Black Music Promo  
Блэк Мьюзик Промо
LifeFacesCulturePaparazziReleasesSupportFriend linksAbout
 
Сегодня 04 марта
четверг

Джаз вокруг света #4: норвежский джаз (часть 1)

    
 

Конец первой мировой войны ознаменовал собой начало истории европейского джаза. Слово "джаз" стало ярлыком для всего нового, дикого, современного, особенно связанного с танцами и шумными музыкальными эффектами.


Первым иностранным джазовым оркестром, выступавшим в 1921 году в отеле "Бристоль", был The 5 Jazzing Devils, состоявший из путешествующих по миру чернокожих комиссованных солдат. Этот ансамбль, как и многие другие, не вошёл в историю джаза, но стал важным источником вдохновения для первых европейских джазовых групп. Пионеры норвежского джаза играли популярные танцевальные мелодии того времени и были весьма далеки от того, что мы сегодня привыкли считать джазом 1920-х. Обычно группа состояла из кларнетистов или скрипачей, пианиста, банджоиста и барабанщика. 

Саксофон появился в норвежском джазе примерно в 1923 году. К тому времени основным источником вдохновения для музыкантов стало радио. В ресторанах по всей стране играла довольно обычная танцевальная музыка с едва уловимым намёком на джаз. Тем не менее, приезжие музыканты часто выступали в таких известных отелях, как "Кристиания", "Бристоль" и "Гранд Отель". После Джека Харриса, The Manhattan Five были наиболее обсуждаемыми в "Кристиании". Термин "аутентичная новоорлеанская музыка" в то время норвежским джазовым музыкантам был не знаком.

Кристиан Хаугер вымостил дорогу профессионализму в норвежском джазе. Произошло нечто новое – духовые инструменты и контрабас создали новые потрясающие оркестровые цвета. И, что ещё более важно, импровизация стала общеизвестным явлением. Эти новые импульсы также достигли и начинающих музыкантов. Группа Sixpence появилась в 1927 году, в её состав вошли Густав Юпп, Эгиль Гангбреке и Эйнар Хофф на саксофонах, Йохан "Йоттит" Йонсен на срипке, Ульф Арнесен на фортепиано и Рагнар Грён на барабанах. Sixpence стали самой популярной джазовой группой норвежской столицы, выступавшей на королевских балах, в посольствах и других местах скопления высшего общества. Кроме того, музыканты удостоились чести стать первыми норвежскими джазменами, игравшими в Университете Аула в Осло. Восходящими норвежскими звездами стали также Свайн Овергорд и Финн Вестбье. Трубач Турляйф Остеренг и саксофонист Ляйф Болин были частью Columbia Brothers. Много новых джазовых команд появлялось в Тронхейме; наиболее яркой из них была группа, которая называлась The Jazz Kings. В Тромсё историю местной музыки писали Bonny Band and Melody Boys. Берген также стал центром формирования нескольких джаз-групп; наиболее известная из них – Charley Band.

C 1929 года экономическая депрессия добралась до всех уголков индустриализированного мира, включая Норвегию. Это означало смерть "эпохи джаза" и самого джаза как радостной, ритмичной и свободной танцевальной музыки под аккомпанемент банджо. В начале 30-х многие звукозаписывающие компании начали выпуск и переиздание ранее скрытых сокровищ аутентичных джазовых записей – с такими музыкантами, как Луи Армстронг, Льюис Рассел, Флетчер Хендерсон, Фэтс Уоллер, Эрл Хайнс, Дон Редмен, Бенни Картер, Коулмен Хокинс и Генри Ред Аллен. Новые места обитания джаза отстранились от музыки Пола Уайтмена и популярной английской танцевальной музыки – джаз в странах Европы стал музыкой для меньшинства и только для по-настоящему зaинтересованных. Настоящий интерес к этой музыке воплотился в создании таких сообществ, как Danish Jazz Music Society (1931), Hot Club de France (1932), и British Rhythm Club (1933). Книги и журналы о джазе были на рынке повсюду; тем, кто раньше был не в курсе джаза, теперь не было никаких оправданий. 

Вторая половина 30-х годов ознаменовала собой успех норвежцев за границей. В декабре 1934 года четверо музыкантов из Willie Vieth's Kaba-orchestra создали новую группу Funny Boys. Среди них трое (Калле Энгстрём, Гюннар Шёнстевольд и Свайн Овергорд) были выходцами из старого квартета; четвёртым участником группы стал гитарист Финн Вестбье. Они направились на юг Европы и за первых пару лет приняли участие в целых четырех европейских.

В Бергене джазовые музыканты страдали от нехватки работы, и для того, чтобы держать себя в форме, создали большую джазовую группу, названную The Rhythmicans, которая выступала не только на концертах, но и перед кинопоказами. В числе руководителей The Rhytmicians были трубач Лассе Дал и вечно занятой барабанщик Эдгар Майер Ольсон. Теперь норвежский джаз утвердился в качестве серьёзной музыкальной формы.

На последние, лихорадочные годы тридцатых, когда политики играли в опасные игры на европейском континенте, а оружейная индустрия работала сверхурочно, пришлось также время расцвета джаза в Норвегии. Наибольшее предпочтение из джазовых стилей отдавалось свингу. Энтузиасты организовывали клубы свинга по всей стране, звукозаписывающие компании выпускали свои "свинговые серии", а импресарио бизнеса следовали их примеру. В течение последних двух лет перед войной Осло посетили Гонелла и его Georgians, Эдгар Хейс и его Blue Rhythm Band, Swingtime 38 Леона Эбби, Фэтс Уоллер, Джо Дэниелс и его Hot Shots, Quintette du Hot Club de France, братья Миллс, Оркестр Дюка Эллингтона, шоу Мисс Валиды и Свен Асмуссен – и это лишь те, чьи имена известны до сих пор. 

Роберт Норманн снискал славу музыканта международного класса, он был выдающимся свинговым солистом предвоенных лет. Знаменитый Роуланд Гринберг также начал демонстрировать свой экстраординарный талант именно в эти годы. Можно сказать, что война началась в самое неподходящее время для норвежского джаза, когда рынок музыкантов был переполнен, а эра свинга находилась в своём зените – или, может быть, норвежский свинг был тогда на пути к ещё большему расцвету? Этого, увы, уже никто никогда не узнает.

(продолжение следует)


Автор статьи: Владимир Андрюха

Благодарим за перевод Дарью Бовт


Также по теме:
Польский джаз
Советский джаз (часть 1)
Советский джаз (часть 2)
Немецкий джаз (часть 1)
Немецкий джаз (часть 2)
Норвежский джаз (часть 2)
Норвежский джаз (часть 3)


К остальным статьям
http://studiohelloworld.ru/Фотографы

Разработка сайта: WebZenith
Design by Kate



Наши партнёры  
Свердловская филармонияEverJazz