Black Music Promo  
Блэк Мьюзик Промо
LifeFacesCulturePaparazziReleasesSupportFriend linksAbout
 
Сегодня 04 марта
четверг

Джаз вокруг света #2: советский джаз (часть 2)

    
 

(окончание. Начало – в первой части публикации)


Давид ГолощёкинСитуация изменилась в 50-е и 60-е годы, когда начали появляться новые джаз-бэнды, а старые стали выходить из подполья. Трубач Эдди Рознер был освобождён из лагерей (где, впрочем, не рубил лес, а руководил оркестром из заключённых, в том числе и своих бывших оркестрантов) и вернулся в Москву. Вскоре после этого он сформировал новый оркестр, который (правда, без своего лидера) снялся в дебютном фильме Эльдара Рязанова "Карнавальная ночь" (1956). В этой киноленте барабанщик оркестра, Борис Матвеев, впервые в советском кино играет джазовое соло на барабанах.

Когда к власти пришёл Хрущёв, его планы по установлению культурных связей с США с целью осуществления внутренних реформ в стране привели к некоторому смягчению позиций. Джаз с новой силой хлынул в страну. 1957 год стал отправной точкой нового мощного музыкального движения - в Москве тем летом прошёл VI Всемирный фестиваль молодёжи и студентов. Впервые на памяти целого поколения приподнятый "железный занавес" первым делом впустил в страну джаз, спровоцировав бурное формирование нового поколения советских джазменов.

В джаз приходит так называемое "поколение физиков" – студенты технических специальностей, ринувшиеся осваивать новую музыку (саксофонист Алексей Зубов, изучавший теоретическую физику и его коллега Георгий Гаранян, учившийся на инженера, тому пример). Позднее физик Юрий Козырев создаст в Москве первое советское джазовое учебное заведение – Школу джаза МИФИ (впоследствии – Джазовая студия "Москворечье", ныне – Колледж импровизационной музыки). Тон в московском джазе задают коллективы, базирующиеся в Центральном Доме работников искусств.

На Фестивале молодёжи и студентов с успехом выступает Молодёжный оркестр ЦДРИ п/у Юрия Саульского и завоёвывает серебряную медаль фестиваля. Газета "Советская культура" в привычной "доброй" манере откликнулась на успех молодых советских джазменов статьёй "Музыкальные стиляги": "...Пагубный пример утери самостоятельности являет собой молодёжный эстрадный оркестр ЦДРИ. Мы с отвращением наблюдаем за длинноволосыми стилягами в утрированно узких брюках и экстравагантных пиджаках".

На чёрном рынке появились пластинки, записанные "на костях", то есть на настоящей рентгеновской пленке. Начинается развитие камерного и клубного джаза во всём многообразии его стилистики (Вячеслав Ганелин, Давид Голощёкин, Геннадий Гольштейн, Николай Громин, Владимир Данилин, Алексей Козлов, Роман Кунсман, Николай Левиновский, Герман Лукьянов, Александр Пищиков, Алексей Кузнецов, Виктор Фридман, Андрей Товмасян, Игорь Бриль, Леонид Чижик и другие). Многие из вышеперечисленных мэтров советского джаза начинали свой творческий путь на сцене легендарного московского джаз-клуба "Синяя Птица", который просуществовал с 1964 по 2009 годы, открыв массу новых музыкантов современного поколения звёзд отечественного джаза (братья Александр и Дмитрий Бриль, Анна Бутурлина, Яков Окунь, Роман Мирошниченко и другие).

Алексей КозловСоветские джазмены впервые выезжают на зарубежный джазовый фестиваль – Jazz Jamboreee в Варшаве (подробней о нём – здесь). Молодые звёзды советского джаза – трубач Товмасян, саксофонист Козлов, гитарист Николай Громин – вызывают удивление у своих европейских коллег, не подозревавших, что в СССР кто-то играет современный джаз, не копируя при этом американские образцы, а создавая собственную музыку с опорой на национальные традиции. В Варшаве впервые за пределами СССР прозвучал первый советский джазовый стандарт 60-х – "Господин Великий Новгород" Андрея Товмасяна. Гремят имена пианиста Игоря Бриля, трубача Германа Лукьянова, саксофониста Алексея Козлова.

В 70-е годы Советский Союз с двухнедельными гастролями посещает оркестр великого Дюка Эллингтона. Сотни поклонников со всей страны колесят вслед за Дюком по всему его гастрольному маршруту, вплоть до Ташкента. В Ленинграде группа местных музыкантов умудряется прорваться на лётное поле аэродрома и сыграть выходящему из самолёта патриарху джаза "Когда святые маршируют", невзирая на неудовольствие местных органов КГБ.

СССР впервые разрешает массовую еврейскую эмиграцию; придумав себе еврейских бабушек и дедушек, из страны, начиная с 1973 года и на протяжении всех 1970-80-х гг. эмигрирует множество джазовых музыкантов, стремившихся играть любимую музыку на её родине, в США. Трубач Валерий Пономарёв, например, через несколько лет окажется в составе легендарного бэнда Арта Блейки The Jazz Messengers, а саксофонист Анатолий Герасимов – в оркестре сына Дюка Эллингтона – Мерсера.

Трио ГанелинаШирокую известность получило вильнюсское джазовое трио "Ганелин-Тарасов-Чекасин" (Г-Т-Ч), просуществовавшее до 1986 года в составе пианиста Вячеслава Ганелина, барабанщика Владимира Тарасова и саксофониста Владимира Чекасина. 

Уже во второй половине 70-х популярность джаза идёт на спад – фестивали прежнего масштаба уже практически не проводятся. Правда, начинают выходить виниловые альбомы многих советских джазменов – пианиста Игоря Бриля, джаз-рок-группы "Арсенал" саксофониста Алексея Козлова, ансамблей "Каданс" Германа Лукьянова и "Аллегро" Николая Левиновского и даже записи авангардного Г-Т-Ч, но многие музыканты (например, саксофонист Алексей Зубов) эмигрируют, так и не дождавшись выхода своей авторской пластинки.

В 80-90-е, в эпоху крутых перемен джаз практически исчезает, а с развалом Советского Союза заканчивается и эпоха собственно советского джаза. В это время музыке предстоит не борьба с государственной идеологией, а повседневная битва за экономическое выживание. Джаз в России погружается в кризис; эмигрирует множество музыкантов, не уехавших даже в самые трудные советские годы; количество выпускаемых джазовых записей падает почти до нуля. Выйти из кризиса и начать создавать для себя новую среду обитания импровизационной музыке в России удастся только ко второй половине 90-х.

Первая книга о джазе в СССР вышла в ленинградском издательстве Academia в 1926 году. Она была составлена музыковедом Семёном Гинзбургом из переводов статей западных композиторов и музыкальных критиков, а также собственных материалов, и называлась "Джаз-банд и современная музыка". Следующая книга на эту тему была опубликована уже только в начале 60-х. Издание под заголовком "Джаз", написанное Валерием Мысовским и Владимиром Фейертагом, представляло собой, по сути, компиляцию разрозненной информации из совершенно разных источников того времени.

Тогда же началась работа над первой русскоязычной энциклопедией джаза, которую удалось издать только в 2001 году в петербургском издательстве "Скифия". Энциклопедия "Джаз. XX век. Энциклопедический справочник" была подготовлена одним из самых авторитетных джазовых критиков в России Владимиром Фейертагом, насчитывала более тысячи имён джазовых персоналий и была единодушно признана главной русскоязычной книгой о джазе. В 2008 году увидело свет второе издание этой энциклопедии, где джазовая история была проведена уже до XXI века, были добавлены сотни редчайших фотографий, а список джазовых имён увеличился почти на четверть.

В 2009 году коллективом авторов во главе с тем же Фейертагом был подготовлен и опубликован первый краткий энциклопедический справочник "Джаз в России" – единственное на сегодняшний день полное собрание джазовой российской и советской истории джаза в печатном виде – персоналии, оркестры, музыканты, журналисты, фестивали и учебные учреждения.

Удалось ли Советскому джазу "переиграть" западный? Сложно ответить на этот вопрос. Так или иначе, многие критики говорят о феномене "советского джаза", сумевшего, как ни странно, выжить в нашей стране в таких чудовищных условиях. Джазовые эксперты отмечают оригинальность и национальный колорит произведений, созданных советскими авторами.


Источники:
http://www.moshkow.net/sovietjazz.htm
http://news.bbc.co.uk/hi/russian/in_depth/newsid_4753000/4753692.stm
http://www.vz.ru/news/2009/3/22/267495.html
http://ria.ru/society/20090322/165648043.html
http://hpahsapf7.devouti.narod2.ru/Muzika/Istoriya_dzhaza_v_SSSR

Обязательно к прослушиванию:
1. Сборник "Антология Советского Джаза" (2008) 
2. Трио современной джазовой музыки п/у В.Ганелина – Con Anima (1976)
3. Wiaczeslaw Ganelin Trio – Poco a Poco (1976)
4. Алексей Козлов и его Арсенал (1991)
5. Георгий Гаранян и Ансамбль Мелодия – Лабиринт (1974)

Автор статьи: Владимир Андрюха


Также по теме:
Польский джаз
Советский джаз (часть 1)
Немецкий джаз (часть 1)
Немецкий джаз (часть 2)
Норвежский джаз (часть 1)
Норвежский джаз (часть 2)
Норвежский джаз (часть 3)


К остальным статьям
http://studiohelloworld.ru/Фотографы

Разработка сайта: WebZenith
Design by Kate



Наши партнёры  
Свердловская филармонияEverJazz