Black Music Promo  
Блэк Мьюзик Промо
LifeFacesCulturePaparazziReleasesSupportFriend linksAbout
 
Сегодня 04 марта
четверг

Джаз вокруг света #4: норвежский джаз (часть 2)

    
 

Последствия Второй мировой войны были сравнительно мягкими для Норвегии, но, тем не менее, это были времена самоотречения и жертв. Вместе с оккупацией пришли запрещающие законы и многие другие ограничения, например свободы слова, но, с другой стороны, это время также стало периодом проведения многих крайне оживлённых культурных мероприятий.


Война пришла в очень неудобное  для джазменов время – в самый разгар того, что казалось "золотым веком" для джазовой музыки. С осени 1940 года деятельность джазовых коллективов вновь возрастает, продолжается период расцвета джазовой музыки, танцев и развлечений. Непосредственно перед оккупацией активность музыкантов повлекла формирование ритм-клубов и свинг-клубов по всей стране. Военная кампания означала конец для некоторых из них, но уже к осени 1940 года начали появляться новые заведения. Так, в 1941 году насчитывалось около 25 работающих джазовых клубов. Возрастающая активность также вдохновила энтузиастов на создание своего журнала джаза. Издание, носящее нейтральное название Musikknytt ("Музыкальные новости"), появилось на рынке в феврале 1941 года – параллельно с ним появился и ещё один журнал – Rytme ("Ритм"), созданный группой активистов аккордеонного движения. 

Начало 1941 года, однако, принесло энтузиастам джаза и свою долю проблем. В начале зимы началась кампания по национализации языка. Отныне в норвежском вошло в оборот слово rytmemusikk ("ритм-музыка") вместо "свинга", strengemusikk ("струнная музыка") вместо "струнного свинга". В то же время цензура была наложена на все песни, которые были представлены в концертных или театральных представлениях. Вдобавок к этому, была введена обязательная регистрация всех обществ и клубов. Большинство заведений с того момента вступили в стадию тайного или секретного существования.

Осенью 1941 года в Норвегии появился новый и важный указ. Прослушивание радио отныне запрещалось для всех не-нацистов, и радиоприемники были конфискованы по всей стране. Одним из результатов этого стала немедленная потребность в живой музыке. 1942 год обещал быть ещё более активным годом для музыкантов, играющих джаз.

Наиболее известными джазовыми музыкантами были молодые люди, которые в большей степени занимались военными действиями, нежели музыкой. Из них центральной для джаза личностью был трубач Роуленд Гринберг, которому в начале 40-х было всего девятнадцать. Зимой 1939/40 он создал квартет лучших музыкантов свинга, среди них был саксофонист Арвид грам Полсен, пианист Лулле Кристофферсен и барабанщик Пит Браун – всем им было по 18 лет. Группа просуществовала два года то в качестве квартета, то как основа для более крупных проектов Роуленда.

Лето 1942 года грозилось стать кульминацией ритм-эпохи. В это время работало более 30 клубов – свинг был везде и повсюду. Но ограничительная политика властей действовала с неослабевающей силой. Ещё прошлой осенью редакторы Musiknytt вынуждены были закрыть издание из-за крайне тяжёлых условий существования. В начале 1942 года по-прежнему импортировались американские записи (изданные на немецких лейблах), но названия на английском языке были строго запрещены – в результате чего новейшие записи Роуленда Гринберга в Норвегии не издавались вплоть до окончания оккупации. В марте 1942 года вышел запрет на все публичные танцы. 

Великий суд над культурой состоялся осенью 1942 года – тогда нацисты открыто обличили джаз, евреев, плутократов и большевиков. Классическим музыкантам велели держаться подальше от публичных концертов. Это привело к тому, что начался период преобладания частных концертов на дому.

В то же время, в музыке тех лет случались и яркие события. Так, несколько важных записей сделала группа, называвшая себя SYV Muntre ("Весёлая Семерка"). Среди музыкантов в ней были Грам Полсен, Роберт Норманн, Фред Ланге-Нильсен и молодой пианист по имени Карстен Клойман. В конце осени 1942 года они записали легендарную пьесу "Sigarett-stomp" ("Сигаретный окурок"), а в следующем году 20-летний тенор-саксофонист Бьорне Нерем вместе со своей группой записал дебютный альбом.

За официальную сторону ритм-культуры главным образом отвечала труппа Nordland Varieté. Этот театр был открыт в ноябре 1943 года, и был в первую очередь предназначен для немецких солдат и их норвежских когорт. Музыкой в этом театре занимались Norwegian Big Band Фреда Тюнеса и джаз-оркестр Хайнца Венерса, состоявший из 20 человек.

К началу 1945 года для европейцев стало очевидно, что конец войны – не более чем вопрос времени. Свинговой музыке уже дали чуть больше свободы, и все готовились к будущему – к тому времени, когда джаз снова зазвучит на радость населению, изголодавшемуся по качественной музыке, будучи на окраине мировой войны.

(окончание следует)


Автор статьи: Владимир Андрюха

Благодарим за перевод Дарью Бовт


Также по теме:
Польский джаз
Советский джаз (часть 1)
Советский джаз (часть 2)
Немецкий джаз (часть 1)
Немецкий джаз (часть 2)
Норвежский джаз (часть 1)
Норвежский джаз (часть 3)


К остальным статьям
http://studiohelloworld.ru/Фотографы

Разработка сайта: WebZenith
Design by Kate



Наши партнёры  
Свердловская филармонияEverJazz