Black Music Promo  
Блэк Мьюзик Промо
LifeFacesCulturePaparazziReleasesSupportFriend linksAbout
 
Сегодня 04 марта
четверг

Джаз вокруг света #2: советский джаз (часть 1)

    
 

В СССР, как и во многих странах, отношение к джазу было неоднозначным. Пролетарский писатель Максим Горький заклеймил джаз в статье "О музыке толстых", опубликованной в 1928 году в газете "Правда". О джазе как таковом речь в статье не шла: говорят, что писателя замучили танцевальные фокстроты, которые на первом этаже виллы крутил на патефоне беспутный сынок Горького.


Однако праведный гнев престарелого Буревестника на долгие десятилетия стал воплощением официального советского представления именно о джазе: "...весь этот оскорбительный хаос бешеных звуков подчиняется ритму едва уловимому, и, послушав эти вопли минуту, две, начинаешь невольно воображать, что это играет оркестр безумных, они сошли с ума на сексуальной почве, а дирижирует ими какой-то человек-жеребец, размахивая огромным фаллосом". Впрочем, джаз выжил и не сломался. Во многом джаз в СССР был явлением независимым, так как имелись определённые трудности в контактах с западными, особенно американскими, джазменами и обучение музыкантов шло в основном по пластинкам. Вторая важная черта самобытности советского джаза – связь его с театром и песней, которая была подготовлена всем ходом русской "лёгкой" музыки, где господствовали водевиль и вокальное искусство. Лишь немногие ансамбли (например, септет Александра Варламова) отклонялись от этого направления, играя чисто джазовую музыку.

Джаз-банд Валентина ПарнахаДжаз появился в СССР тогда, когда в США он уже вовсю набирал обороты. Это были 20-е годы прошлого века. Первый джаз-оркестр в Советской России был создан в Москве в 1922 году поэтом, переводчиком, танцором, театральным деятелем Валентином Парнахом и носил название "Первый в РСФСР эксцентрический оркестр джаз-банд Валентина Парнаха". Сам Парнах ни на чём играть не умел, но тщательно оттачивал с полными энтузиазма московскими музыкантами музыку, подобную той, что звучала на привезённых им из Парижа американских граммофонных пластинках. Полный набор инструментов для джаз-ансамбля – саксофон, банджо, ударную установку – он тоже привёз из-за границы. Парнах принимал участие в концерте как танцор, создавая настолько впечатляющие пластические образы (один из которых сам он называл "жирафовидный истукан"), что вскоре Всеволод Мейерхольд пригласил его вместе с "джаз-бандом" участвовать в своих спектаклях – изображать "механистическую цивилизацию Запада". Ильф и Петров зло высмеяли участие "банды" Парнаха в мейерхольдовских спектаклях, выведя в "Двенадцати стульях" вооружённых "саксофонами, флексатонами, пивными бутылками и кружками Эсмарха" Галкина, Палкина, Малкина, Чалкина и Залкинда. 

Днём рождения отечественного джаза традиционно считается 1 октября 1922 года, когда состоялся первый концерт этого коллектива. Первым же профессиональным джазовым составом, выступившим в радиоэфире и записавшим пластинку, считается оркестр пианиста и композитора Александра Цфасмана (Москва). В 1928 году его "АМА-джаз" становится первым джазовым коллективом, живьём сыгравшим в студии Московского радио, и первым советским джазовым ансамблем, записавшимся на грампластинку ("Аллилуйя" Виктора Юманса; помните бал Воланда у Булгакова? – "джаз обезьян" играет там именно эту пьесу, которая в конце 20-х благодаря записи Цфасмана была у всех на слуху). Ранние советские джаз-банды специализировались на исполнении модных танцев (фокстрот, чарльстон).

В общем, к 30-м годам джаз уже начал оформляться в некое своеобразное музыкальное явление. Тогда в Москве и Ленинграде уже появилось столько успешных джазовых оркестров, сколько их не было в послесталинскую эпоху. Ранние бэнды исполняли нечто такое, что джазом назвать можно было с натяжкой. Тем не менее, они сыграли огромную роль в дальнейшем развитии и распространении джаз-культуры в стране. Самыми яркими личностями той эпохи были Александр Цфасман и Леонид Утёсов. Во многом похожие: оба – евреи, приехавшие в Москву развивать музыкальную культуру, оба с огромным опытом, успешные, но у них были абсолютно разные взгляды и отношение к джазу. Цфасман был космополитом, считавшим, что культура и искусство – достояние всего человечества, не зависящее от границ, нечто, что объединяет людей всех рас и национальностей. Утёсов же мечтал поставить западное искусство на службу советскому, "приспособить джаз к советской тематике", – как выразился когда-то Дунаевский.

"Теа-джаз" УтёсоваУтёсов был очень популярной фигурой в Советском союзе, он превратил джаз в музыку, доступную каждому (и в этом было одно из главных отличий раннего советского джаза от западного). Он был не только музыкантом, но и не менее ярким актёром, мастером на водевили. Утёсов пел куплеты, веселил людей, бренчал на гитаре и заправски отплясывал, за что и снискал любовь народа. В 1928 году он создал первый в Советском Союзе театрализованный джаз-оркестр – "Теа-джаз". Его музыканты были ловкими, артистичными. Дунаевский любил работать именно с этим оркестром. Первый его бэнд играл в обеденные перерывы для рабочих ленинградских заводов. Между прочим, исключительно эта связь джаза с народными массами помогла ему выжить в период жёстких чисток и репрессий довоенного периода. 

Хотя и считается, что джаз на просторах нашей горемычной страны был запрещённым музыкальным жанром, прямых и откровенных гонений вплоть до "холодной войны" не было. Ещё в 1926 по стране гастролировали афроамериканцы из ансамбля Jazz Kings барабанщика Бенни Пэйтона, в 1934 был снят фильм "Весёлые ребята", а в период войны джаз-бэнды поддерживали своими выступлениями на фронтах солдат, поднимая их военных дух и всячески вселяя оптимизм. Во время войны помимо коллектива Утёсова по фронтам колесили команды Бориса Карамышева, Эдди Рознера, Григория Петербургского, Семёна Аранова, Бориса Ренского. Более того, многие бэнды были образованны освобождёнными заключёнными (большими любителями Утёсова, чьи песни содержанием подчас напоминали шансон). Небольшие оркестры играли на вокзалах, провожая уезжающих на фронт солдат.

Оркестр Эдди РознераЗаметный вклад в развитие советского джаза внёс Адольф "Эдди" Рознер – композитор, музыкант и руководитель оркестров. Начав свою карьеру в Германии, Рознер бежал в СССР после оккупации Польши, став одним из пионеров свинга в СССР и зачинателем белорусского джаза. Начинается сумасшедшая популярность Рознера в СССР, продолжавшаяся до самого его ареста и заключения в магаданские лагеря в 1946 году. Важную роль в популяризации и освоении стиля "свинг" сыграли также московские коллективы 30-х и 40-х годов, которыми руководили Александр Цфасман и Александр Варламов. Джаз-оркестр Всесоюзного радио п/у А. Варламова принял участие в первой советской телепередаче.

Оркестр Олега ЛундстремаЕдинственным составом, сохранившимся с той поры, оказался оркестр Олега Лундстрема. Этот широко известный ныне биг-бэнд, состоящий из выросших в Китае советских граждан – русскоязычных детей инженеров Китайской Восточной железной дороги, принадлежал к числу немногих джазовых ансамблей русской диаспоры, выступавших в 1935–1947 годы в Китае. Оркестр поселяется в Казани, чтобы его участники могли получить в этом городе консерваторское образование. Позже, в 1956 году большая часть "шанхайского" оркестра Олега Лундстрема переезжает из Казани в Москву, влившись в созданный Всесоюзной государственной концертной организацией "Концертный эстрадный оркестр п/у О. Лундстрема".

В 1940-е годы – с началом "холодной войны" – джаз в СССР был запрещён, и существовало негласное постановление властей не упоминать слово "джаз" в средствах массовой информации. Так уж получалось, что он целиком и полностью зависел от отношений Советского Союза с США. В 1944 году новость об открытии американского “второго фронта” смягчила отношение властей к этой музыке и ненадолго сделало его официально терпимым, однако "холодная война" надолго сделала джаз злейшим врагом советской идеологии. Американских артистов жёстко критиковали за вульгарность и распространение буржуазных ценностей. В 1948 вместе с оперой "Великая дружба" Вано Мурадели, джаз обвинили в "формалистическом направлении, чуждом советскому народу". По результатам постановления, вместе с Дмитрием Шостаковичем и Сергеем Прокофьевым "под раздачу" как буржуазное искусство попадает и джаз, хотя в тексте постановления он не фигурирует. Под запрет попали даже некоторые музыкальные инструменты, связанные с западной музыкой – шестиструнная гитара, саксофоны. Этот период вошёл в историю советского джаза как "эпоха разгибания саксофонов".

(окончание следует)

Автор статьи: Владимир Андрюха


Также по теме:
Польский джаз
Советский джаз (часть 2)
Немецкий джаз (часть 1)
Немецкий джаз (часть 2)
Норвежский джаз (часть 1)
Норвежский джаз (часть 2)
Норвежский джаз (часть 3)


К остальным статьям
http://studiohelloworld.ru/Фотографы

Разработка сайта: WebZenith
Design by Kate



Наши партнёры  
Свердловская филармонияEverJazz