Black Music Promo  
Блэк Мьюзик Промо
LifeFacesCulturePaparazziReleasesSupportFriend linksAbout
 
Сегодня 04 июля
суббота

Джаз вокруг света #3: немецкий джаз (часть 2)

    
 

В 1950-х в многочисленных городах ФРГ по образцу так называемых "парижских подвалов экзистенциалистов" начали возникать джазовые подвалы. 2 апреля 1951 года Эрвин Лен основал в Штутгарте танцевальный оркестр Южно-немецкого радио (SDR), которым он руководил до 1992 года. Он превратился за короткий период из маленькой радиостанции в современный свинговый биг-бэнд "Эрвин Лен и танцевальный оркестр Южного радио".


С Дитером Циммерле и Вольфрамом Рёригом Лен основал на SDR в 1955 году передачу "Место встречи – Джаз". Там Лен исполнял композиции с мировыми джазовыми знаменитостями, такими, как Майлз Дэвис и Чет Бейкер. Наряду с группой Курта Эдельхагена с Юго-западного радио (SWF) танцевальный оркестр Южного радио стал в последующие годы одним из ведущих свинговых биг-бэндов в ФРГ. В 1953 году Эдельхаген выбрал в качестве солистки для своей группы Катерину Валенте. Американских джазистов можно было услышать и на филармонических концертах в больших залах Западной Германии. В клубах играли преимущественно местные музыканты; для поднятия уровня и достижения культурно-политического признания Германской Федерацией Джаза (клубное объединение) организовывалось всё больше и больше концертных туров.

Dizzy und Karl-Heinz DrechselДо конца 50-х годов немецкая джазовая сцена имитировала американский стиль и пыталась восполнить упущенное в развитии этого музыкального направления. Но с 1954 года в Западной Германии начались первые неуверенные шаги в сторону ухода от американских образцов и создания чего-то своего. В это время центральная роль отводилась квинтету пианистки и композитора Ютты Хип. В этот ансамбль входили также саксофонисты Эмиль Мангельсдорф и Йоки Фрёнд, которые также работали над созданием композиций. Хотя музыка Ютты Хип была в значительной мере ориентирована на образцы американского джаза, она производила сильное впечатление на американских джазовых критиков своими независимыми выступлениями. Одной из особенностей её импровизаций является асимметричное исполнение мелодий, начало и конец которых располагались в необычных местах. Житель Франкфурта, социолог Теодор В. Адорно критиковал доверие западногерманских джазовых фанатов – они, по его мнению, как будто бы "взяли в аренду истинный дух времени". Он указывал, что "джаз и в своих изысканных формах остаётся лёгкой музыкой. Только дурная привычка делать из всего и каждого нечто высокопарное затуманивает его в Германии и в качестве нормы для него насаждает бунт против музыкальных норм".

В то время как танцевальные оркестры ГДР продолжали исполнять отдельные свинговые номера, современный джаз, который едва ли проникал в танцевальную музыку, официально критиковали. Даже Андре Асриль нелестно отзывался о нём как о "снобистском джазе". В 1956 году кларнетист Рольф Кюн переселяется в Америку и с вместе с Катериной Валенте гостит в Нью-Йорке. С 1958 по 1962 годы Кюн играет в оркестре Бенни Гудмена и как сольный кларнетист у Томми Дорси. В 1962 году Рольф Кюн возвращается в Западную Германию и играет, кроме всего прочего, на джазовом фестивале German Allstars, благодаря которому он затем отправится в продолжительное турне по Южной Америке от "Гёте-института" в качестве немецкого "культурного посла".

Emil MangelsdorffИзвестные в то время в ФРГ джазовые группы – это квинтеты Альберта Мангельсдорфа (с Хайнцем Зауэром и Гюнтером Кронбергом) и Михаэля Науры (с Вольфгангом Шлютером), а также квартет Клауса Долдингера (с Ингфридом Хофманом). Среди новаторов стиля можно также упомянуть квартет Вольфганга Лаута (с Фрицем Хартшу) и трио Вольфганга Даунера (с Эберхардом Вебером и Фредом Брэйсфулом). На музыкальном уровне происходил сознательный, однако осторожный уход от американского джазового образца. Популярность Долдингера и Мангельсдорфа росла за границей, они выпускали там свои пластинки. Наура же должен был из-за проблем со здоровьем оставить активную музыкальную жизнь и стать джазовым редактором при Северогерманском радио (NDR). В ГДР следует прежде всего отметить секстет Манфреда Людвига, долгое время остававшийся единственной группой, вписывавшейся в стилистику современного джаза.

В 1965 году на немецкой джазовой сцене появился квинтет Гюнтера Хампеля, в который входили сторонники умеренного "свободного" джаза – такие музыканты, как Манфред Шоф, Александр фон Шлиппенбах, Буши Нибергалл и Пьер Курбуа. Он выступали с многочисленными концертами в "провинции". Бескомпромиссный "свободный" джаз тогда можно быть услышать от квинтета Манфреда Шофа Voices и октета Петера Брёцманна Machine Gun. В то же время, в маленьких городах Западной Германии с началом выпуска бит-музыкальной продукции стали исчезать джазовые клубы. Начиная с середины 1960-х годов в ГДР путь в "свободный" джаз пробили себе трио Йоахима Кюна (эмигрировавшего в 1966 году на Запад), Фридхельм Шёнфельд, а также Манфред Шульце.

Peter Broetzmann70-е годы были обусловлены интернационализацией и коммерциализацией немецкого джазового мира. Джаз смешивали с различными другими музыкальными жанрами. Джазовые музыканты, такие как Кристиан Бурхард (Embryo), Вольфганг Даунер (Et Cetera), Клаус Долдингер (Passport), Фолькер Кригель и группа Das United Jazz and Rock Ensemble, работали в жанре рок-музыки. Одновременно с этим более молодые музыканты – Герберт Йос, Альфред Харт и Тео Йоргенсманн – выступали на публике и подогревали своей музыкой интерес к джазовой сцене. Примечательно, что немецкие музыканты воспринимались местной публикой точно так же, как и американские джазисты. В начале 70-х государственные власти ГДР официально закрепили статус джазовой музыки и окончательно сделали джаз неотъемлемой частью культурной политики ГДР. Клаус Ленц и его Die Modern Soul Band нашли собственный путь слияния рока с джазовой музыкой. Джаз начинал играть важную роль в культурной жизни общества – так, в Веймаре возникло очень популярное карнавальное мероприятие Jazz Blues 'mer los!, где исполнялась музыка в диапазоне от буги-вуги до "свободного" джаза. 

В 80-е годы джазовая публика так же, как и джазовая сцена в Западной Германии, разделилась на несколько разных направлений. В это время существовали не только ансамбли с традиционным репертуаром, различные течения "свободного" джаза и миксов из разных музыкальных стилей, обращения к нео-бопу, но также и стилевые элементы, которые обозначили базу для направления Modern Creative и неоклассического джаза. В 80-е начался усиленный обмен опытом между джазовыми музыкантами из Западной и Восточной Германии. Если сотрудничество происходило на территории ГДР, то, как правило, приглашали и иностранных музыкантов, чтобы придать мероприятию международный характер. С экономической точки зрения джазовые музыканты в ГДР жили относительно безопасно, так как на их работу государство выделяло культурные субсидии, и им, в отличие от их западных коллег, не приходилось бороться за своё существование в условиях свободной рыночной экономики. Здесь, наряду со сравнительно сильной джазовой сценой, под влиянием американского джаза развивалась и музыка свободной импровизации – та, чей статус позже был поставлен под сомнение высказыванием Фреда ван Хове об "Обетованной земле импровизированной музыки".

В 1992 году исследователь джаза Экхард Йост выделял две основные тенденции джазовой сцены: джаз как музыка, следующая опредёленной программе, и джаз в постоянном и динамичном развитии. При этом джаз в развитии рождается из музыкальной практики и базируется на истоках джаза.

Till BroennerВ 90-е годы, ещё сильнее, чем в восьмидесятые, получил развитие маркетинг музыкальных стилей. Особенно это коснулось джаза. Целый ряд немецких джазменов стали использовать эту музыку в качестве средства развлечения: Гёц Альсманн, Хельге Шнайдер (привнёс элемент комедийности в джаз), Тиль Брённер. Разумеется, эти музыканты не являются единоличными представителями современного германского джаза во всё его многообразии. Кроме всего прочего, уравнивание между Восточной и Западной Германией происходило и за счёт восточногерманской культуры. 

С течением времени в Германии, как и во всём мире, элементы джаза стали часто использоваться в более современных музыкальных направлениях – таких, как хип-хоп, хаус, драм-н-бейс и других танцевальных стилях. Сам джаз также претерпел изменения, трансформировавшись в эйсид-джаз и нью-джаз.

Начиная с середины 70-х годов, наблюдается резкий взлёт числа людей, получающих образование в сфере джаза – это коснулось и академических учебных заведений. Сегодня молодые джазовые музыканты в большинстве своём демонстрируют очень хороший уровень подготовки. Некоторые из них практикуются целенаправленно на искусстве импровизации; другие, напротив, создают собственные варианты подачи музыкального материала.


Источники:
http://goethe.de/kue/mus/jaz/deindex.htm?wt_sc=jazz
http://zeit.de/kultur/musik/2011-06/junger-deutscher-jazz
http://rainerjazz.com/deutschl.htm
http://fmp-label.de/freemusicproduction/labelsspecialeditions/snapshot_reichelt_d.html
http://return2style.de/swingaring/amijazz3.htm
http://dw-world.de/dw/article/0,,4225879,00.html
http://allaboutjazz.com/php/article.php?id=34793

Обязательно к прослушиванию:
Manfred Ludwig Sextett
Klaus Lenz Big Band
Ernst-Ludwig Petrowsky
Modern Soul Band


Автор статьи: Владимир Андрюха
Помощь в переводе – Анна Борисенко



Также по теме:
Польский джаз
Советский джаз (часть 1)
Советский джаз (часть 2)
Немецкий джаз (часть 1)
Норвежский джаз (часть 1)
Норвежский джаз (часть 2)
Норвежский джаз (часть 3)


К остальным статьям
http://studiohelloworld.ru/Фотографы

Разработка сайта: WebZenith
Design by Kate



Наши партнёры  
Свердловская филармонияEverJazz