Black Music Promo  
Блэк Мьюзик Промо
LifeFacesCulturePaparazziReleasesSupportFriend linksAbout
 
Сегодня 04 марта
четверг

FUNKYPEDIA: AFRICA

    
 

Данная подборка завершает серию переводных статей под названием “FUNKYPEDIA” (хотя, по-хорошему, именно с Африки и надо было начать). Надеемся, что эти справочные материалы оказались для вас полезными. Вы можете пользоваться ими по своему усмотрению. Если у вас возникнет желание/необходимость в перепечатке, мы будем рады, если вы укажете авторов перевода, сайт-первоисточник (allmusic.com) и адрес нашего сайта.


АФРО-ПОП (AFRO-POP)
Афро-поп – это термин, вмещающий в себя всё многообразие стилей современной африканской музыки – в основном, городской, электрифицированной. Поскольку каждая из 54 стран Африки представлена десятками языков и музыкальных традиций, понятие "афро-поп" является наиболее общим описанием всех разнообразных стилей, рождённых на континенте – от алжирского раи и сенегальского мбалаха до восточноафриканского тарааба.


МАРАБИ (MARABI)
Появившись в 20-е годы XX века, мараби стал настоящим сплавом различных стилей. Он сочетал в себе элементы диксиленда со смесью местных музыкальных течений Зулу, Кхоса и Сотхо. Данная музыка исполнялась преимущественно в нелегальных питейных заведениях, а потому игнорировалась добропорядочным чёрным населением, не желавшим ассоциировать себя с организованной преступностью (что могло повлиять на уровень их благосостояния).


БИКУТСИ (BIKUTSI)
Бикутси – это ритмический стиль, рождённый народностью бети, проживавшим на территории современного Камеруна. Буквально это слово означает "топать по земле", что напрямую указывает на то, что бети, согласно антропологической терминологии, являлись народом, принимающим грязное; это означает, что они принимают многие проявления человеческой природы, в том числе и обусловленные сексуальностью. Изначально ритмы бикутси были воинственными и "кровожадными". Эта музыка, многократно повторяясь и отражаясь эхом в лесах, призвана была собирать племя воедино – например, для осуществления акта мести другому племени. Эти заряженные тяжёлой энергетикой ритмы должны были, фигурально выражаясь, довести кровь до точки кипения – тогда воин был готов к войне. Ритмические танцы бикутси были сохранены женщинами бети в качестве реакции на желание христианских миссионеров "спасти" этот народ от их "грешной" экспрессивности. На ритм наложилось повествование, а также танцы, в которых танцор тряс плечами, спиной и ягодицами, сопровождая это хлопками. Танцы живы до сих пор, но уже вне воинственного контекста. Сексуальный подтекст и фантазии (передаваемые женщинами в историях и рассказах) по-прежнему остаются важным мотивом в ритмах бикутси.


ДЖУДЖУ (JUJU)
Джуджу оставался наиболее популярным музыкальным стилем в Нигерии на протяжении всей второй половины XX века. Его корни лежат в народной, основанной на ударных музыке племени йоруба (одной из крупнейших народностей Нигерии). В своём наиболее развитом виде джуджу представляет собой танцевальную музыку, исполняемую большими ансамблями, в основе которых лежат перкуссионные инструменты и гитара: несколько гитаристов исполняют взаимно переплетённые, сложные мелодии поверх громоподобной стены ритма, возводимой традиционными "говорящими" барабанами йоруба (их кожу можно натягивать и ослаблять прямо во время игры, что позволяет достигать сходства с человеческой речью). Тексты песен также имеют большое значение; они опираются на кладези устной традиции йоруба – поэзию, притчи, песни-молитвы, а также на неотъемлемую музыкальность языка, в котором значение некоторых слов меняется в зависимости от высоты звука. Ранние формы музыки джуджу, появившиеся в 20-е годы XX века, были результатом взаимодействия между барабанной техникой йоруба и социально-ориентированным, исполнявшимся струнными инструментами, стилем "пальмовое вино", который получил своё развитие в питейных заведениях того времени и оказал влияние на музыку хайлайф. Пионеры жанра, такие, как Тунде Кинг и Оджоге Дэниел, сделали первые записи джуджу в начале 30-х годов, но, несмотря на то, что они достигли определённого признания, сам стиль произвёл сенсацию лишь после Второй Мировой, с внедрением электроусиления инструментов. Тунде Найтингейл стал первой настоящей звездой джуджу, а в середине 50-х его успех затмил легендарный И.К. Дайро, существенно расширивший состав музыкантов (с четырёх до десяти, а то и более) и первым включивший в ансамбль "говорящие" барабаны, электрогитары и аккордеон, тем самым фактически сформировав наиболее широко распространённый вариант звучания этой музыки. В середине 60-х на сцену джуджу вышли Шеф Коммандер Эбенезер Обей и Кинг Санни Эйд, и их соперничество, развернувшееся в 70-е годы, стало периодом бурной творческой активности для данного жанра. Выпуская по несколько дисков в год, каждый из них пытался "уделать" соперника, включая в свои ансамбли всё больше инструментов (в том числе клавишные и гавайскую слайд-гитару) и увеличивая длину своих песен (каждая новация получала название "системы" и порождала сотни имитаторов по всей территории проживания йоруба). К началу 80-х Обей и Эйд вывели свою музыку на международную арену – первый выпуском диска "Current Affairs" 1980 года, а второй – подписанием контракта с Island Records и выходом альбома "Juju Music" в 1982 году. Противопоставив Эйда более консервативному Эбенезеру, Island начал продвигать его как "наследника Боба Марли", однако, после того, как следующие его релизы ("Synchro System" и "Aura") не смогли оправдать коммерческих ожиданий, Эйд потерял контракт с лейблом. Несмотря на то, что Эйд и Обей продолжали собирать внушительные концертные аудитории, в целом к середине 80-х стиль явственно приблизился к своему закату. Молодые нигерийцы теперь слушали поп-музыку, вдохновлённую джуджу, к тому же более ориентированная на перкуссию музыка фуджи также стала захватывать свою долю музыкального рынка страны. И Обей, и Эйд продолжили выпускать записи в 90-е годы, хоть и не так масштабно и не столь часто (отчасти это было связано с ужесточением политического режима).


МБИРА (MBIRA)
Мбира (известны также варианты названия "санса", "будонго" и "калимба") – это широко распространённое название щипкового фортепиано – инструмента, изобретённого на юге Африки. В отличие от традиционного фортепиано, высотность на нём задаётся не традиционным западным ладом, основанном на интервалах внутри октавы, а особыми ладами: "муталвха" относится к 24-ладной гептатонике духовых трубок, применяемой для инструмента "тшикона", либо же к 12-ладной пентатонике духовых трубок для гивхи или висы, либо к клавиатуре на ксилофоне или мбире (ламеллафон также нередко описывают в качестве ручного фортепиано). Мбира используется как аккомпанирующий инструмент в танцевальной музыке, например, в джите или чимуренге (оба этих стиля популярны и своими корнями уходят в народную музыку мбира, рождённую зимбабвийской народностью шона). В 1986 году The Bhundu Boys представили джит английской и шотландской публике, гастролируя и выступая перед отзывчивой аудиторией. Чаще всего джит звучит несколько легче, чем чимуренга, что связано с особенностью звучания традиционного мбира. Чимуренга уходит корнями в музыку мбира и религиозный культ бира народа шона. На протяжении колониального периода и апартеида народная музыка подвергалась гонениям. Мбира играла важную роль в религии бира – её звучание во время церемоний бира, как считалось, помогало общаться с предками. Из-за связи инструмента с народными верованиями миссионеры всячески пытались запретить его использование. В результате музыка мбира впитала в себя дух упорной борьбы культуры шона за выживание; теперь она воспринимается многими как национальная музыка Зимбабве. Благодаря Эфату Муджуру, выступающему с концертами и презентациями по всему миру, музыка мбира сделала шаг навстречу международной аудитории.


ЧИМУРЕНГА (CHIMURENGA)
Мбира – это инструмент, чьё появление связано с зимбабвийской народностью шона. Это щипковый инструмент (иногда называемый также щипковым фортепиано), содержащий от 20 до 50 металлических полосок разной высоты звучания. Обычно они настраиваются по гептатоническому ладу, хотя один из четырёх типов мбира строится по гексатоническому ладу. Мбира играет очень важную роль в церемониях, являясь проводником духовных взглядов и политических акций протеста. Церемониальная музыка зачастую начинала звучать на закате субботы и продолжалась вплоть до утренних часов воскресенья. Музыка мбира в 70–80-е годы была адаптирована для электрической гитары. Гитарная музыка, в сочетании со страстными мелодиями и грубыми ритмами шона, вскоре стала ассоциироваться с ночными пивными антиколониальными акциями протеста. Чимуренга ("борьба") – это музыка и танец, которая получила развитие благодаря Томасу Мапфумо, взявшего за основу ритмы мбира и корневую музыку Зимбабве. Мапфумо, открыто протестуя против расистского правительства, сумел заново открыть для своего народа музыку Зимбабве.


ОМУТИБО (OMUTIBO)
Омутибо – музыкальный стиль, сформированный в Кении в 60–70-е годы. Его характерной чертой является состав – 2 гитары плюс ритм-секция, представленная бутылками из-под "фанты". Одна из гитар играет партии в нижнем регистре, другая – в верхнем (что во многом зависит от размера самого инструмента). При этом используются ритмические и мелодические рисунки лухия, а вокальные партии поются трёхголосьем, в котором все голоса гармонично переплетены.


СУКУС (SOUKOUS)
Сукус – популярная молодёжная музыка, рождённая в 70-е годы в Заире (ныне Конго). Сам термин, происходящий от французского глагола "трястись", стал расхожим обозначением заирской и конголезской музыки, распространившейся по всей Африке. Стиль сочетает в себе кубинско-карибские ритмы и элементы американской музыки кантри 30–40-х годов (примером может служить влияние гитарной техники Джимми Роджерса).


АФРОБИТ (AFRO-BEAT) дублировано в разделе "Фанк"
Афробит практически единолично исполнялся его изобретателем – нигерийским певцом-суперзвездой Фела Аникулапо-Кути; он же в 1963 году дал стилю его название. Тем не менее, только на классических записях 70-х годов стиль дошёл до пика формы, что моментально привело к бешеной популярности афробита в Нигерии, а также начало привлекать к нему внимание остального мира. К 80-м годам стиль Кути уже окончательно сформировался, и хотя немногие отваживались копировать его внушительную, безошибочно узнаваемую манеру исполнения, он снискал статус легенды благодаря своей виртуозности и политической активности. Афробит Кути своими корнями имеет западноафриканский стиль хайлайф – яркую, солнечную танцевальную музыку, замешанную на звучании духовых и/или гитар – но он смешивается с афроамериканскими жанрами музыки, такими как фанк (в особенности фанк Джеймса Брауна) и джаз. Итогом этого стало появление крупных ансамблей, для которых характерен акцент на интенсивной ритмике, продолжительном исполнении ритмических рисунков и на импровизационных джемах вместо привычной песенной структуры (многие из альбомов Кути содержали треки длиной в полчаса). Несмотря на то, что афробит был самой что ни на есть танцевальной музыкой, в живом исполнении Кути редко позволял публике погрузиться в грув – этому способствовали зажигательные танцы группы и бэк-вокалистов, подчёркнуто большая продолжительность песен и частое присутствие политических речёвок, имевших целью вызвать у слушателя интеллектуальную реакцию. После смерти Кути в 1997 году его сын Феми, часто заменявший отца на сцене во время его периодических заточений в тюрьме, подхватил знамя афробита и начал полновесную сольную карьеру, поддерживая жизнь отцовской музыки и доказывая свою состоятельность в качестве наследника стиля.


ХАЙЛАЙФ (HIGHLIFE)
Появившись на заре XX века, стиль хайлайф представляет собой смесь танцевальных течений музыки англоязычных стран Западной Африки. Исполняется он гитарным бэндом с участием приджазованной духовой секции (в отдалённых сельских районах вместо духовых использовались гитары).


КОРА (KORA)
Кора – это музыкальный инструмент, использующийся в музыке манде – этнической группы на западе Африки (прежде всего в Гамбии, Мали и Гвинее). Он представляет собой красивый безладовый инструмент наподобие арфы или лютни с резонатором, сделанным из фрукта калабаш, разрезанного пополам и обтянутого тонкой кожей; к длинному грифу из розового дерева крепится 21 струна. Исполнитель на коре играет обычно сидя или стоя, держа при этом инструмент вертикально, так что нижняя часть инструмента свободно висит вдоль тела, а струны находятся в непосредственной близости от рук музыканта. Звукоизвлечение происходит двумя руками, на манер игры на арфе, при этом каждая рука играет свой ритмический или мелодический рисунок. Исполнитель на коре называется джели (потомственный музыкант из числа манде), и часто он сопровождает игру женским джели-вокалом, возносящим молитвы богам или поющим героические песни, как, например, знаменитый эпос "Сунджата". Со временем кора стала популярным африканским инструментом, в первую очередь благодаря своему звучанию, доступному для западного уха, причём записи акустической и более поздней электрической коры оказались в равной мере близки международной аудитории. В Гамбии, небольшой стране, расположенной в русле реки Гамбия, кора имеет особенно важное значение – она является частью национальной самоидентификации и привлекает к региону туристов со всего света. Дембо Конте, Маламини Джобартех и Каусу Коуйате – лишь немногие артисты из числа исполнителей на коре, выступающих у себя в стране и за рубежом. Фодай Муса Кусо сотрудничал с американским музыкантом Херби Хэнкоком, создавая при этом музыкальный сплав, основанный на звучании кора. В Мали главными исполнителями на традиционной коре являются Сидики Диабате и его сын, Тумани Диабате. Тумани Диабате объездил с концертами Европу, играя на коре различную музыку, например, в составе фламенко-рок-группы. Эти творческие усилия вылились в создание коллектива Songhai – фламенко-гитара и кора, испанский и язык бамбара, соединившись, создали воистину уникальное звучание. Некоторые другие артисты, как, например, Мори Канте из Гвинеи, играли мелодии, характерные для коры, на электрогитаре и других инструментах.


МБАЛАХ (MBALAX)
В конце 70-х группа The Star Band из Сенегала на основе музыки "волоф" создала новое звучание, получившее название "мбалах" и основанное на ударных инструментах сабар и бугарабу. Необычное звучание африканской перкуссии придало сенегальской музыке привлекательности на международном музыкальном рынке. Впоследствии The Star Band прошли через ряд изменений, коснувшихся в том числе названия и состава участников. В качестве основного вокалиста коллектива выделился Юссу Н’Дур, чей чистый, исполненный души голос стал прекрасным дополнением к и без того необычному звучанию ритмов мбалах, характерных для группы (впоследствии Юссу Н’Дур начал успешную сольную карьеру).


ПИГМЕЙСКАЯ МУЗЫКА (PYGMY)
Будучи узнаваемой благодаря своей полифонии, музыка пигмеев всё же в первую очередь определяется не формой, а характеристиками её исполнителей. Фактически, в эту категорию попадает любая музыка, которую играют люди маленького роста, проживающие в экваториальной Африке.


МБУТИ (MBUTI CHORAL)
Полифоническая хоровая музыка пигмеев северо-восточной части Заира (ныне Конго) имеет целый ряд параллелей с их ярким изобразительным искусством – таких, как импровизация, спонтанность и плотная структура произведения.


ТАРААБ (TARAAB)
Тарааб – это музыка мусульманского населения Занзибара, говорящего на языке кисуахили. Она исполняется группами струнных инструментов и сочетает египетские и индийские мелодии с африканской перкуссией, а также с ритмическими акцентами сальсы, проникшими в неё из заирской музыки сукус. Крупная струнная секция (включающая в себя десять и даже пятнадцать скрипок, альтов и басовых скрипок) придаёт этой музыке приятное, почти классическое (как в западном, так и в индийском смысле) звучание.


ДЖАБДОНГ (DJABDONG)
Джабдонг – это сенегальский религиозный обряд; музыка, сопровождающая его, в основном состоит из пения и ударных и стилистически близка к регги.


МАКОССА (MAKOSSA)
Макосса – это энергичная городская поп-музыка, под которую проходили танцы в клубах Камеруна. Фанковый басовый ритм, духовая секция и вокал создавали цельное, плотное звучание, побуждающее к активным танцевальным движениям. Часто сравниваемая с заирским сукусом, макосса обладает более разреженным звучанием за счёт использования меньшего инструментария и большего музыкального пространства. В макоссе преобладают западные инструменты – духовые, бас-гитара, ударные и фортепиано. Первоисточником стиля являются танцы "косса", исполнявшиеся детьми народности дуала под аккомпанемент хлопков ладоней. На них наложились латиноамериканские влияния и поп-музыка других стран Африки (в первую очередь – нигерийский хайлайф и конголезская румба), что и обусловило рождение этого яркого саунда, годами формировавшегося в городской культуре Камеруна. Предшественник макоссы, амбассе бей, был гитарной музыкой, исполнявшейся в 50-е годы народностями, близкими к дуала. Несмотря на то, что в городской и сельской среде постоянно проводились эксперименты по развитию звучанию этого стиля, лишь с начала 60-х макосса попала на запись благодаря гитаристу и харписту Эбоа Лотину, являвшемуся автором и исполнителем своих песен. Дальнейшее развитие макоссы связано с именем певца и гитариста Миссе Нго, ставшего знаменитым благодаря своей пальцевой технике игры. Изданный в начале 70-х альбом Ману Дибанго "Soul Makossa" привлёк внимание мировой общественности к Камеруну и его уникальной музыке. Глубокий голос и лирическое звучание саксофона Дибанго придали этой городской музыкальной культуре черты моментальной узнаваемости. В 80-е годы появилась новая формация макоссы – наиболее значимые артисты, такие как Дибанго, продолжили адаптировать саунд макоссы в соответствии с собственным творчеством.


МБУБЕ (MBUBE)
Мбубе – это южноафриканская хоровая музыка, вышедшая из церковного и зулусского хорового пения и афроамериканской музыки, в противовес остальным популярным африканских стилям, испытавшим на себе кубинские и конголезские влияния. Крупные ансамбли (состоявшие чаще всего из девяти человек), не прибегая к аккомпанементу, исполняли хоровые произведения в медленном темпе, что позволяло выстраивать сложные гармонии и поразительно красивые вокальные рисунки. В1960-е годы, когда Мириам Макиба спела знаменитую "The Lion Sleeps Tonight", написанную Соломоном Линда, мбубе стал первой чёрной южноафриканской музыкой, выпущенной на записи. Получившая широкую известность группа Ladysmith Black Mambazo продолжила развитие ранних хоровых традиций мбубе. Музыка мбубе стала предтечей появления в Южной Африке популярного ныне стиля мбаканга, также сохранившего акцент на хоровом звучании, афроамериканских влияниях, джаз-роковых ритмах и инструментовке.


МБАКАНГА (MBAQANGA)
Мбаканга является одним из самых популярных стилей южноафриканской музыки. Он был рождён в чёрных поселениях в конце 50-х – начале 60-х годов XX века. Изначально мбаканга существовала в качестве инструментальной музыки, попавшей в городскую культуру благодаря приезжим чёрным уличным музыкантам из села, игравшим музыку квела (джайв, исполнявшийся на свистке-пеннивисле). Когда звукозаписывающие компании в начале 50-х стали издавать пеннивисл-джайв, началось постепенное усложнение аранжировок и композиции, оставившее в прошлом более простой старый формат звучания этой музыки (когда солирующая флейта играла поверх гармоний, создаваемых двумя–тремя аккомпанирующими флейтами). Стиль мбаканга был рождён в тот момент, когда на сингле Споукса Машийане "Big Joe Special" (1958) саксофон впервые заменил пеннивисл в качестве солирующего инструмента. Эта музыка была намного проще джаза, поскольку музыканты, исполнявшие её, учились играть, опираясь на чувство, а не на чтение с листа; она базировалась на простых, удобных для повторения и воспроизведения мелодиях и ритмах. По мере развития в мбаканге происходили изменения: появилась бас-гитара, и перкуссионные рисунки, соответственно, становились более мощными и ориентированными на танец. В начале 60-х появление в составе электрогитары завершило переход к полностью электрифицированной инструментовке – а вскоре после этого на записях мбаканги начали появляться и вокальные партии, построенные на африканизированной версии американских гармоний ду-уопа (с раскладкой на пять голосов вместо традиционных четырёх). По традиции, заложенной пионерами жанра Mahlathini & The Mahotella Queens, вокал мбаканги (носивший название "мкашийо") предполагал разделение партий на женские (более сложные гармонически) и мужские (более глубокие, на грани стенания), что обеспечивало яркий звуковой контраст. Эта формула просуществовала вплоть до 70-х годов, и, хотя Mahlathini & The Mahotella Queens продолжали быть популярными, большинство новых исполнителей мбаканги с этого времени предпочитали уже чисто мужской вокал. Тем не менее, экспорт американской музыки соул и диско сделал своё дело, и вплоть до 1986 года мбаканга оставалась чисто локальным культом. Ситуация изменилась с выходом сборника "The Indestructible Beat of Soweto" и альбома Пола Саймона "Graceland" (имевшего в действительности больше отношения к зулусской акапельной музыке, нежели к мбаканге). Увы, к этому времени мбаканга растеряла бóльшую часть своей аудитории.


СЕГА (SÉGA)
Современный танцевальный стиль музыки сега, наиболее распространённый на Мадагаскаре и в соседнем с ним Маврикии, характеризуется исполняемым наоборот вальсовым ритмическим рисунком.


ТАУНШИП-ДЖАЗ (TOWNSHIP JAZZ)
Тауншип-джаз – один из базовых стилей городской южноафриканской музыки, основанный на звучании музыки мараби. Называемый также зачастую "джайв", он исполняется на различных инструментах и на различных языках – в зависимости от того города или региона, в котором был рождён.


По материалам сайта
allmusic.com

Перевод: Диана Гонсалес и Александр Ашбель

Также по теме:
FUNKYPEDIA: SOUL
FUNKYPEDIA: FUNK
FUNKYPEDIA: DISCO
FUNKYPEDIA: HIP-HOP (part 1)
FUNKYPEDIA: HIP-HOP (part 2)
FUNKYPEDIA: JAMAICA
FUNKYPEDIA: BLUES (part 1)

FUNKYPEDIA: BLUES (part 2)
FUNKYPEDIA: JAZZ (part 1)
FUNKYPEDIA: JAZZ (part 2)


К остальным статьям
http://studiohelloworld.ru/Фотографы

Разработка сайта: WebZenith
Design by Kate



Наши партнёры  
Свердловская филармонияEverJazz