Black Music Promo  
Блэк Мьюзик Промо
LifeFacesCulturePaparazziReleasesSupportFriend linksAbout
 
Сегодня 06 марта
суббота

Александр Омельченко "Культура реггей как практика мультикультурализма"

    
 

rastafari§2. Религиозное движение "Rastafari"

Прежде чем приступить к подробному анализу системы ценностей культуры реггей, необходимо более точно определить это понятие, а также, что очень важно, разграничить культуру и религиозное движение "растафари" (Rastafari), представители которого выступают за репатриацию всего чернокожего народа назад в Африку. 

Ввиду глубокого взаимопроникновения (совпадения понятий, увлечения многими музыкантами и другими деятелями реггей идеями растафарианизма, общей символики), многие считают, что растафарианизм и реггей – это одно и то же. Дабы избежать подобного заблуждения, представляется вполне оправданным дать ниже определение Растафарианизма, изложить историю возникновения этого религиозного движения.

Подобным образом будет выстроена и дальнейшая работа: определив ценности и идеи "ортодоксального" растафарианства, мы рассмотрим, как меняется их содержание в контексте культуры реггей, и, наконец, что общего находится между реггей и культурами других стран.

Ямайка – остров в Карибском море, в ста сорока километрах от побережья Кубы. Вскоре после открытия Америки его колонизировали испанцы, перебив местное индейское население. Для работы на плантациях они привезли из Африки чёрных рабов.

В 1655 году Ямайка перешла от испанцев к англичанам. Перед лицом поражения испанцы отпустили на свободу рабов, которые скрылись в горной части острова. Англичане так и не смогли их заново поработить, так как бывшие рабы оказались исключительно храбрыми воинами. Этих людей стали называть "маруны". В 1738 году англичанам пришлось признать независимость марунов. На английскую часть острова были привезены новые чёрные рабы, в основном из воинственного племени кроманти, которые неоднократно поднимали восстания. Среди потомков марунов и кроманти впоследствии и возникло растафарианство.

Поработив африканцев, белые пытались искоренить их исконную культуру, язык и религию. Они внушали, что земля их предков – земля дикарей, и они, белые, облагодетельствовали африканцев, приобщив к белой цивилизации и христианству.

Но постепенно некоторые из привезённых в Америку негров выучились и сами стали читать Библию. Читали тайком, так как чернокожим читать не разрешалось. И во многих книгах Библии они нашли упоминания об Африке (Эфиопии), как о благодатной земле, связанной с библейской историей.

Здесь следует заметить, что во времена античности Эфиопией называли всю Африку (кроме Египта). Греки считали, что Эфиопия – "земля, излюбленная богами", а сами эфиопы – "безупречная раса". В других источниках говорилось, что цивилизация "спустилась по реке Нил из Эфиопии в Египет, затем – в Грецию, и наконец – в Рим".

В Библии упоминания об Эфиопии начинаются уже с книги Бытия. Там сказано, что землю Эфиопии (Куш) обтекает река Гихон – одна из рек Эдема. Значит, Африка была частью Райского сада. Почему же тогда африканцы должны быть ниже белых? Далее упоминается о женитьбе Моисея на женщине-эфиоплянке. В Псалмах Давида сказано, что Принцы и Принцессы выйдут из Египта, и что Эфиопия вскоре протянет руки к Богу. В Книге Амоса написано: "Не таковы ли, как сыны Ефиопии, и вы для Меня, сыны Израилевы? – говорит Господь". В Библии также излагается история отношений царя Соломона и царицы Савской.

Эфиопия – единственная африканская страна, не попавшая под власть колонизаторов. В 1896 году эфиопские войска императора Менелика II разбили итальянских агрессоров, что вызвало восхищение и надежду на освобождение у всех угнетённых африканцев. Эфиопия приняла христианство ещё в IV веке. Затем Исламская империя отрезала её от христианского мира, и эфиопская православная церковь – уникальный образец неевропеизированного и, для многих, более чистого христианства. Династия эфиопских императоров по традиции ведётся от царя Соломона и царицы Савской. Этой династии три тысячи лет, тогда как и династия, и само государство поработителей чёрной расы – англичан, гораздо моложе.

Всё это узнали находившиеся в Америке пленные африканцы. Но, читая Библию, они кроме конкретных упоминаний Африки нашли и сюжеты, сходные по духу с их собственной историей. Чёрная раса, подобно древним евреям, была пленена белым "Вавилоном" – царством корысти и разврата. Африканцы, как и евреи, были рассеяны по миру, лишены своей родины. Видели они и несоответствие хищной политики белого мира и проповедуемого им учения Иисуса Христа.

Отсюда логически вышла мысль, что они – негры – и есть настоящие евреи, потерянные Колена Израилевы, а библейские герои, в том числе Иисус Христос, были чёрными. Тогда Вавилон – это мир белых поработителей, поклоняющихся "золотому тельцу", а Земля Обетованная – это Эфиопия, куда они волей господней должны вернуться.

Одним из борцов за права черных был родившийся на Ямайке Маркус Гарви. Он основал Всемирную ассоциацию негритянского развития, а также Африканскую православную церковь, сам будучи чернокожим католиком. Гарви настаивал на том, чтобы его последователи представляли Христа чёрным. Православной церковь гарвиитов была в противовес католическим и протестантским церквям поработителей. Гарвииты пытались сотрудничать с русской метрополией, но не смогли из-за требований жёсткого подчинения.

Для многих Маркус Гарви был не просто политическим и религиозным лидером, но настоящим пророком. Он предсказал, что вскоре в Африке на престол взойдёт великий царь-освободитель, лев от колена Иудина. Он выведет африканцев из рабства белых и возвратит на родину.

В 1930 году на трон Эфиопии взошёл принц Рас Тафарай Маконнен, коронованный под именем императора Хайле Селассие I. На Ямайке это событие сочли сбывшимся предсказанием Маркуса Гарви, и новый император был объявлен Мессией – живым воплощением Джа (Иеговы). Сам Маркус Гарви не признал в Хайле Селассие I предсказанного им спасителя. Сейчас гарвиитская церковь перестала существовать как таковая, слившись с другими православными церквями.

Коронация Хайле Селассие I стала отправной точкой истории новой религии – растафарианства. Само название "растафарианство" ("раста", "растаманство", "движение растафари", "растафарианизм") происходит от имени Хайле Селассие I до коронации – Рас (принц) Тафари (Тафарай). Последователи растафарианства называют себя "растаманы", "растамане", "растафариане", "раста", "растафарианцы", "растафари".

Итак, растафарианство возникло в 1930 году на Ямайке, объявив живым богом Хайле Селассие I, а его пророком Маркуса Гарви. И того и другого – против их воли.

В истории религии известно множество случаев обожествления людей. В одних случаях – при жизни и с согласия (и инициативы) обожествляемого. Это египетские фараоны, римские императоры, Сатья Саи Баба, руководители многих религиозных сект и др. В других случаях – после смерти, а часто и против посмертной воли (и взглядов) человека. Это Будда, Конфуций, Лао-Цзы, Ленин, Иисус (по мнению мусульман, например). Здесь же случай уникальный. Хайле Селассие I при жизни был обожествлён людьми, напрямую с ним никак не связанными и ему неизвестными, обожествлён без своего ведома и согласия. Это совершенно противоречило представлениям и взглядам православного императора. Здесь заметим, что Хайле Селассие I не был негром, а обладал внешностью скорее семитской. Он был потомком Давида и Соломона, 225-м в династии.

До середины 1960-х растафарианство было религиозным движением лишь в пределах Ямайки. Не было единой растафарианской церкви, а руководство осуществляли независимые Старейшины, придерживающиеся разнообразных воззрений. В качестве Святых Писаний они пользовались переложениями Библии на оккультный манер, с упором на негритянский вопрос, например "Холи Пиби" (Holy Piby), которая и сейчас используется как литургический текст растафариан.

Растафарианство не было и сейчас не является религией в классическом понимании этого слова – религией с чёткими представлениями и организацией. Это скорее "тотальность всего жизненного опыта, активная попытка распознать волю Джа и действовать согласно с ней.

В описываемое время начали появляться внешние признаки растаманов – дреды (dreadlocks) – локоны убоявшихся. Дредами (убоявшимися Бога) называют и растафарианцев с дредлокс.

Несмотря на все различия, Старейшины сходились в том, что Хайле Селассие I божественен, и что он намерен вернуть африканцев на родину (репатриация). Растаманы требовали отпустить их и в 1950–60-х, отвергнув принцип ненасилия, подняли ряд восстаний.

Тем временем негритянские гарвиитские церкви в разных частях Америки переходили под патронаж Эфиопской православной церкви. В Новом Свете появились эфиопские священники. Появились там и представительства Всемирной Эфиопской Федерации, основанной правительством Хайле Селассие I в 1937 году в поддержку войны против фашистской Италии и в поддержку негритянских националистов на Западе. Появилось представительство ВЭФ и на Ямайке. В 1966 году Хайле Селассие I прибыл с визитом в Тринидад и Тобаго (в связи с успехом там Эфиопской православной церкви). Ямайское правительство пригласило его сделать остановку на Ямайке. Правительство видело в растафарианах революционную угрозу, и укрепление отношений с Эфиопией могло на эту угрозу повлиять.

21 апреля 1966 года Хайле Селассие I прибыл в аэропорт Кингстона. Этот день отныне называется у растафарианцев "Grounation Day". Есть мнение, что император был изумлён, узнав о существовании растафарианцев. Но достаточно много свидетельств тому, что настоящей целью его визита и была встреча с их лидерами. В аэропорту Хайле Селассие I встретили тысячи дредов в белых одеждах и с пальмовыми ветвями. Они били в барабаны и воспевали "Осанна Сыну Давидову!". Император принял делегацию Старейшин. Есть много вариантов этой встречи в устной растафарианской традиции. Почти нет сомнений, что Его Величество призвал их принять православие, и обещал предоставить переселенцам с Ямайки землю в Эфиопии. Говорят также, что он передал им послание, вполне соответствующее его политике по отношению к странам "третьего мира": "Сначала постройте Ямайку". Его Величество действительно выделил для переселенцев земли в Южной Эфиопии – Шешаман. Но высокие транспортные расходы и дальнейшая политическая ситуация значительно затруднили возвращение растафарианцев в Африку. Лишь немногие воспользовались этой возможностью.

В 1970 году на Ямайку приехал эфиопский священник Абба Лаик Мандефо, который стал крестить растафарианцев. За год он крестил 1200 дредов. Многие Старейшины, учившие, что Хайле Селасие I является Джа по сути, стали протестовать и призывали крестить "во имя Рас Тафари".

В 1971 году в Кингстоне прошла межконфессиональная праздничная служба по случаю девятой годовщины независимости Ямайки, в которой участвовали католики, протестанты и православные. Растафарианцы были шокированы тем, что православные молятся вместе с представителями "лже-религий" поработителей. Сотни крещёных отступили от Православной церкви. К этому моменту система Старейшин была заменена новыми растафарианскими церквями.

Таким образом, растафарианство с точки зрения организации представляет из себя группу церквей и сект, которые сходны почти во всём, а расходятся в степени божественности Хайле Селассие I. Для секты "Двенадцати Колен Израиля" он – живой бог – Второе Пришествие Иисуса Христа, и заслуживает абсолютного поклонения. Секта "Бобо Дредс" видят Христа в своём руководителе Принце Имануэле I. Крещённые в Эфиопском православии растафариане считают, что Хайле Селассие I божественен по причастию и образу (iconity), то есть как проводник божественного в мир, и заслуживает почитания. Воины Ньябинги – это дреды, принявшие ветхозаветные обеты назорейства, в том числе обет безбрачия. Коптская церковь Сиона развилась из гарвиитской и является православной легитимно. Но в своих рассуждениях копты близки к гностицизму, они внедрили в церковную жизнь многое из исконно растафарианской культуры, в том числе барабаны ньябинги и курение марихуаны. Получается, что часть растафарианцев формально являются православными, а часть – нет, что для них не слишком принципиально.

В 1975 году в тюрьме умер Хайле Селассие I, свергнутый коммунистами во время переворота. Многие раста не верят в это и по сей день…

Полный текст доступен для скачивания здесь.


К остальным статьям
http://studiohelloworld.ru/Фотографы

Разработка сайта: WebZenith
Design by Kate



Наши партнёры  
Свердловская филармонияEverJazz