Black Music Promo  
Блэк Мьюзик Промо
LifeFacesCulturePaparazziReleasesSupportFriend linksAbout
 
Сегодня 10 июля
пятница

Короткая и яркая жизнь нью-джек-свинга

    
 

New Jack SwingРазумеется, раны ещё свежи, поскольку, если бы это было не так, кровососы давно бы уже к ним присосались, как это уже было прежде с северным соулом, Майами-бэйсом и электро. Недолговечный музыкальный жанр, известный как нью-джек-свинг, теперь уже выглядит как нечто вопиюще старомодное. Он так и не достиг статуса классики – и вряд ли когда-нибудь ему это грозит. Отчего же некоторые стили становятся легендарными, а некоторые так и остаются в статусе "ни там, ни тут"?

Важно подчеркнуть, что, подобно большинству консервативных поп-жанров, нью-джек-свинг опирался на отеческую фигуру продюсера-манипулятора. Контроль на продакшном вообще был очень характерен для хитовой, электронной, танцевальной музыки восьмидесятых. Хорошим примером является альбом группы The Pointer Sisters "Break Out" (1983), на котором над каждым треком работала своя команда специалистов. В итоге эта классическая зазвучала очень выверенно и ровно.

Нью-джек-свинг появился во второй половине десятилетия, достигнув высшей точки развития примерно в 1990 году с выходом сверхуспешного сингла "Poison" группы Bell Biv Devoe. Уже в следующем году произошёл взрыв интереса к жанру – на экраны вышел фильм "New Jack City", соавтором сценария к которому стал журналист Барри Майкл Купер (легендарный электро-поп продюсер, работавший под псевдонимом Micronawts), который, как поговаривают, и ввёл термин "нью-джек-свинг", употребив его впервые в статье для журнала The Village Voice. В том же 1991 году Wreckx-n-Effects выпускают трек "New Jack Swing" – ещё один вероятный источник для названия стиля. Как бы то ни было, именно в 1991 году случился ажиотаж вокруг нью-джек-свинга, организованный коммерческой прессой и сослуживший стилю, в конечном счёте, плохую службу.

Boyz II MenЗвучание нью-джек-свинга можно описать как смесь хип-хопа (спродюсированного достаточно грубо, что совсем неудивительно, если учитывать, что альбомы записывались 19-летними подростками на дешёвых сэмплерах) и той музыки, на которой основывали свой успех лейблы вроде Motown: популярного соула, рождённого под чутким продюсерским руководством. Всю затею с нью-джек-свингом можно рассматривать как желание продюсеров отхватить рыночную долю, адаптировав коммерчески успешный юношеский пыл к проверенной десятилетиями схеме производства популярной чёрной музыки: эмоциональной, сексуальной, ровной, но в первую очередь – Взрослой. По-видимому, они пожелали добавить этой классике "остроты" (термин, который был ключевым для музыкальной прессы 90-х), чтобы выжить на рынке. Из этих соображений в популярной урбан-музыке и появились хип-хоп ритмы, сэмплы и элементы хип-хоп продакшна. Если это в действительности было продюсерской тактикой, то нынешние чарты подтверждают её успешность. Ориентируясь на уличное звучание и уличный маркетинг, сам Motown испытал в девяностых новое перерождение благодаря таким популярным нью-джек-свинговым проектам, как Another Bad Creation и Boyz II Men (последние, если верить отчётам ассоциации RIAA, являются самым прибыльным R&B-проектом за всю историю поп-музыки).

Новый стиль оказался чрезвычайно популярным, он воплотился во множестве жанров и форм. Его влияние можно обнаружить в таких фильмах, как "House Party", у таких хип-хоповых групп, как Heavy D и Nice & Smooth, в записях таких уважаемых артистов, как Майкл Джексон, а также в моде со всеми этими высоченными стрижками, комбинезонами на одной подтяжке и бейсболками с болтающимся ценником. Стиль распространил своё влияние даже на Японию, где его подхватили такие артисты, как Zoo и LL Brother.

Teddy RileyНо что же отличает нью-джек-свинг от прочих стилей, скажем, от быстрого R&B? Официального определения нет, ведь это стиль с ещё не написанной историей (если, конечно, не брать во внимание многочисленные фанатские сайты). Bell Biv DeVoe предлагают свой вариант в комментариях к одному из своих альбомов: "Хип-хоп по духу, смягчённый влиянием R&B и вызывающий ассоциации с поп-музыкой". Источником для стиля можно считать также момент, когда Бобби Браун в 1986 году вышел из состава New Edition – хитовой группы, созданной Морисом Старром и Майклом Джонзуном. Как бы то ни было, основной предпосылкой к появлению нью-джек-свинга стала его "острота": New Edition был слащавым бойз-бэндом, а Бобби Браун желал утвердиться в более зрелом образе. Эта стратегия затем была использована множеством исполнителей (не говоря уже об оставшихся участниках New Edition). Однако для этого мало было ввести в репертуар взрослую лирику, ведь стиль этот в первую очередь воплощался в саунде, которым заведовали продюсеры, среди которых первым и лучшим стоит признать Тедди Райли. Его прорывным проектом был альбом Кита Суэта "Make it Last Forever" (1987), но настоящего успеха он добился годом позже, когда начал работать с трио Guy, одной из самых влиятельных групп того времени. Для Guy Райли спродюсировал и ремиксовал буквально сотни треков.

"Если ты нашёл хорошую поп-группу, развали её, и ты продашь в три раза больше записей". Так группа Devo критиковала распространённую практику в рок-н-ролле. Нью-джек-свинг довёл эту стратегию до совершенства – теперь поп-артисты становились не сольными исполнителями, а продюсерами. Так, New Edition дали Майклу Бивинзу опыт, который он затем применил в работе с ABC и Boyz II Men: родственные связи должны поддерживаться. В дальнейшем эту формулу использовали такие хип-хоп артисты, как Доктор Дре и EPMD.

Bell Biv DevoeМузыка подчинилась требованиям "уличного" звучания. Дорогостоящие контракты подразумевали необходимость высококачественного продакшна, что на практике означало работу в профессиональных электронных студиях. Вычищенный звук даже и не пытался скрыть своего цифрового происхождения. Так же, как и в электрофанке, целью нью-джек-свингового саунда было достижение наиболее чётких высоких частот и массивных басов. Даже малейшие помехи и виниловый треск, которые проскакивали к сэмплах, превращались в ритмические акценты, а чаще всего даже специально создавались в студии. Треки действительно рождались в студиях, зачастую их создавали продюсеры с музыкальным образованием. Партии синтезаторов игрались вживую, периодически музыканты крутили на них ручки, подобно тому, как это делалось в хаусе и техно того времени. Это было похоже на настоящую одержимость синтетическим звуком, нанизанным на жёсткий бит, ненавязчивый вокал, позвякивания и побрякивания, сексуальные намёки и заверения в романтических чувствах. Рэп-читка сводилась к минимуму (иногда ей отводились только специальные вставки и брейки), к тому же она оттенялась гармонизированным томным вокалом. Сам термин "свинг" имеет отношение к ритму, который являлся комбинацией прямых восьмых и смещённых шестнадцатых долей (в Европе эта музыка была известна под названием "свингбит"; свингбит продолжил своё существование в Голландии – настоящем оплоте нью-джек-свинга).

Нью-джек-свинг, в отличие от, например, гранджа, был плодом не независимого музыкального комьюнити, а коммерциализированных, ориентированных на чартовый успех продюсеров. Как следствие, его успех очень сильно зависел от актуального на тот момент звучания, будь то цифровое эхо в восьмидесятых или автотюн в начале "нулевых". Этот жанр принёс свою жертву славе, так что мы можем идти дальше с чистой совестью. Поп-музыка использовала в пищу всё, что посчитала пригодным, а остальное выбросила. Урок, преподнесённый нью-джек-свингом, состоит в том, что музыка, рождённая в комьюнити, умирает с достоинством, в то время как продюсеры вроде Джимми Джема или Терри Льюиса, наигравшись с этим саундом, просто перешли к другому. Разумеется, они и слезы не обронили по поводу смерти нью-джек-свинга.


Автор статьи: Сет Прайс
Перевод: Александр Ашбель


Оригинал статьи "Журналистское исследование на тему нью-джек-свинга" был опубликован в журнале Sound Collector Audio Review в 2003 году.


К остальным статьям
http://studiohelloworld.ru/Фотографы

Разработка сайта: WebZenith
Design by Kate



Наши партнёры  
Свердловская филармонияEverJazz