Black Music Promo  
Блэк Мьюзик Промо
LifeFacesCulturePaparazziReleasesSupportFriend linksAbout
 
Сегодня 04 июля
суббота

FUNKYPEDIA: BLUES (part 2)

    
 

ДЕЛЬТА-БЛЮЗ (DELTA BLUES)
Дельта-блюз происходит из южной части Миссисипи – местности, романтично названной "местом, где был рождён блюз". Он стал первым гитарным стилем чёрной музыки, записанным на фонограф ещё в конце 20-х годов XX века. Несмотря на то, что многие из исполнителей дельта-блюза играли вживую в составе струнных ансамблей, лишь единицы записывали свою музыку в этом звучании. Напротив, записи, сделанные ими в конце 20-х – середине 30-х, представляли собой песни, записанные исполнителем сольно, под собственный аккомпанемент. Основу исполнения составляли неистовая слайд-гитара и страстный вокал, с глубочайшим чувством передающий эмоции, заложенные в самой музыке. Тексты песен также были пропитаны страстью, и в каком-то смысле они остались высшей точкой истинной блюзовой поэзии во всей её простоте и безыскусности. Жанр продолжает существовать благодаря новым артистам, работающим в русле старых исполнительских традиций. Современные исполнители дельта-блюза чаще всего играют в ключе акустического деревенского блюза, крайне редко прибегая к усилению звучания – ведь сам жанр был рождён в русле акустической традиции, так что музыканты предпочитают не видоизменять дельта-блюз, но поддерживать его существование в изначальной форме.

Основные представители: Роберт Джонсон, Скип Джеймс, Сон Хаус


ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ДЕЛЬТА-БЛЮЗ (ELECTRIC DELTA BLUES)
Когда звучание электрической гитары стало неотъемлемой частью блюза, дельта Миссисипи была одной из первых территорий, откликнувшейся на произошедшие изменения. Электрический дельта-блюз получил толчок к рождению, когда сырое звучание и эмоциональный заряд Миссисипи-блюза были адаптированы к техническому прогрессу (в первую очередь из желания быть услышанным в кабацком шуме таверн и забегаловок). Гитарная игра, часто на искажённом звуке и на большой громкости, заимствовала многочисленные приёмы из чикагского стиля (своего духовного родственника), совмещая их с более грубым, домашним звучанием, характерным для данного региона.

Основные представители: Артур Крадап, Джон Ли Хукер, Р.Л. Бёрнсайд


ПЬЕМОНТСКИЙ БЛЮЗ (PIEDMONT BLUES)
К пьемонтскому блюзу относится особый подстиль блюза, рождённый чёрными музыкантами на юго-востоке США. Плато Пьемонт простирается на запад от Аппалачских гор и до низин Атлантического побережья, от Ричмонда (штат Виргиния) до Атланты (Джорджия). Блюзовый стиль Пьемонта был сформирован музыкантами штатов Джорджия, обеих Каролин, Виргинии, а также более удалённых районов – Флорида, Западная Виргиния, Мэриленд и Делавэр. При этом эстетические ценности, техника исполнения и репертуар в каждом штате были обусловлены своими географическими, историческими и социологическими обстоятельствами. Говоря проще, само понятие "пьемонтский блюз" обозначает общую картину музыкальных предпочтений Пьемонта. Пьемонтская техника игры на гитаре подразумевает использование сложного пальцевого метода, в котором обычная басовая партия поддерживает мелодию, которая играется на верхних струнах. Такой стиль игры, будучи крайне синкопированным, наследует давние традиции струнных ансамблей, добавляя к ней влияние рэгтайма, блюза и деревенской танцевальной музыки. Пьемонтский блюз – это превосходная развлекательная музыка с плотным, полновесным звучанием.

Основные представители: Пинк Андерсон, Брауни Макги, преподобный Гари Дэвис


БЛЮЗ ВОСТОЧНОГО ПОБЕРЕЖЬЯ (EAST COAST BLUES)
Блюз Восточного побережья объединяет под одной крышей две основные школы блюза. Первая (и основная) из них – это блюз Пьемонта. Главный представитель пьемонтской школы, Блайнд Бой Фуллер, в конце 50-х перебрался к побережью и в последствии испытал влияние городского блюза середины 60-х. Вторая школа представлена исполнителями электрического ритм-н-блюза и музыкантами – выходцами с данной территории, исполнявшими различные вариации локальных стилей блюза.

Основные представители: Луис Джордан, Блайнд Бой Фуллер, Джимми Рашинг


БЛЮЗ ЗАПАДНОГО ПОБЕРЕЖЬЯ (WEST COAST BLUES)
В наибольшей степени вдохновлённое фортепианным стилем и джазом, нежели любой другой жанр блюза, это направление в действительности может быть названо калифорнийским блюзом, поскольку именно в этом штате добились популярности все основные представители блюза Западного побережья. При этом многое данный жанр почерпнул из манеры игры гитаристов из Техаса, перебравшихся после войны в Калифорнию. Их джазовые приёмы ведения соло (на манер Ти-Боун Уокера) стали отличительной чертой направления. Другой чертой блюза Западного побережья стал гладкий, медоточивый вокал, зачастую заходящий на территорию городского блюза. Блюз Западного побережья также стал прибежищем для исполнителей джамп-блюза, поскольку многие бродячие коллективы данного направления впоследствии нашли здесь постоянное пристанище. С течением времени калифорнийский блюз стал существовать в формате небольших концертных составов-комбо.

Основные представители: Рой Браун, Перси Мэйфилд, Чарльз Браун


НЬЮ-ЙОРКСКИЙ БЛЮЗ (NEW YORK BLUES)
В первую очередь нью-йоркский блюз представляет собой вариации на тему джамп-блюза и аптаун-блюза. В центре внимания – вокалист; музыка в нью-йоркском блюзе несколько более утончённая, приджазованная, нежели у её сельских и городских собратьев.

Основные представители: Биг Мэйбелл, Эл Хибблер, Кути Уильямс


АКУСТИЧЕСКИЙ ЧИКАГСКИЙ БЛЮЗ (ACOUSTIC CHICAGO BLUES)
Данный термин описывает ту музыку, которая была рождена в Городе Ветров до изменившего всё и вся двойного пришествия Мадди Уотерса и электрической гитары. В 30-40-е годы Чикаго был центром звукозаписи для большинства блюзовых артистов. Почти все они использовали в своей музыке саунд, получивший название "блюбёрд-бит" - он стал акустическим предшественником знаменитого впоследствии электрического саунда Чикаго. Акустический чикагский блюз обычно описывается термином "хокум-стайл", подразумевающим акцент на весёлых текстах, создающих непринуждённое настроение, и на джазовом бите, несущем в себе черты городской жизни.

Основные представители: Биг Билл Брунзи, Чемпион Джек Дюпри, Мемфис Минни


ЧИКАГСКИЙ БЛЮЗ (CHICAGO BLUES)
Стиль, который в наши дни называется "классическим чикагским блюзом", сформировался в конце 40-х – начале 50-х годов, когда блюз Дельты был усилен электрическими инструментами и адаптирован к исполнению малым составом. Добавив к основным инструментам (гитаре и губной гармонике) ударные, бас-гитару и фортепиано (иногда и саксофоны), чикагский стиль сформировал тот инструментальный состав, который теперь известен как стандартный блюз-бэнд. Данный жанр был (и остаётся) достаточно гибким, поэтому на передний план в блюзовом составе могли быть выдвинуты не только вокалисты, но также и гитаристы, пианисты и исполнители на губной гармонике. Позднее, в конце 50-х – начале 60-х стиль претерпел очередное изменение, когда на смену ритмическим гитарным рисункам Дельты пришёл солирующий стиль Би-Би Кинга и Ти-Боун Уокера, породивший ставший популярным "западный" поджанр чикагского блюза. Для него было характерно добавление духовой секции к основной ритм-секции. Несмотря на то, что стиль Чикаго обращался также к рок-биту и фанковым ритмам, в своей основе он остался верен курсу, взятому на рубеже 50-х и 60-х годов.
Современная эпоха чикагского блюза берёт свой отсчёт в конце 60-х, когда на сцену вышло новое поколение блюзменов. Некоторые из них испытывали на себе влияние рока (в первую очередь это проявлялось в мощном усилении звука), сохраняя при этом дух блюза из Чикаго.

Основные представители: Хаулин Вулф, Мадди Уотерс, Бадди Гай


ДЕТРОЙТСКИЙ БЛЮЗ (DETROIT BLUES)
Детройтский блюз традиционно оказывается в тени по двум причинам. Первая – успех другой музыки, рождённой в этом городе (госпел, джаз, Мотаун и утяжелённый рок-н-ролл). Вторая – затмевающая его блюзовая сцена города-соседа по Среднему западу – Чикаго. Только один блюзовый артист добился большого успеха в Детройте – Джон Ли Хукер, чей эксцентричный стиль исполнения было сложно сымитировать; по этой причине его манера игры не смогла стать стандартом детройтского саунда. Если не брать в расчёт Хукера, детройтский стиль очень близок к чикагскому: это была музыка чёрных переселенцев с юга, приехавших работать на автомобильных заводах и привёзших с собой свою музыку дельты Миссисипи, видоизменив её за счёт электрических инструментов. Подобно Чикаго, блюз Детройта пережил свой пик в конце 40-х – начале 50-х, базируясь в клубах на Хастингс-стрит и прилегающем к ней районе Чёрного Дна. Пианист Биг Масео Мерриуэзер достиг довольно большого успеха в Чикаго, однако подавляющее большинство прекрасных детройтских исполнителей блюза (включая певицу Алберту Адамс и гитаристов/певцов Кэлвина Фрэзье, Эдди Бёрнса и Джонни Бассета) за пределами родного города были практически неизвестны по причине малых возможностей для концертного промоушна и студийной записи. С появлением Мотауна детройтская блюзовая сцена была буквально сметена, но со временем, усилиями промоутера и бывшего сессионного музыканта Бобо Дженкинса, вновь набрала силу. В качестве локального явления она существует и по сей день.

Основные представители: Джон Ли Хукер, Андре Уильямс, Нолан Стронг


ТЕХАССКИЙ БЛЮЗ (TEXAS BLUES)
Отличаясь более расслабленной подачей, чем у своего ближайшего соседа – блюза Дельты – техасский блюз включает в себя целый ряд стилевых вариаций и обладает долгой славной историей. Впервые блюз Техаса возник в середине 20-х в качестве одного из первых гитарных стилей блюза. Благодаря филигранной гитарной технике, которая не просто следовала за вокалом, но и вела самостоятельную линию, эта музыка уже тогда характеризовалась развитыми сольными рисунками и обыгрышами (иногда даже вне аккомпанемента). Эта базовая версия техасского блюза вобрала в себя традиции деревенского блюза и сонгстеров, с их текстами, в меньшей степени ориентированными на любовную лирику, нежели остальные стили блюза. Эта текстовая традиция породила многочисленные словесные метафоры, характерные для жанра (например, mean black snake, "злая чёрная змея"). Наследие акустического блюза Техаса демонстрирует едва ли не самые жёсткие описания тягот тюремной жизни среди всех песен, попавших на записи в эпоху фонографа.
Самой долгоживущей и развитой формой техасского блюза стало его электрическое воплощение. Эта перемена звучания в Техасе произошла после Второй Мировой – полностью электрический саунд тогда впервые продемонстрировал в своей музыке Ти-Боун Уокер, наложив джазовую манеру солирования на одной струне гитары на аккомпанемент духовой секции. На протяжении 50-х годов стиль оставался в целом неизменным, но на исходе десятилетия аккомпанирующий состав изменился, сузившись до небольшого ансамбля-комбо без участия духовых. Однако, даже такой фешенебельный стиль блюза, каким являлся блюз Техаса, никогда не отрывался от своих кабацких корней – такие артисты, как Лайтнин Хопкинс, Джук Бой Джуниор, Хоп Уилсон и Фрэнки Ли Симс исполняли свои песни в формате дуэта или трио с устрашающей мощью. Со временем стиль всё дальше и дальше уходил от масштабных духовых бэндов в сторону небольших комбо. В итоге аранжировки в техасском блюзе стали во многом походить на электрический стиль Чикаго, с ещё большим акцентом на солирующей гитаре. Жанр жив и поныне, оставаясь на плаву благодаря большому числу исполнителей, работающих в формате комбо – большинство из них происходят из Остина и его окрестностей.

Основные представители: Бобби Блэнд, Клэренс Браун, Лоуэлл Фулсон


НОВООРЛЕАНСКИЙ БЛЮЗ (NEW ORLEANS BLUES)
Несмотря на то, что Новый Орлеан, со всеми его клубами, полными профессиональных коллективов и певцов, чаще всего порождает ассоциации, связанные с джазом и ритм-н-блюзом, улицы Города Полумесяца дали жизнь совершенно другой музыке. Акустический новоорлеанский блюз вобрал в себя массу влияний: от бродячих уличных певцов и гитаристов до спонтанных "спазмических" (spasm) ансамблей (которые сами являлись производными от джаг-бэндов) и доморощенных кабацких пианистов. Этот стиль также отражает музыкальные вкусы "хозяев" улицы – джаз, буги-вуги, баллады, ритм-н-блюз, поп-мелодии смешивались с крайне серьёзным по настроению блюзом.
Основанный чаще всего (но не всегда) на звуках фортепиано и духовых, новоорлеанский блюз стал более живым и эмоциональным за счёт влияния карибских ритмов, второй волны исконного для данного региона стиля "диксиленд" и общей атмосферы нескончаемого веселья. Для данного стиля характерно радостное, добродушное настроение, которое пронизывает музыку вне зависимости от того, насколько мрачны тексты песен. Саму музыку в блюзе Нового Орлеана отличает характерное "ленивое" чувство, с которым все его сложные ритмы ложатся на волосок позади основного бита. При этом вокал имеет полный разбег по стилистике: от мягкого нежного пения-крунинга (crooning) до полноголосого крика в духе госпелов. Такой разброс приводит к ряду интересных стилевых и исполнительских наложений различных влияний.

Основные представители: Джонни Адамс, Джеймс Букер, Профессор Лонгхэйр


ЛУИЗИАНСКИЙ БЛЮЗ (LOUISIANA BLUES)
Акустический блюз Луизианы – понятие скорее географическое, тем не менее, данный стиль имеет собственный облик и почерк. Опираясь на фолковую традицию, луизианский блюз привносит в звучание и в стиль домашнюю атмосферу, как если бы эта музыка игралась на веранде дома на опушке леса. Будучи по природе сырой и "необработанной", она не обнаруживает никаких особенных влияний, воплощая при этом дух и атмосферу сельской местности. В текстовом плане блюз Луизианы колеблется между традиционными фольклорными темами и удивительно откровенными, личными размышлениями, зачастую впитывая эмоционально напряжённую атмосферу самой музыки.
Электрический блюз Луизианы представляет собой смягчённую версию чикагского блюза в звучании, близком к стилю Джимми Рида. Этот стиль обладает рядом отличительных особенностей, делающих его непохожим на другие жанровые вариации. Простая, но эффектная манера игры на гитаре испытала сильное влияние буги-ритмов с записей Джимми Рида, а также стилей Лайнтина Хопкинса и Мадди Уотерса. В отличие от тяжёлого бэкбита Чикаго, ритм Луизианы можно охарактеризовать скорее как "волочащийся" – даже быстрые мелодии звучали как медленный блюз, сыгранный чуть быстрее. На большинстве записей луизианского блюза применялось большое количество эхо-эффекта, что придавало песням мрачное звучание и настроение и в последствии породило альтернативное определение жанра – "болотный блюз". В свою очередь, болотный блюз представляет собой более расслабленную и ритмизированную версию луизианского саунда, насыщенную влияниями более поздних стилей – музыки Нового Орлеана, зайдеко, соула и каджуна.

Основные представители: Гитар Джуниор, Слим Харпо, Лайтнин Слим


БЛЮЗ СЕНТ-ЛУИСА (ST. LOUIS BLUES)
Блюз Сент-Луиса является вариацией джамп-блюза и фортепианного блюза, в которой певец или пианист выступали под аккомпанемент небольших комбо либо больших составов. Для него характерно настроение городского блюза с небольшим влиянием сельской музыки, в первую очередь – деревенского блюза.

Основные представители: Генри Браун, Букка Уайт, Уолтер Дэвис


МЕМФИССКИЙ БЛЮЗ (MEMPHIS BLUES)
Мемфисская версия акустического деревенского блюза – пожалуй, самая узнаваемая из всех. Её историческое значение было обусловлено двумя переменами, которые произошли в музыке благодаря блюзу Мемфиса. Первая связана с повышением популярности джаг-бэндов, исполнявших легкомысленную разновидность блюза, сыгранного на самодельных инструментах, с подчёркнуто весёлым джазовым настроем в духе диксиленда. Вторая (возможно, наиболее значительная) перемена – это начало разделения гитарных партий на солирующую и ритмическую; сейчас оно является общим аранжировочным местом во всех современных блюзовых и рок-н-рольных группах. Ранняя форма мемфисского блюза вплоть до конца 30-х была тесно связана с традиционными местными медицинскими представлениями и водевилями. Благодаря территориальной близости с районом дельты Миссисипи в звучание Мемфиса проникла также слайдовая гитарная техника (хоть и не в той мере, что в остальных жанрах блюза).
Более поздний электрический вариант стиля появился после Второй Мировой. Он характеризуется взрывным, искажённым звучанием гитары, громоподобными ударными и неистовой декламирующей манерой вокала. Эта превосходная энергичная музыка была взята на вооружение Сэмом Филипсом на студии Memphis Recording Service. Позднее большая её часть была издана его лейблом Sun Records.

Основные представители: Слипи Джон Эстес, Джо Уилли Уилкинс, Уолтер Винсон


БРИТАНСКИЙ БЛЮЗ (BRITISH BLUES)
Представляя собой нечто большее, чем простую региональную разновидность жанра, ранний британский блюз конца 50-х – начала 60-х старательно копировал американские образцы блюза с благодарностью (граничащей с поклонением) к их создателям. Однако, к середине 60-х, в период возрождения блюза, британские гитаристы (в первую очередь Эрик Клэптон) начали видоизменять звучание этой музыки с тем, чтобы создать свой, особенный стиль. Помножив страстную манеру игры на гитаре (техника подтяжки-бенда, заимствованная у Элберта, Фредди и Би-Би Кингов) на предельную громкость звука, извлекаемого из мощных усилителей, британский блюз во многом слился с блюз-роком. Вчерашние блюзовые традиционалисты (такие как The Rolling Stones и Клэптон) стали рок-звёздами. Британский стиль, пожалуй, был наиболее близок к рок-традиции, в противоположность рок-н-роллу, прямому наследнику стиля в 50-х. Таким образом, отличительной особенностью британского блюза стали постоянные взаимные переходы между стремлением сохранить старое, традиционное звучание и желанием сделать его более поп-ориентированным.

Основные представители: Алексис Корнер, Джон Мэйалл, Эрик Клэптон


По материалам сайта
allmusic.com

Перевод: Диана Гонсалес и Александр Ашбель

Также по теме:

FUNKYPEDIA: SOUL
FUNKYPEDIA: FUNK
FUNKYPEDIA: DISCO
FUNKYPEDIA: HIP-HOP (part 1)
FUNKYPEDIA: HIP-HOP (part 2)
FUNKYPEDIA: JAMAICA
FUNKYPEDIA: BLUES (part 1)
FUNKYPEDIA: JAZZ (part 1)
FUNKYPEDIA: JAZZ (part 2)
FUNKYPEDIA: AFRICA 


К остальным статьям
http://studiohelloworld.ru/Фотографы

Разработка сайта: WebZenith
Design by Kate



Наши партнёры  
Свердловская филармонияEverJazz