Black Music Promo  
Блэк Мьюзик Промо
LifeFacesCulturePaparazziReleasesSupportFriend linksAbout
 
Сегодня 10 июля
пятница

Labels Guide: 20 лет Ninja Tune

    
 

Ninja Tune logo20 сентября 2010 года праздновал свой юбилей, пожалуй, самый известный независимый лейбл Солнечной системы. Почему с таким размахом и пафосом? Хм. Ну а что приходит на ум, когда вспоминаешь обо всех творениях этого "завода" экспериментальной музыки? Ну, во-первых, музыка. По данным статистики, опубликованным в этом году, по крайней мере каждый пятый меломан в возрасте от 20 до 40 лет слышал хоть одну композицию, выпущенную на этом лейбле. Во-вторых, эти же композиции получили своё собственное стилевое название – Ninjazz. В-третьих, эта музыка настолько разнообразна, неповторима и "космогенна", что невольно задумываешься: "Боже, как только им такое в голову пришло?". Ну и последнее. 20 лет для независимого лейбла это серьёзное испытание временем. И почему-то мне кажется, что это ещё не конец. Итак, дамы и господа – Ninja Tune и 20 лет сломанных стереотипов!

После такого вступления бездушная историческая справка с основными датами и релизами была бы не к месту. Поэтому мы попробуем вернуться в прошлое и узнать о становлении лейбла во всех деталях.

Solid Steel logoИтак, история начнется в столице Соединённого Королевства – Лондоне. Здесь в середине 80-х на клубной электронной сцене появляются два интересных и неординарных персонажа. Один из них – Мэтт Блэк, обычный программист, каких в Лондоне довольно много. Другой – Джонатан Мур, талантливый художник и преподаватель живописи в старшей школе. Судьба сводит их вместе на известной тогда пиратской радиостанции KissFM. Там они благополучно ведут свой двухчасовой сет электронной музыки под названием Solid Steel (позже это название будет носить серия дисков выпущенных на лейбле Ninja Tune). Вскоре Мэтт и Джонатан пришли к единой мысли о создании и продюсировании собственной музыки. Начало было положено, когда их успешные ремиксы на темы Язз, Эрика Би и Ракима, Лайзы Стэнсфилд начали достигать высших строчек в британских чартах. При этом дуэт применил новый подход к созданию ремиксов: музыка буквально "резалась" на отдельные звуки и кропотливо собиралась руками и умами диджеев-новаторов на основе известных сэмплов и лупов, которые как по волшебству затем приобретали абсолютно иное звучание и окраску. 

Тогда же тандем художника и программиста обретает говорящее название Coldcut. За успехом новоиспечённых электронщиков последовали и различные коммерческие предложения от известных лейблов. Многочисленные контракты со студиями ни к чему хорошему не привели – скорее наоборот. Идеи и то видение электронной музыки, которые Coldcut вынашивали и хотели донести до лейблов, практически повсеместно были встречены холодно либо приняты в штыки. Этот период Мэтт и Джонатан вспоминают так: "На наш взгляд, большинство мейджоров похожи на первобытных динозавров. Они практически совершенно не ориентируются в нынешней ситуации, отрицают кардинальное новаторство и цепляются за то, что уже давным-давно отжило свой век. Это настоящая психологическая война, и мы будем настоящими придурками, если позволим остановить нас". У группы оставалось лишь 2 варианта: либо поменять свои взгляды, либо продолжить свой путь самостоятельно. Второй вариант был самым реальным и оптимальным, так как первый приравнивался к самоубийству. 

ColdcutЗаработанных на начальном этапе денег хватило, чтобы найти помещение и основать свой собственный рекорд-лейбл. К этому их подтолкнуло и еще одно событие, благодаря которому родилось также и само название. "Когда мы гастролировали по Японии и обдумывали нашу ситуацию в мире музыкального бизнеса, нам в руки попалась детская книжка про секретных японских бойцов ниндзя, которые умели мастерски скрываться от врага и исчезать на ровном месте. У них были дома, полные всевозможных ловушек. В миру они были совершенно обычными людьми, и никто не знал, что скрывается под их обыденной личиной. Именно эта книга и натолкнула нас на мысль о создании собственного лейбла, основными принципами которого будут являться анонимность, профессионализм и новаторство как в музыке, так и в околомузыкальной сфере". Таким образом, 20 сентября 1990 года на свет появился независимый лейбл под названием "Ninja Tune". Теперь Coldcut, освободившись от оков коммерческих лейблов, могли свободно заниматься любимым делом – экспериментировать с музыкой, как и сколько им заблагорассудится. Без сомнения, начиналась новая эпоха в мире электронной музыки.

Coldcut подбирали команду бескомпромиссных и самоотверженных музыкальных гениев, готовых пойти на любые, даже самые безжалостные эксперименты над музыкой. Первым настоящим успехом лейбла стала пластинка "Jazz Brakes". Диджей Фуд – один из первых, кто присоединился к "ниндзя" и принёс им успех в виде альбома из многочисленных джазовых сэмплов, смешанными с дабом и латино и густо заправленным хопом. Постепенно на сцену выходили всё новые участники, имена которых становились известными буквально на следующий день после выхода подкаста или организованной лейблом вечеринки. Это The Herbaliser, London Funk Allstars, Funki Porcini, Кид Коала, диджей Вадим, Up, Bustle and Out, Амон Тобин и многие другие. Каждый из них сейчас может по праву быть удостоен звания первооткрывателя собственного стиля, и о каждом можно написать отдельную книгу – ведь они действительно этого заслуживают. Мечта Мэтта и Джонатана превратилась в реальность. Ни один член лейбла не был обременен пресловутым статусом отношений "издатель – музыкант": каждый просто чувствовал себя частью огромной семьи, которая стремилась к общей цели – осуществлению революции в электронной музыке.

В 95-м Ninja Tune обзаводится собственной площадкой – клубом Stealth. Отныне здесь проходят презентации дисков и постоянные вечеринки с участием диджеев-"ниндзя". Когда клуб становится настолько популярным, что попадает в ротации журналов как самый модный клуб Лондона, Coldcut тотчас прикрывают его, дабы не стать коммерческим брендом. Примерно в это же время при содействии лейбла была основана мультимедийная компания Hex Media, задачей которой было расширить рамки диджейского функционала, предоставив артистам ещё и новейший программно-мультимедийный комплекс. Эта дочерняя компания воплощает идею объединения всех доступных выразительных средств (как звуковых, так и визуальных), создавая реальный софт и оборудование. Виджеи (VJ) получили возможность создавать и микшировать звуки и изображения, складывающиеся в единый коллаж для полной передачи вложенного в них замысла. Ninja Tune выходят за пределы звука. Примерно в это же время выходят и замечательные, ставшие уже классическими в своём стиле пластинки от музыкантов лейбла. Coldcut порадовали миксом "Journeys by DJ", который позже получил звание лучшего альбома года по версии ряда авторитетных британских изданий, норвежцы Jaga Jazzist выпустили дебютный альбом "Jævla Jazzist Grete Stitz", диджей Вадим (он же Андрей Гуров( представил пластинку "USSR Repertoire"; в стороне не остались и диджей Фуд ("Refried Food") , Funki Porcini ("Love, Pussycats and Carwrecks"), Мистер Скрафф ("Mr. Scruff") и десятки других замечательных релизов, по достоинству оценённых слушателями со всего мира.

Продукция и новаторство обитателей лейбла Ninja Tune не потеряли своей актуальности и в XXI веке. Музыкантов, сотрудничавших с когда-то маленькой студией в Лондоне, сейчас уже больше сотни. Злые языки поговаривают, что идеи для экспериментов давно исчерпали себя, и сейчас питомцы Мэтта и Джонатана занимаются лишь коммерцией. Отчасти я готов согласиться с этим мнением. Ninja Tune в наше время – уже хорошо известный и разрекламированный лейбл; никто с этим спорить не будет. Пластинки выходят уже большими тиражами, да и концерты из маленьких клубов плавно переместились на многолюдные стадионы. Но сама идея, на которой и зачинался лейбл, жива до сих пор. Не припомню ни одного альбома, который я бы выкинул со словами "это уже было! попсово и неинтересно!". Взять хотя бы релизы этого года, порадовавшие меня и Фиделя – Bonobo "Black Sands" и Jaga Jazzist "One-Armed Bandit"!

XX years box set20 лет для такого лейбла – событие важное и эпохальное! Под стать такому событию руководство и музыканты подготовили грандиозную программу гуляний с сентября по ноябрь. Помимо выступлений и различных вечеринок, в интернете (на официальном сайте и сайте ninjatunexx.com ) нас ожидает масса сюрпризов, бонусов, музыки в свободном скачивании от уже полюбившихся "ниндзя" и прочие ништяки. В довершении всего, выходит приличных размеров и содержания бокс-сет "Ninja Tune XX".. В него входит огромное количество эксклюзивного материала от большинства питомцев лейбла, а именно: 6 компакт-дисков с эксклюзивным материалом, 6 пластинок (естественно, эксклюзивных), куча постеров, и 192-х страничная книга, рассказывающая о истории лейбла, с большим количеством интересных интервью, фотографий и оригинальных иллюстраций. Официально бокс ещё можно приобрести через сайт, однако торопитесь – количество ограничено.

Мир, созданный некогда Мэттом Блэком и Джонатаном Муром, успешно развивается и по сей день. Мейнстрим постепенно заполоняет прилавки музыкальных магазинов, но, тем не менее, остаётся место и для некоммерческой музыки. В наше время музыканту не обязательно искать продюсера или лейбл, отдавать баснословные деньги на запись своего же альбома, сейчас всё можно сделать лишь нажатием пары клавиш (спасибо Тиму Бёрнсу-Ли за интернет!). В связи с этим интересной и экспериментальной музыки становится всё больше на радость меломанам. Завет, некогда данный Coldcut, постепенно претворяется в жизнь: "Просыпайтесь! Просыпайтесь! Будьте независимыми, активными, создавайте музыку, будьте катализаторами новых форм выражения! Объединяйте людей, не будьте аполитичными, разрабатывайте новые музыкальные формы! Работайте для того, чтобы жить, а не для того, чтобы есть. Мы хотим сделать всё возможное для того, чтобы хоть горстка людей отвлеклась от бесконечного использования чужих ресурсов и с любовью и удовольствием занялась собственным творчеством".

P.S.
50 лучших треков лейбла за всю его историю (Обязательно для скачивания всем, кто только начинает знакомиться с ниндзя!):
"Bleeps Top 50 Tracks Of Ninja Tune"

Автор статьи: Владимир Андрюха


К остальным статьям
http://studiohelloworld.ru/Фотографы

Разработка сайта: WebZenith
Design by Kate



Наши партнёры  
Свердловская филармонияEverJazz