Black Music Promo  
Блэк Мьюзик Промо
LifeFacesCulturePaparazziReleasesSupportFriend linksAbout
 
Сегодня 08 июля
среда

Секретная история вашингтонской музыки гоу-гоу

    
 

Не корите себя, если вы никогда не слышали ничего о гоу-гоу. Это локальное явление родом из Вашингтона (округ Колумбия), ему уже свыше 30 лет, и оно до сих пор держится на плаву, не проявляя никаких признаков увядания. В далёкие семидесятые гоу-гоу развился в уникальный стиль, получивший распространение в Вашингтоне, округе Колумбия и в штатах Мэриленд и Северная Виргиния. Рождение жанра приписывают Чаку Брауну. Его именуют "Крёстным отцом гоу-гоу".


The BeatВ начале 70-х Шоколадный город (так называют Вашингтон за преобладание темнокожего населения) славился очень сильной музыкальной сценой. Чак Браун и его The Soul Searchers считались одной из ведущих групп, на их счету было несколько записей, получивших умеренный успех. Одна из них, "Ashley’s Roach Clip", обладает очень узнаваемым битом, бессчётное количество раз засэмплированным и скопированным – в первую очередь Эриком Би и Ракимом для их диска "Paid in Full" и группой Soul II Soul (диск "Keep on Movin’"). Фактически, этот бит стал одним из самых сэмплируемых и копируемых в эпоху раннего хип-хопа. В 1978 году Браун добился большого успеха с композицией, которая стала классикой фанка 70-х – "Bustin’ Loose".

Позже Браун объяснял, что он пришёл к новому стилю (в последствии названному "гоу-гоу") исключительно по необходимости: "Наши вечеринки стали забирать себе диско-диджеи, поскольку они обходились дешевле, и благодаря микшированию им удавалось удерживать внимание танцпола. Людям перестали нравиться паузы между песнями". В ответ на это "крёстный отец" начал экспериментировать со стилем, чтобы его группа могла переходить от одной композиции к другой, не прибегая к паузам. Он оставлял перкуссионную секцию (ударные и барабаны конга) играть, говоря при этом с толпой. Тексты песен в режиме "вопрос-ответ" и продвинутая перкуссионная техника стали стандартом для гоу-гоу.

Chuck BrownСтоит учесть, что долгоиграющий грув в то время уже был характерен для фанка и соула 70-х. Такие музыканты, как Айзек Хейс, Кёртис Мэйфилд, группа War и Джордж Клинтон, растягивали ритмические рисунки на десять, а иногда даже на пятнадцать минут. Чак Браун пошёл ещё дальше. Он собирал различные грувы в один двухчасовой сет. Толп была ошеломлена. Практически в одночасье молодые группы со всего города овладели новым стилем игры. Они имитировали его, добавляли что-то от себя, и в итоге начала формироваться новая музыка. Она получила название "гоу-гоу"; в те времена этим словом обозначались вечеринки. Вспомните хотя бы хит Смоуки Робинсона "Going to a Go-Go".

Движение гоу-гоу набрало обороты в конце 70-х – начале 80-х и выдвинуло на передний план такие группы, как Trouble Funk, EU и Rare Essence. Соревнование между этой троицей было неистовым. Весь город обсуждал, какой из бэндов был лучшим. Это противостояние привело к появлению "Битвы групп", которая собирала тысячи зрителей на таких концертных площадках, как The Washington Coliseum и D.C. Armory. Однако самыми ожидаемыми были шоу в Capital Center Arena. Два ежегодных представления – The Back to School Boogie и New Year Party with Stars – собирали всех лучших хип-хоп и гоу-гоу артистов города.

Trouble FunkВскоре представители обоих направлений стали работать над совместными проектами. В 1982 году Кёртис Блоу в сотрудничестве с EU выпустил сингл "Party Time". В 1984 году The Furious Five Грандмастера Флэша сделали собственную версию трека Trouble Funk "Pump Me Up". Херби Лав Баг использовал сэмплы из музыки гоу-гоу для таких хит-синглов, как "My Mike Sounds Nice" проекта Salt-n-Pepa и "Rolling with Kid-n-Play" группы Kid-n-Play. То же самое проделал хитмейкер Хауи Ти с песней Роксанны Шанте "Bang Zoom (Let’s Go-Go)". Эл-Эл Кул Джей использовал луп Trouble Funk в песне "Rock the Bells", так же как и Хэви Ди с его треком "Mr. Big Stuff". Рэпер KRS-One и его Boogie Down Productions тоже задействовали бит Trouble Funk для песни "Criminal Minded", а Даг-И Фреш использовал бэкбит из композиции Чака Брауна в "All the Way to Heaven" и сэмпл из Rare Essence для римейка трека "I’m Getting Ready". Даже Грейс Джонс прибегла к гоу-гоу-биту группы EU для своего сингла "Slave to the Rhythm".

В 1983 году на этот особенный стиль фанка обратил внимание основатель и руководитель лейбла Island Records Крис Блэкуэлл. Годами ранее он представил миру регги и Боба Марли; теперь то же самое он задумал проделать и с гоу-гоу. Он вложил миллионы в рекламную кампанию, которая включала в себя заключение контрактов со всеми ключевыми артистами жанра и бомбардировку музыкальной прессы информацией о пришествии стиля гоу-гоу. Самой амбициозной частью проекта было создание фильма под рабочим названием "Good to Go". По замыслу Блэкуэлла, эта картина должна была стать для гоу-гоу тем, чем для регги стала лента "The Harder They Come". Всё складывалось как нельзя лучше. Первый сингл в стиле гоу-гоу, выпущенный на Island ("Movin’ and Groovin’" группы Redds & The Boys) стал крупным хитом в Англии. Он моментально взобрался на вершину британского хит-парада и вызвал нешуточный интерес к этому музыкальному стилю.

Good to GoНесмотря на возложенные надежды и первоначальный успех, вся затея постепенно свелась на нет. Во-первых, из-за мелочной зависти, характерной для гоу-гоу сообщества, так и не удалось заключить контракты со всеми главными исполнителями жанра (а этот пункт был важнейшей частью грандиозного блэкуэлловского плана). Во-вторых, что ещё хуже, фильм "Good to Go", главную роль в котором исполнил Арт Гарфанкел из дуэта Simon and Garfunkel, был обречён ещё до своего появления на свет. Он был настолько плох, что даже отчаянные фанаты гоу-гоу его возненавидели. В действительности картина не была плоха до такой степени, но дело было в том, что она не оправдала возложенных на неё ожиданий. В итоге Блэкуэлл прекратил реализацию своего плана и оставил эту музыку там, где в своё время её нашёл, хотя группа Trouble Funk и сохранила свой контракт с Island, оставшись весьма популярной в Европе и Японии.

В 1986 году глава лейбла Def Jam Рик Рубин подписал группу подростков, игравших на инструментах, которые те соорудили из мусора и хлама. Итогом совместной работы Рубина и Junkyard Band стал 12-дюймовый сингл "Sardines" – одна из наиболее интересных записей в стиле гоу-гоу. К сожалению, Def Jam предпочёл не продолжать работу с группой.

Ещё одним большим успехом жанра стало участие сингла "Da Butt" проекта EU в саундтреке к фильму Спайка Ли "Свихнувшаяся школа" (Skool Daze, 1988). О таком колоссальном успехе не мог мечтать даже самый преданный поклонник гоу-гоу – со времён "Bustin’ Loose" Вашингтон не выдавал ничего подобного. Впервые видеоклип в этом стиле появился в эфире телеканалов BET и MTV.

В результате EU заключили сделку с Virgin и стали одними из самых востребованных исполнителей у студентов колледжей и посетителей ночных клубов. Тогда многие почувствовали, что время гоу-гоу, наконец, пришло. Но, к несчастью, коммерческий успех EU не повлёк за собой признания всего движения гоу-гоу в целом. В конце концов, их начали воспринимать как исполнителей одного хита; их второй диск для Virgin с треском провалился, не оправдав ожиданий слушателей. И, что хуже, вернувшись в Вашингтон, они обнаружили, что забыты даже в своём родном городе. С ними остались только самые преданные поклонники, остальные же фанаты гоу-гоу обвинили их в продажности.

Trouble Funk также вернулись домой после того, как спродюсированный Бутси Коллинзом диск "Trouble Over Here, Trouble Over There" потерпел неудачу. Их, так же, как и EU, ждал неласковый приём – музыкальная картина города слишком изменилась с того времени, как они покинули родной город.


Следующее поколение

В начале 90-х гоу-гоу сцену захватило новое поколение групп – в первую очередь это Backyard, Northeast Groovers и Junkyard. Это течение подхватили и Rare Essence, адаптировавшие стиль и состав под новое звучание.

В отличие от своих предшественников, опиравшихся на фанк 70-х, новые исполнители были частью первого поколения хип-хопа. Кроме того, они прошли стадию взросления в самые мрачные и криминализированные дни существования Вашингтона, получившего тогда звание "столицы убийств". Новое звучание гоу-гоу отражало процесс смены ценностей и реалий уличной культуры. Музыка стала более скупой – в новых составах даже не было духовой секции, которая в прежние годы являлась одним из важнейших компонентов саунда. В противовес этому возросла роль ритм-секции – она теперь зазвучала более жёстко, прямо "в лицо". Тексты песен стали острее, употребление нецензурной лексики стало не только допустимым, но и желательным. Группы, не сквернословившие, не принимались в расчёт, так как считалось, что они не говорят о вещах открыто. Многое изменилось с тех старых времён, когда группы использовали приём "вопрос-ответ" и вдохновляли публику на всё более новые танцы (что бы вам ни говорили, Вашингтон является родиной целого ряда классных танцев 80-х, таких, как уоп, кэббэдж пэтч и электрик слайд).

DJ KoolКак ни удивительно, самый коммерчески успешный диск в жанре гоу-гоу в 90-е годы был выпущен диджеем. Используя смачные лупы, хуки из хип-хопа старой школы и тексты в духе "вопрос-ответ", предполагавшие участие публики, диджей Кул подобрал ключ к быстрорастущей аудитории, жаждавшей возвращения к истинному клубному духу. Изданный самостоятельно релиз Кула "Let Me Clear My Throat" был настолько успешен, что его заметил Рик Рубин и переиздал в национальном масштабе на своём лейбле American Records. Клип в поддержку диска был снят с участием звёзд хип-хопа – Дага И Фреша и Биза Марки. Но, как бы то ни было, успех диджея Кула не смог отменить того факта, что настоящая мощь музыки гоу-гоу жива в живых коллективах. Чтобы лучше понять феномен, рождённый вашингтонской культурой, его нужно видеть вживую.


Где они сейчас?

Не так давно коммерческий радиоэфир буквально захлестнула волна музыки, вдохновлённой гоу-гоу. Главным виновником этого является Рич Харрисон, продюсер из Вашингтона, придавший стилю гоу-гоу своё собственное звучание.

В 2003 году Харрисон спродюсировал сингл Бейонсе Ноулз "Crazy in Love", который строился на сэмпле из песни Chi-Lites "Are You My Woman?". Песня имела огромный международный успех и заново открыла жанр гоу-гоу, вернув ему статус поп-музыки.

AmerieВ 2005 году Харрисон написал и спродюсировал трек "1 Thing" для корейско-американской певицы Амери (также жительницы Вашингтона). Песня попала в "десятку" журнала Billboard, добравшись до 8 места. Второй диск певицы также содержал несколько песен, вдохновлённых гоу-гоу.

Некоторые другие современные артисты, такие, как Нелли и Лудакрис, также испытали влияние гоу-гоу. Так, например, хит Нелли "Hot in Herre" содержит фразу из главного хита Чака Брауна "Bustin’ Loose".

Помимо этого, существует ретро-течение гоу-гоу, стремящееся вернуть оригинальную культуру этого жанра – в первую очередь это выражается в песенных марафонах, на протяжении которых группы исполняют нон-стопом современные хиты R&B. Команды вроде Suttle Thoughts и Familiar Faces работают на аудиторию "от 30 и старше". При этом количество поклонников этого ретро-движения растёт день ото дня.

Вид десяти человек на сцене, без устали играющих на своих инструментах один за другим и вживую рождающих всё новые и новые грувы – это то, чего вот уже свыше 20 лет нельзя увидеть нигде, кроме Вашингтона.

Гоу-гоу продолжает оставаться привлекательным, поскольку не пытается казаться приятным, милым и не желает прыгать выше своей головы. Более тридцати лет он прекрасно существует на региональном уровне. Ни один человек, знающий эту культуру, ни на секунду не усомнится в том, что она проживёт ещё тридцать лет. Многие люди из шоу-бизнеса задаются вопросом: "Что же случилось с живыми R&B-группами?". Не знаю что, но порядка сотни бэндов округа Колумбия, сохраняющих дух фанка, продолжают исполнять эту музыку чуть ли не каждый день. Приходите в клубы Вашингтона и сделайте свой выбор.


Перевод: Александр Ашбель

Оригинал статьи Шермана Миллса "The History Of GoGo!" опубликован на сайте OldSchoolGoGo и датируется предположительно 2006 годом.


К остальным статьям
http://studiohelloworld.ru/Фотографы

Разработка сайта: WebZenith
Design by Kate



Наши партнёры  
Свердловская филармонияEverJazz