Black Music Promo  
Блэк Мьюзик Промо
LifeFacesCulturePaparazziReleasesSupportFriend linksAbout
 
Сегодня 10 июля
пятница

Labels guide: Philadelphia International – простые человеческие чувства

    
 

Когда Леон Хафф и Кеннет Гэмбл собираются вместе, чтобы писать песни, каждый из них приносит с собой по блокноту, исписанному сотнями вариантов названий. Хафф садится за пианино и включает плёночный магнитофон на запись. Он начинает играть, а Гэмбл напевает стихотворные строчки. Как вспоминает Гэмбл, "иногда песни появляются за 15 минут, а иногда на их написание уходит весь день. Но лучшие композиции рождаются за 10–15 минут".


PIR office Их знакомство произошло в лифте здания Шуберта в Филадельфии, где они работали сонграйтерами – каждый на своём этаже. Вскоре после этого они собрались в субботний день в доме у Хаффа в Кэмдене (штат Нью-Джерси) и с ходу написали шесть или семь песен. "Это было очень, очень легко", вспоминает Гэмбл.

В шестидесятых некоторые их песни достигали умеренного успеха, например, "Expressway to Your Heart" в исполнении The Soul Survivors, "Cowboys to Girls" The Intruders и "Only the Strong Survive" Джерри Батлера.

Но Гэмбла и Хаффа не устраивал статус авторов местечковых хитов, изредка пробивавшихся в общенациональные хит-парады. Шанс дуэту сонграйтеров представился в 1971 году, когда фирма грамзаписи Columbia Records, желая пробиться на рынок чёрной поп-музыки, дала им 75 тысяч долларов задатка для записи синглов и ещё 25 тысяч на запись альбомов. На эти деньги Гэмбл и Хафф основали собственный лейбл – Philadelphia International Records (PIR).

В это самое время в мире бушевал целый ряд политических конфликтов – война во Вьетнаме, борьба с сегрегацией в самих Штатах, гражданская война в Пакистане. "Мы разговаривали о том, что происходит с миром, и о том, почему люди не могут ужиться вместе", – вспоминает Гэмбл. – "Вот мы и задумались над тем, как и чем можно объединить людей".

O'Jays Один из заголовков из блокнота гласил: "Love Train". Хафф начал наигрывать на фортепиано, а Гэмбл, который отвечал за тексты песен, запел: "People all over the world, join hands, form a love train" ("Люди по всему миру, возьмитесь за руки, чтобы получился поезд любви").

В итоге через каких-то 15 минут была готова песня для O’Jays, группы из Огайо, уже отчаявшейся снискать успех после выпуска пары малоуспешных записей. Гэмбл и Хафф заприметили ансамбль за три года до этого на открытии шоу в театре "Аполло" в Гарлеме. Ведущие вокальные партии пел Эдди Леверт, но больше всего авторам понравилось взаимодействие между Левертом и вторым вокалистом Уолтером Уильямсом. Первые песни O’Jays для PIR были написаны с расчётом на эту вокальную игру. "Я знал, что наши партии для песни "Back Stabbers" звучали сильно. Но я не представлял, насколько сильно", – рассказывает Уильямс.

"Love Train" был третьим синглом O’Jays с изданного в августе 1972 года альбома "Back Stabbers". К январю 1973-го песня возглавила поп- и R&B-чарты и вплотную подобралась к миллионной отметке продаж. Именно такого поп-хита ждали в Columbia, вкладываясь в Гэмбла и Хаффа.

Back Stabbers 45Спустя год с небольшим после образования PIR дуэт уже выпустил такие хиты, как "Me and Mrs. Jones" Билли Пола, "I’ll Be Around" группы The Spinners и "If You Don’t Know Me By Now" Хэролда Мелвина и его The Blue Notes. В своей книге воспоминаний Клайв Дэвис, бывший в те годы исполнительным директором "Коламбии", писал, что синглы Гэмбла и Хаффа были проданы общим тиражом в 10 миллионов экземпляров. Но, что не менее важно, они дали лейблу возможность выпускать альбомы чёрных поп-артистов. Так, альбом "Back Stabbers" в первый год после выпуска разошёлся в количестве 700 000 копий.

Гэмбл и Хафф создали звучание Филадельфии. Тем самым Город Братской Любви присоединился к Детройту (родине Motown) и Мемфису (вотчине Stax Records) в качестве святилища музыки соул.

Филадельфийский саунд стал связующим звеном между соулом шестидесятых и набиравшими обороты фанком и диско. По словам Гэмбла, однажды ему кто-то сказал, что они "надели на фанк галстук-бабочку". На протяжении 70-х дуэт из Филадельфии сумел потеснить Motown с пьедестала повелителей ритм-н-блюза, а в 2005 году он был введён в Зал славы рок-н-ролла.

Me and Mrs. Jones 45Как остроумно заметил Марк Энтони Нил, исследователь афроамериканской культуры в Университете Дюка, "они нашли способ сочетать в браке конвейер "Мотауна" и хватку "Стэкса". Поэтому их саунд был гладким и отточенным, но при этом он звучал столь же зажигательно, как на записях Stax". 

Гэмбл отдавал должное "Мотауну" как "величайшей рекорд-компании в истории шоу-бизнеса". Он и Хафф собрали студийную группу MFSB (название расшифровывается как "Mother, father, sister, brother"), подобно тому, как Motown создали сессионный коллектив Funk Brothers. MFSB состоял из ритм-секции группы The Romeos (они аккомпанировали Гэмблу, Хаффу и автору/продюсеру Тому Беллу на выходных), духовой секции, найденной в местном театре, и струнной секции, которая состояла из ветеранов Philadelphia Orchestra. В отличие от Funk Brothers, MFSB обладали более широкой стилевой палитрой. Вместо монофонического звучания и ориентированности на хит-синглы они выбрали стереозвук и альбомный формат. "Стерео открыло новый мир", – рассказывает Гэмбл. – "Так музыка звучала гораздо лучше".

Billy PaulГэмбл и Хафф умели находить опытных артистов и превращать их во всенародно любимых звёзд. На момент подписания контракта O’Jays существовали уже десятилетие, Хэролд Мелвин и The Blue Notes выступали свыше 15 лет. Билли Пол был известен только в пространстве Нью-Йорка и Филадельфии. "Они знали, как подать определённый тип артистов", – говорит профессор Нил. – "Одним из их самых крупных хитов ранних лет существования лейбла был трек "Me and Mrs. Jones" Билли Пола. Можно ли представить что-то более простое, чем история об измене?"

Так же, как и глава "Мотауна" Берри Горди, Гэмбл и Хафф создали команду соревнующихся между собой авторов. Уолтер Уильямс из The O’Jays вспоминает, что раз в полгода они приезжали в Филадельфию на запись альбома и отслушивали порядка 40–50 песен. Затем список сужался до 15–20, и на альбом в конечном счёте попадали 8, 9, максимум 10 треков".

Насколько были вовлечены в этот процесс Гэмбл и Хафф? "Они были как четвёртый и пятый члены группы", – говорит Уильямс. – "Если Кенни хотел, чтобы мы спели отрывок определённым образом, он сам брал и пел. А я всегда старался перещеголять его – я же пел лучше и больше чувств вкладывал в вокал".

Harold Melvin & The Blue Notes По словам Гэмбла, существовала формула создания альбомов. "Мы брали три–четыре песни социальной направленности, три–четыре сугубо танцевальных трека и добавляли к ним три–четыре сладких любовных баллады. Мы пытались создавать песни, о которых люди бы вспоминали и годы спустя".

В то время как бизнес-модель PIR была заимствована у Motown, сам месседж был иным. "Это компания, созданная чёрными, но, в отличие от Motown, эта компания, созданная чёрными, продвигала в песнях свою политику и философию", – говорит Нил.

Это видно из названий песен: "For the Love of Money" ("Из-за любви к деньгам"), "Only the Strong Survive" (Выживает сильнейший"), "Am I Black Enough for You" ("Достаточно ли я чёрен для тебя?"), "Wake Up Everybody" ("Очнитесь все") и "Love Is the Message" ("Послание – это любовь"). Особенно Нил выделяет песню "Be for Real" ("Быть по-настоящему") из репертуара Хэролда Мелвина, в которой певец Тедди Пендерграсс отчитывает девушку за её увлечённость бессмысленными покупками. В свою очередь, Гэмбл упоминает песню "Ship Ahoy", в которой рассказ о рабах, доставляемых по морю из Африки, начинается с ударов плетей. Как отметил Нил, песни и артисты PIR оставались на плаву из-за того, что Гэмбла и Хаффа интересовало создание музыки на века, а не зарабатывание денег.

Gamble & Huff now"Невозможно объяснить, как создаётся песня", – говорит Гэмбл. – "Она идёт из глубины души. Вы просто позволяете вашим чувствам излиться наружу – и неважно, ваши ли это переживания, переживания ваших друзей либо же это история незнакомца".

Дуэт до сих пор время от времени создаёт новые песни, да и к старым вещам интерес не ослабевает – взять хотя бы вездесущую рекламу пива Coors Light, в которой использована тема "Love Train". Хип-хоп продюсеры обожают сэмплировать мелодии PIR, что обеспечивает авторам стабильный приток отчислений.

Как отмечает Гэмбл, в некоторых странах, перечисленных в песне "Love Train", до сих пор, спустя 40 лет, продолжаются вооружённые конфликты. "Боюсь, сейчас эта композиция даже более актуальна, чем была тогда", – говорит ветеран соула. – "Те песни превратились в настоящие гимны. Мы говорили о чувствах, но оказалось, что эти же чувства разделяют миллионы людей по всему миру".

Перевод: Александр Ашбель

Оригинал статьи Джима Моррисона опубликован в интернет-версии журнала Smithsonian.com


К остальным статьям
http://studiohelloworld.ru/Фотографы

Разработка сайта: WebZenith
Design by Kate



Наши партнёры  
Свердловская филармонияEverJazz