Black Music Promo  
Блэк Мьюзик Промо
LifeFacesCulturePaparazziReleasesSupportFriend linksAbout
 
Сегодня 06 марта
суббота

Labels guide: Motown Records – успех начинается с мечты

    
 

В конце 1950-х многие афроамериканцы слушали ритм-н-блюз, хотя данное направление и не было коммерчески привлекательным – эту музыку обычно играли только в Богом забытых местах. Берри Горди, который стал одним из крупнейших предпринимателей в истории штата Мичиган, смог это изменить. Он предвидел, что музыка, вдохновлявшая чернокожих, будет иметь широкое признание и станет уважаемым музыкальным жанром. Именно Горди приютил под своей крышей многих молодых чёрных музыкантов, имена которых навсегда останутся в истории музыки. Сам же Горди стал настоящей легендой шоу-бизнеса.

История успеха начинается 12 января 1959 года. В этот день Берри Горди официально регистрирует в Детройте звукозаписывающую студию с неприметным названием Tamla Records. Поначалу Tamla замышлялась как семейное предприятие Горди и двух его сестёр. Собственно, деньги (800 долларов), на которые он приобрёл здание бывшей фотостудии, он занял у своих же родственников. Тот факт, что Горди основал студию в своём доме, очень примечателен. Сегодня ведение бизнеса на дому в жилых районах Детройта запрещено законом; в 1950-е же годы, когда законы и налоги не давили столь сильно на горло предпринимателям, Берри Горди стремился в первую очередь к тому же, к чему стремятся все – к финансовому благополучию. Он пришёл к выводу, что даже наиболее талантливые афроамериканские музыканты выдавлены на обочину музыкальной индустрии США: основная часть лейблов в то время принадлежала белым, а на радиостанциях "расовая" музыка была строго квотирована. Зачастую, чтобы песня афроамериканца достигла первого места в чартах, приходилось прибегать к перезаписи её белым исполнителем. По мнению Горди, только создание афроамериканской компании звукозаписи было способно привести к прорыву чернокожих исполнителей в музыкальный мейнстрим.

Войдя в бизнес, Горди черпал музыкальные таланты с улиц Детройта и то тут, то там ухватывал гроши, чтобы выжить. Он поставил видавший виды двухдорожечный рекордер в доме на бульваре Уэст-Гранд; этот дом стал "штаб-квартирой" студии. Его отец штукатурил и делал ремонт, сестра вела бухгалтерский учёт. Вокальная студия располагалась в коридоре, а эхо-камера – этажом ниже в ванной. "Мы должны были оставлять кого-то за дверью, – говорит Горди. – Следившего, чтобы никто не смывал в туалете, пока мы записываемся". Первым крупным успехом нового лейбла была песня Баррета Стронга "Money (That’s What I Want)" – она стала общенациональным хитом в начале 1960 года. Через пару месяцев один из выпущенных лейблом синглов ("Shop Around" Смоуки Робинсона и The Miracles) достиг первого места в ритм-н-блюзовых чартах. Ещё год спустя другой сингл ("Please Mr. Postman" девичьей команды The Marvelettes) вышел на первую позицию в общенациональных поп-чартах (Billboard Hot 100) и был распродан тиражом свыше миллиона пластинок. С этого момента за студией закрепилось господствующее положение в афроамериканской музыкальной индустрии, а сам лейбл был переименован в Motown Records – сокращение от "Motor Town" (буквально – "город моторов": так в просторечии именуется Детройт, центр автомобильной промышленности США) 

Список артистов, получивших контракты Motown в 60-х, если вдуматься, поражает – это Смоуки Робинсон, Марвин Гей, The Supremes, The Temptations, малыш Стиви Уандер, Глэдис Найт, The Jackson 5 и ещё порядка 50-ти менее известных имён.

Зачастую причиной успеха Горди называют его умение писать и продюсировать хиты. Но его талант не ограничивался этим. Как заметил актёр Сидни Пуатье, "Берри Горди занялся своим делом, чтобы делать музыку для всех людей, независимо от их цвета кожи или места происхождения". При этом Горди сделал чернокожую музыку – звук Motown – частью мейнстримовой поп-культуры Америки.

Да, фирменное звучание, которое совсем скоро стали называть "motown sound", было, безусловно, попсовым. Другое название этого направления – "детройтский соул"; его первый хрестоматийный пример – песня "(Love Is Like a) Heat Wave" женской группы Martha & The Vandellas, записанная в 1963 году. Именно к тому и стремился Берри, подписывая контракты с лучшими чёрными артистами того времени и не боясь вкладываться в молодых. Секрет фирменного мотауновского звучания лучше других знали Funk Brothers – коллектив музыкантов, который играл практически на всех классических записях лейбла, выпущенных в 60-е годы. Они применяли весьма сложные по тем временам техники звукозаписи. Большинство песен записывалось при участии двух ударников и трёх или четырёх гитаристов, которые зачастую играли одновременно. На многих записях можно также услышать звучание тамбурина. Известное сходство можно заметить в мелодиях и структуре мотауновских песен, что неудивительно – ведь большинство из них было написано одними и теми же профессиональными авторами. Для вокальной техники мотауновских групп характерен приём "вопроса-ответа", позаимствованный из госпела. Хитовый потенциал записей тщательно просчитывался Горди и его помощниками. Импровизации и случайности здесь не было места. Создатель лейбла признавался, что стремился строить его по образцу и подобию конвейеров детройтских автозаводов – и эта безупречно отлаженная машина долгое время выдавала хит за хитом. По старой традиции афроамериканской музыки он делал ставку на вокальные группы – причём не только мужские, но и женские, что в то время было в новинку.

Работа с юными исполнителями окупилась с лихвой – из мотауновских подростков выросли со временем такие суперзвёзды, как Дайана Росс (родившая боссу дочь), Стиви Уандер и Майкл Джексон. Через каких-то пару лет студия работала уже по 22 часа в день, артисты приезжали туда, записывали столько песен, сколько могли, и снова уезжали в недельные туры. Хиты были поставлены на поток. За десять лет с момента основания компании в топ-10 попало более 100 песен. Рекорд-лейбл Горди рос, вместе с ним рос и он сам. К середине 70-х в состав Motown входил почти десяток лейблов, выпускавших несметное количество музыки, а Берри придумал и организовал телестудию, выпускавшую шоу с участием Дайаны Росс и The Jackson 5.

Начало 70-х – время наиболее значительных преобразований в Motown Records с момента её основания. Хотя компания ещё выпускала рафинированную поп-музыку и блюзы, та схема, по которой она до сих пор работала и добивалась успеха, начала ощутимо мешать её исполнителям, жаждавшим творческой свободы (зачинщиками преобразований стали Стиви Уандер и Марвин Гей). Известен тот факт, что Горди своим волевым решением запретил выпуск в виде синглов двух самых успешных песен Гея ("I Heard it Through the Grapevine" и "What’s Going On"), поскольку не видел у них коммерческой перспективы. Релиз этих суперхитов оказался возможным только благодаря череде уловок со стороны Гея и его доброжелателей. После ошеломительного успеха авторских дисков "What’s Going On" Марвина и "Talking Book" Стиви на фирме наступило время авторов-исполнителей, оттеснивших в сторону "сфабрикованные" вокальные коллективы.

В 1967 году Горди поссорился с Холландом, Дозье и Холландом-мл., которые писали хиты для The Supremes. Уход этой троицы с лейбла негативно сказался на его коммерческом благополучии. Но музыка вовсе не была основной причиной, по которой глава Motown решил перевести свою компанию из Детройта в Лос-Анджелес. Горди уехал так далеко от своих мичиганских корней потому, что его манил к себе серебряный экран. Он хотел попасть в кинематограф, и его протеже Дайана Росс должна была стать его "входным билетом". Киноподразделение Motown выпустило несколько музыкальных фильмов с Росс в главной роли, среди которых особенной популярностью пользовался "Волшебник из страны Оз" ("The Wiz").

Хотя кинематограф соблазнил Горди переехать на Западное побережье, наболевший вопрос о развитии в деятельности компании музыкального направления стоял остро. В 60-е годы Motown была достаточно мощной, и это позволило ей с успехом войти в следующее десятилетие, чего совсем нельзя сказать о годах 70-х, которые принесли Берри Горди много трудностей. Новый стиль группы Слая Стоуна оказал большое влияние на чёрную музыку, делая звучание детройтцев устаревшим, немодным. Дела фирмы расстраивались. Дайана Росс серьёзно готовилась к личной карьере, что не предвещало ничего хорошего для The Supremes. Многие звёзды Motown остались в Детройте. В этот момент больше чем когда-либо компания нуждалась в притоке "свежей крови", нужно было предпринимать что-то, соответствующее духу времени, но не противоречащее её традициям.

Снижение популярности соул-музыки, которая лежала в основе "мотауновского звучания", компенсировать было нечем. Новых музыкантов в компании практически не появлялось. В этих условиях Горди приходилось делать основную ставку на кинокарьеру Росс. Роль главного хитмейкера взял на себя Лайонел Ричи, выступавший тогда в составе The Commodores. Он продолжал оставаться "локомотивом" лейбла и в первой половине восьмидесятых.

В мае 1983 года лейбл с помпой отметил своё 25-летие. Празднования запомнились главным образом тем, что Майкл Джексон впервые продемонстрировал свою знаменитую "лунную походку". Феноменально популярный сингл Уандера "I Just Called to Say I Love You" (1984) стал последним крупным успехом предприятия Горди в 80-х; Motown охватил творческий и финансовый кризис. Марвин Гей погиб, Лайонел Ричи объявил о творческом отпуске, Уандер и Робинсон практически прекратили записываться, а братья Джексоны и Дайана Росс ушли к конкурентам. Новых хитов не появлялось, и лейбл стал приносить убытки. В 1988 году Горди продал Motown Records за 61 миллион долларов концерну MCA, после чего штаб-квартира лейбла переехала в Нью-Йорк.

Motown продолжил жить и без Берри Горди. Сейчас подразделение называется Universal Motown, и принадлежит, как несложно догадаться, мейджору Universal Records. В 90-х на контракте у компании числились Boyz II Men, Куин Латифа, в "нулевых" – соул-дивы Эрика Баду и Индиа.Эри, парадоксальная Линдси Лоэн, рэперы Кью-Тип, Лил Уэйн и Нелли.

Последствия замечательного достижения Горди стоят того, чтобы задуматься. Он создал новые возможности для чернокожих повсюду: в музыкальном бизнесе, в клубной индустрии, в звукозаписи и маркетинге. Кроме того, в эпоху расовой напряженности музыка Горди связывала чёрных и белых вместе. В 1964–1965 годах, некоторые белые совершали нападения на чернокожих в Оксфорде (Миссисипи) и Сельме (Алабама). Но в это же время многие белые американцы делали хитами "номер один" первые песни The Supremes: "Where Did Our Love Go?", "Baby Love", и "Come See About Me ".

"Успех, начинается с мечты", объясняет Горди. "Вот, что происходит с людьми. Они предают свои мечты слишком рано. Я никогда не собирался отказываться от своих." И именно благодаря тому, что он не сдался, сегодня чернокожие имеют больше возможностей для жизни и творчества; именно из-за этого американская музыка изменилась навсегда.

Автор статьи: Владимир Андрюха

Также по теме:
Labels guide: Stones Throw Records – дом заблудших душ
Labels Guide: 20 лет Ninja Tune
Labels Guide: золото джаза Blue Note


К остальным статьям
http://studiohelloworld.ru/Фотографы

Разработка сайта: WebZenith
Design by Kate



Наши партнёры  
Свердловская филармонияEverJazz