках одной группы музыкантов разных рас, что на тот момент могло считаться смелым политическим заявлением. Вообще, ска-ривайвлисты в целом были более политизированными, чем их современники, игравшие брит-панк и нью-вейв. Ведущей группой ска-возрождения были The Specials, основавшие собственный независимый лейбл 2-Tone. Возглавляемые Джерри Дэммерсом и представляемые вокалистом Терри Холлом, The Specials задали эталон звука и позиции для всех своих последователей и в Британии добились моментального успеха. Благодаря лейблу 2- Tone и целой череде концертных туров The Specials значительно поспособствовали развитию ска-ривайвл сцены – они оказывали поддержку всем своим основным последователям, включая Madness, The (English) Beat и The Selecter. В начале 80-х группы ска-ривайвла (особенно Madness) были очень популярны в Англии. Тем не менее, они не имели признания в США вплоть до 1982-1983 годов, когда в эфире MTV появились видеоролики всех значимых (и многих менее значимых) групп жанра. К этому моменту эти исполнители уже достигли своего апогея, и в течение нескольких месяцев такие группы как The Specials, Madness, The (English) Beat и Selecter распались. Несмотря на то, что за пределами Великобритании крупного успеха ска-ривайвл группы не добились, они всё же стали предметом серьёзного культа в Америке и вдохновили несколько поколений музыкантов на создание похожих коллективов. Эта волна ска-ривайвлистов вдохновлялась также жёстким панком и тяжёлым металлом, и по этой причине R&B-составляющая, характерная для оригинального ска и 2-Tone-ска, ими была практически утеряна. Как бы то ни было, эти группы – прежде всего Rancid, Mighty Mighty Bosstones и No Doubt – в середине 90-х стали в Штатах достаточно популярными. В Британии ска-ривайвл оказал влияние как на брит-поп группы (например, Blur), так и на трип-хоп артистов, таких как Трики.

Основные представители: Madness, The Specials, Bad Manners


РОКСТЕДИ (ROCKSTEADY)
Рокстеди – стиль поп-музыки, развившийся в 60-е годы из ска. В двух словах, это замедленное в два раза ска; место солирующего тромбона в нём занимают фортепиано и выведенная на передний план бас-гитара. Тексты песен более социально-ориентированные и политизированные, в музыке делается акцент на гармонии, особенно в таких вокальных трио как The Heptones, The Gaylads, The Dominoes, The Aces и The Wailers. Среди прочих ключевых артистов жанра – Элтон Эллис и Кен Бут. Благодаря своему расслабленному биту и протестной лирике рокстеди стал прямой предтечей регги.

Основные представители: Кен Бут, Элтон Эллис, Джеки Митту


РЕГГИ (REGGAE)
Регги – это сугубо ямайская музыка, но, по иронии, своими корнями она уходит в R&B из Нового Орлеана. Непосредственный предшественник регги – это ска, ускоренная ритмическая вариация на тему новоорлеанского R&B, которое ямайские музыканты услышали в трансляции из США в своих радиоприёмниках. Ска, основанное на отрывистом звучании гитары и синкопированных ритмах, было их интерпретацией R&B, достаточно популярной в начале 60-х. Однако одним очень жарким летом стало настолько жарко, что оказалось уже невозможно ни играть ска, ни танцевать под него, поэтому бит замедлили. Так родилось регги. Вскоре регги, подобно блюзу, проявило своё многообразие во множестве интерпретаций – от мелодичного рокстеди Элтона Эллиса и вдохновлённых роком и фолком песен Боба Марли до пространных, почти психоделических звуковых коллажей от даб-артистов вроде Ли "Скретча" Перри. При помощи ярких, громких фестивалей "Reggae Sunsplash" и поп-групп в духе UB40, стиль получил коммерческое признание. Более изобретательные регги-артисты, такие как Марли и Перри, повлияли на бессчётное количество музыкантов – от регги и фолка до рока и танцевальной музыки. Популярная музыка теперь буквально пронизана этим влиянием.

Основные представители: Боб Марли, Тутс и The Maytals, Black Uhuru


РУТС-РЕГГИ (ROOTS REGGAE)
Рождённый на пересечении американского рока и ска/рокстеди, рутс-регги характеризуется сильным вокалом и религиозной раста-лирикой. Рутс-регги появился в начале 70-х в качестве следующего этапа развития рокстеди. Это, пожалуй, самая легко воспринимаемая на слух форма регги; она же стала наиболее популярной по всему миру.

Основные представители: Джуниор Марвин, The Heptones, The Abyssinians


РЕГГИ-ПОП (REGGAE-POP)
Регги-поп своей основой имеет регги, но эта музыка характеризуется также сильными мелодическими ходами, коммерческим саундом и ориентированностью на чартовый успех. Зачастую поп-регги исполняется поп-группами, желающими разнообразить своё звучание, но чаще его играют регги-артисты, имеющие склонность к поп-музыке. На протяжении 70-х годов такие далёкие друг от друга рокеры как Эрик Клэптон и The Clash экспериментировали с регги, да и всё движение ту-тоун (2-Tone) ска в начале 80-х было тесно связано с регги. Тем не менее, лишь в конце 80-х, когда такие музыканты как UB40, Эдди Грант и Макси Прист обеспечили ему попадание в поп-чарты, регги стал частью массового сознания. Впервые регги-поп проявился в середине 80-х, и вплоть до конца десятилетия он процветал по мере того как вышеупомянутые артисты выпускали коммерчески успешные хиты. В течение 90-х стиль сохранял свои позиции, даже несмотря на то, что число коммерчески успешных хитов, по сравнению с концом 80-х и началом 90-х, уменьшилось.

Основные представители: Эдди Грант, Джимми Клифф, Макси Прист


ГЛАДКИЙ РЕГГИ (SMOOTH REGGAE)
Гладкий регги близок к поп-регги, поскольку для него также характерны сильные мелодические ходы и коммерческий потенциал. Отличие между этими двумя жанрами в том, что гладкий регги – это романтический регги, звучащий соблазнительно и применяемый в "этих самых" целях. Жанр проявился в середине 80-х и в течение 90-х набирал обороты.

Основные представители: Макси Прист, Кэплтон, Джон Холт


ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕГГИ (POLITICAL REGGAE)
С самого своего начала регги был политизированным, что хорошо видно по работам Боба Марли и Питера Тоша. Их знаковые записи 70-х создали прецедент важности политического протеста в регги. Разумеется, многие артисты предпочитали при помощи регги-грува просто создавать хорошее настроение, но всегда находились социально-активные, сознательные регги-музыканты, использовавшие музыку как средство донесения своего послания. Не всегда они были популярны, но периодически на протяжении 80-х и 90-х их музыка входила в моду.

Основные представители: Питер Тош, Burning Spear, Линтон Квези Джонсон


СОВРЕМЕННЫЙ РЕГГИ (CONTEMPORARY REGGAE)
Звук у современного регги не такой сырой и энергичный, как у пионеров регги 70-х, но он и не настолько изощрённый, как поп-регги. Скорее, он находится ровно посередине этих двух стилей, вбирая в себя традиции, заложенные отцами-основателями, и совмещая их с изобретательной, профессиональной техникой продакшна, характерной для того времени, когда создавалась эта музыка.

Основные представители: Зигги Марли, UB40, Баунти Киллер


ЛАВЕРС-РОК (LOVERS ROCK)
Являясь романтичной, вдохновлённой R&B версией регги, лаверс-рок был продуктом английской регги-сцены. Он стал популярным в конце 70-х, по мере того как мейнстрим-регги всё больше обращался к теме социального протеста и духовности Растафари. Начиная со ска и заканчивая регги, ямайская музыка долгое время вдохновлялась американской музыкой, но лаверс-рок максимально размыл эти границы, соединив мягкий саунд чикагского и филадельфийского соула (филли-соула) с басовыми партиями и (в той или иной степени) ритмами регги. Юная певица Луиза Маркс была первым британским артистом, добившимся успеха в жанре "лаверс-рок" в 1975 году с песней "Caught You in a Lie". В последовавшие годы лаверс-рок приобрёл популярность среди британцев, искавших альтернативу политическому регги. Несмотря на то, что лаверс-рок не имел бешеной популярности на Ямайке, он использовался как влияние целым рядом известных музыкантов, желавших расширить свой репертуар и привлечь более широкую аудиторию за счёт большего стилевого разнообразия – среди них Джон Холт, Грегори Айзекс, Деннис Браун и Фредди Макгрегор. К сходной тактике прибегнул в 80-е годы дансхолл-певец Шугар Майнотт, когда перебрался с Ямайки в Британию. Лаверс-рок сохранил свою популярность и в 90-е годы благодаря своей преданной аудитории; будучи стилем, который создавался узким кругом артистов, он позволил певцу Макси Присту добиться международного признания за счёт выпуска ряда удачных хит-синглов.

Основные представители: Грегори Айзекс, Хорэс Энди, Деннис Браун


РАГГА (RAGGA)
Раггой называют разновидность регги, в котором музыкальная основа (или её большая часть) является электронной. Этот стиль обычно ассоциируют с дансхоллом, и, несмотря на то, что не весь дансхолл-регги – электронный (а значит, и не относится к рагге), между этими двумя направлениями очень много общего. "Рагга" – это сокращение от "раггамаффин" – термина, обозначавшего молодёжь из гетто Кингстона. Стиль получил своё название, поскольку стал музыкальным выбором поколения, выросшего во второй половине 80-х. Благодаря относительной дешевизне создания синтезированных ритмов рагга стала излюбленным методом работы ямайских продюсеров – она позволяла выпускать тысячи синглов в год, давая при этом возможность создавать новые, более изобретательные ритмы вместо того чтобы заимствовать их из старых записей в стиле рокстеди. Это также привело к безумной популярности так называемых "ритм-альбомов", для которых различные артисты записывали свои тексты и мелодии поверх заранее записанного ритм-трека, единого для всех. Несмотря на то, что зачастую рагга ассоциируется с диджей-тостингом, поп-певцы нередко прибегают к романтическим и растафарианским текстам; часто обе вокальные манеры смешиваются. Первой записью в стиле "рагга" была пластинка 1985 года "Under Me Sleng Teng" Уэйна Смита, спродюсированная Кингом Джемми и построенная вокруг ритма, запрограммированного на синтезаторе "Casio". Эффект был молниеносным – стиль породил массу подражателей, а сам Джемми на время стал самым влиятельным ямайским продюсером. В 90-х рагга закрепилась в качестве самого популярного звука на танцполах Ямайки. Со временем в ней начали использовать сэмплирование в духе хип-хопа, а ряд рагга-артистов благодаря поп-хитам добился признания в США. Рагга также оказала сильное влияние на растущую английскую джангл/драм-н-бейс-сцену.

Основные представители: Бини Мэн, Мэд Кобра, Шэгги


ДАНСХОЛЛ (DANCEHALL)
Дансхолл получил развитие в 80-х под именем "рагамаффин", гибридного стиля, в котором диджей (или "синг-джей") сочетал пение с рэп-читкой, зачастую на темы, выходящие за рамки цензуры. Музыкально стиль базируется на регги, сыгранном на драм-машинах, часто – на повышенной скорости. К 90-м годам использование дансхолла стало повсеместным – многие гангста-рэперы заимствовали ритмы дансхолла, его пулемётную читку. Среди основных фигур дансхолла – Йеллоумен и Шабба Рэнкс.

Основные представители: Йеллоумен, Буджу Бантон, Шабба Рэнкс


РЕГГИТОН (REGGAETON)
Реггитон – это смесь регги, хип-хопа и рэпа, появившаяся в Пуэрто-Рико в конце 90-х. Тексты часто пишутся на испанском; среди ведущих артистов жанра – Inocentes MC, диджей Блэсс, Las Guanabanas и Tribal Clan.

Основные представители: Дэдди Янки, Дон Омар, Luny Tunes


ДАБ (DUB)
Стиль получил своё название от студийной техники дублирования ("даббинга") инструментальных, ориентированных на ритм версий синглов на второй стороне пластинки-сорокапятки. Эта техника получила развитие и привела к рождению самостоятельного жанра, поскольку открывала звукоинженерам необъятные возможности для экспериментов со студийным оборудованием. Практика перезаписи песен в стиле регги без вокала берёт своё начало в 1967 году – тогда диджеи обнаружили, что танцующая толпа с радостью использует возможность самостоятельно пропевать тексты песен. Примерно в 1969 году некоторые диджеи начали говорить (делать "тостинг") поверх этих инструменталов (известных как "версии"), часто видоизменяя уже существующие тексты песен. Самым известным диджеем раннего периода стал Ю-Рой, получивший признание благодаря своему умению выстраивать импровизированные "диалоги" с уже записанными певцами. Ю-Рой заправлял саунд-системой, которой владел звукоинженер Кинг Табби, записывавший инструментальные треки, поверх которых диджей начитывал свой "тостинг". Позже Табби начал экспериментировать с пересведением ("ремикшированием") инструментальных дорожек, выводя вперёд по громкости ритм-секцию, вырезая практически все вокальные партии и добавляя такие эффекты как реверберация и эхо. В итоге многие поклонники регги восприняли даб как музыку, очищенную до её собственной сущности. Синглы-сорокапятки с даб-версиями на обратной стороне превратились в повсеместное явление, а имя Кинга Табби на пластинке стало само по себе ярлыком, указывавшим на качество материала. Полностью дабовые альбомы начали появляться в 1973 году. Многие из них часто содержали миксы Кинга Табби, сделанные им для продюсеров Банни Ли и Аугустуса Пабло (последний также в запоминающейся манере играл на губной гармонике, сделав её характерной чертой звучания даба). Также в раннем дабе стоит выделить минималистичную манеру Кита Хадсона и красочный, усложнённый продакшн Ли "Скретча" Перри. К 1976 году даб по популярности на Ямайке уступал разве что растафарианскому рутс-регги. Этот саунд также был тепло принят в Англии (прежде всего благодаря лейблу Island), где рутс-регги артисты (такие как Burning Spear и Black Uhuru) были также хорошо известны своими заходами на территорию даба. Мэд Профессор ("Безумный профессор") и экспериментатор Адриан Шервуд в 80-е годы поддерживали британскую даб-сцену на плаву. При этом, несмотря на появление интересных новичков, таких как Саентист, Принс Джемми и Майки Дред, общественный музыкальный вкус на Ямайке склонялся в сторону диджеев-тостеров и чтецов-импровизаторов, что привело к увеличению популярности дансхолла и рагги. Даунтемпо-атмосфера, басовые и ритмические рисунки даба продолжают оказывать влияние далеко за пределами регги – начиная с альбома группы Public Image Ltd. "Metal Box/Second Edition". В 90-е годы даб зачастую оказывался в стилистическом "плавильном котле" эклектичного авангардного андеграунд-рока; активно развивавшаяся британская электронная сцена также многое позаимствовала из дабовой техники микширования и продакшна.

Основные представители: Кинг Табби, Ли "Скретч" Перри, Мэд Профессор


ДАБ-ПОЭЗИЯ (DUB POETRY)
Даб-поэзия – это разновидность диджей-тостинга, исполняемого поверх инструментального даба, получившая развитие на ямайских танцполах в 1970-е годы. Две основные особенности отличают даб-поэзию от стандартной диджейской читки: 1. Вместо того чтобы просто поддерживать весёлую атмосферу вечеринки, даб-поэзия больше ориентируется на социальную и политическую проблематику; часто её проповеди о несправедливости обращены к не-ямайской публике. 2. Если тостинг был сконцентрирован на искусстве исполнения (зачастую импровизационном), то интеллектуальные воззвания даб-поэзии было сложно вложить в атмосферу вечеринок (в которой в основном существовал тостинг). Поэтому даб-поэзия чаще всего получала воплощение в студийных записях. Два главных даб-поэта – это Мутабарука и Линтон Квези Джонсон. Расцвет их популярности пришёлся на конец 70-х – середину 80-х.

Основные представители: Линтон Квези Джонсон, Мутабарука, Twinkle Brothers


ДЖАНГЛ (JUNGLE)
Являясь результатом видоизменения хардкор-техно, джангл (также известный как драм-н-бэйс) зародился в Англии в начале 90-х. Джангл – наиболее ритмически сложная форма техно, так как он основывается на сверхбыстрых сбивках и полиритмии. В этом жанре практически отсутствует вокал – вообще, джангл, как одна из наиболее жёстких форм техно, часто состоит исключительно из ударов драм-машины и глубокого баса. Как следует из названия, джангл более открыт влияниям регги, даба и R&B, нежели любая другая форма хардкор-техно – это дало повод критикам говорить о том, что эта музыка является саундом чёрных техно-музыкантов и диджеев, отделяющих себя от белых музыкантов и диджеев, преобладающих на техно-сцене. Как и большинство других жанров техно, джангл – это музыка, издававшаяся на синглах для немногочисленных преданных поклонников, хотя коммерческий успех релизов Голди (его дебютный "Timeless") и Рони Сайза (получивший Mercury Prize альбом "New Forms") открыл для жанра новые широкие возможности, недоступные большинству других направлений техно. За ними последовали десятки других артистов, занимавшихся смешением ломанных ритмов с различными жанровыми влияниями, включая джаз, эмбиент, киномузыку и трип-хоп.

Основные представители: Голди, Рони Сайз, Эл-Ти-Джей Букем

По материалам сайта
allmusic.com

Перевод: Диана Гонсалес и Александр Ашбель

Также по теме:
FUNKYPEDIA: SOUL
FUNKYPEDIA: FUNK
FUNKYPEDIA: DISCO
FUNKYPEDIA: HIP-HOP (part 1)
FUNKYPEDIA: HIP-HOP (part 2)
FUNKYPEDIA: BLUES (part 1)
FUNKYPEDIA: BLUES (part 2)
FUNKYPEDIA: JAZZ (part 1)
FUNKYPEDIA: JAZZ (part 2)
FUNKYPEDIA: AFRICA


К остальным статьям
http://studiohelloworld.ru/Фотографы

Разработка сайта: WebZenith
Design by Kate



Наши партнёры  
Свердловская филармонияEverJazz