Black Music Promo  
Блэк Мьюзик Промо
LifeFacesCulturePaparazziReleasesSupportFriend linksAbout
 
Сегодня 10 июля
пятница

Джаз вокруг света #4: норвежский джаз (часть 3)

    
 

Война в Норвегии закончилась 8 мая 1945 года, а уже 17 мая норвежцам довелось отпраздновать, пожалуй, свой самый счастливый национальный праздник – день освобождения страны от захватчиков. Он же стали и днём освобождения джаза – в особенности в Бергене.


В других городах Норвегии – Нарвике, Хамаре и Арендале – исполнители традиционного ритмичного джаза также заявили о себе в первые недели мира. В это время в Норвегию вернулся так называемый "горячий джаз" (hot jazz) начала 30-х годов. Уже в конце мая в Осло ведущие джазмены города организовали так называемый Oslo Hot Club. Спустя ещё какое-то время представители 11 норвежских городов встретились и основали The Norwegian Hot Club Association. Вскоре аналогичные клубы стали открываться по всей стране.

1946–47 годы были не самыми удачными для джаза в Норвегии – на ослабление интереса к этой музыке повлиял целый ряд политических событий: "холодная война", события в Восточной Европе, антикоммунистические настроения и так далее. Кроме того, в деле восстановления страны приняло практически всё её взрослое население, и, грубо говоря, было "не до музыки". Клубы "горячего" джаза начали закрываться, в апреле 1946 года вышел последний номер журнала Synkope.

К началу 1946 года были сняты ограничения на выпуск пластинок, тем не менее, за два послевоенных года была издана только одна джазовая запись, когда в мае того года в студию зашёл Пит Браун со своим биг-бэндом. Благодаря этой сессии своё исполнительское мастерство смогли запечатлеть такие солисты, как Роберт Норманн, Бьёрн Нерем и саксофонист Пер Нильсен.

К 1948 году затишье в джазовой сфере сменилось оживлением. Национальное радио принялось на постоянной основе транслировать джазовые передачи. Роуленд Гринберг вернулся домой после турне, сколотил новый концертный состав и записал пластинку. Скрипач Франк Оттерсен возглавил весьма влиятельный джаз-оркестр. Кроме того, тогда же был сформирован существующий и по сей день ансамбль Oslo Jazz Circle.

В 1949 году Гринберг принял участие в Парижском джазовом фестивале наряду с такими видными музыкантами, как Майлз Дэвис и Чарли Паркер. В то же время, Бьёрн Нерем вернулся в Швецию и сформировал свой "звёздный состав". Одним из самых активных продюсеров того времени был Лассе Герлинг, являвшийся президентом Норвежского свингового общества (Norwegian Swing Society).

Первые упоминания о норвежских бибоп-коллективах начали появляться в национальной прессе осенью 1948 года применительно к оркестру трубача Кьелла Йохансена. Этот состав, а также группа Миккеля Флагстада были в числе немногих бибоп-бэндов в Осло начала 50-х. В целом же свинг 30-х по-прежнему оказывал большое влияние на музыкальный климат.

В то же время, сильное воздействие на национальную джазовую сцену Норвегии оказал тот факт, что прежде бибопа на прилавках музыкальных магазинов здесь появились пластинки в стилистике кул-джаза – это были записи Стэна Гетца, Ленни Тристано, Джорджа Ширинга и нонета Майлза Дэвиса. Под влиянием Тристано свой квинтет совместно с кларнетистом Рагнаром Робертсеном основал Миккель Флагстад, получивший к тому времени прозвище "Ми-кул" (Mi-cool).

В начале 50-х Швеция была раем для норвежских исполнителей, энтузиастов и слушателей джаза. Все джазмены страны мечтали о карьере в Швеции. Для норвежцев, увлекающихся джазом в то десятилетие, самым важным источником информации, наравне с американскими изданиями Down Beat и Metronome, являлись шведские журналы Estrad и Orkesterjournalen. Осенью 1952 года начала издаваться еженедельная газета Verden Rundt (позднее – Verdensrevyen), блестящий и крайне информативный джазовый раздел в которой вёл барабанщик Карл Отто Хофф. Начиная с 1954 года, издание составляло рейтинги джазовых музыкантов на основе читательского голосования.

На протяжении 60-х годов в норвежском джазе появлялись экспериментальные веяния и течения; нередко их рождение было связано с взаимодействием Норвежской джазовой федерации и Ny Musikk – местного отделения Society for Contemporary Music (ISCM). В 1965 году они совместно организовали концерт, в котором среди прочих принял участие секстет Джорджа Рассела. Осенью 1962 года современный классический композитор Финн Мортенсен дал благоприятные отзывы на выступления Сесила Тейлора и Дона Эллиса в зале Metropol Jazz House в Осло. В 1967 году пианист Свайн Финнерюд, вдохновившись творчеством канадки Полы Блей, основал своё трио, работающее с новой разновидностью авангардного джаза. В 1969 году Финнерюд совместно с пианистом Эгилем Капстадом, а также Карин Крог и Яном Гарбареком записали диск "Popofoni", содержавший едкий памфлет относительно недавно организованного конкурса "Евровидение".

Ближе к 1970 году на джазовой сцене Норвегии появилось несколько новых течений; наибольшее внимание из них привлекло трио молодых музыкантов, возглавляемое саксофонистом Яном Гарбареком. После того как в 1969 году к Гарбареку, а также басисту Арильду Андерсену и Йону Кристенсену присоединился Тарье Рипдал, новый квартет на многие годы вперёд стал любимцем публики. Музыканты испытывали явное влияние модальной музыки и Джона Колтрейна. После встречи Гарбарека с продюсером немецкой записывающей компании ECM Records Манфредом Айхером в 1970 году вышел дебютный диск группы "Afric Pepperbird".

Jan GarbarekСпустя два года на фестивале в Варшаве Гарбарек представил обновлённый состав, в который, кроме него самого и Кристенсена, вошли шведский пианист Бобо Стенсон и басист Палле Даниэльсон. Этот состав стал самым популярным джазовым проектом страны, имевшим большой успех в клубной среде Норвегии. Тогда же Ян Гарбарек начал сотрудничать с американским пианистом Китом Джарреттом; их творческий союз продлился на многие годы вперёд.

Разумеется, норвежский джаз в те годы этим не ограничивался. По мере того, как молодые музыканты стали использовать элементы свободной импровизации и рока, стилистическая картина стала гораздо более пёстрой – благодаря этому джаз привлёк более молодую аудиторию. В то же время, былую популярность обрели вернувшиеся на музыкальную сцену Осло коллективы Stokstad/Jensen Trad Band, Christiania Jazzband и Magnolia Jazzband. К началу 80-х количество музыкальных клубов Норвегии достигло своего предела и составило порядка семидесяти штук.

В то же время было принято решение основать Норвежский джазовый архив, ориентируясь при этом на Архивы шведской народной музыки. Благодаря этому был собран большой объём материалов, включающий рукописи, фотографии и записанную музыку. На их основе архив, возглавляемый Йосом Баргом, издал трёхтомную "Историю джаза в Норвегии", охватывающую период с 1920 по 1960 годы.

В 1982 году консерватория Трёнделага в Тронхейме ввела новый курс обучения, основным предметом которого стал джаз. Так было положено начало тому, что позже получило название "джазовые курсы в Тронхейме". Среди первых выпускников этих курсов были трубач Нильс Петтер Мольвар и саксофонист Туре Брюнборг. В 90-е годы многие из студентов джазовых курсов сформировали собственные ансамбли, подняв тем самым оригинальное звучание на совершенно другой, более высокий уровень, используя для этого как акустические, так и электронные инструменты.

Несмотря на то, что некоторые выпускники продолжили работать в ключе традиционного джаза, многие другие предпочли следовать традиции, созданной в 80-е музыкантами, решившими отойти от американских стандартов. Джазовые курсы в Тронхейме стали источником вдохновения для молодых музыкантов по всей стране; впоследствии джазовая тематика появилась также в программе обучения в музыкальных заведениях Осло и Кристиансанна. Когда в 1998 году открылся столичный клуб Blå, новое поколение музыкантов стало эпицентром развития клубной культуры, помогая формировать пёструю звуковую картину клуба, складывавшуюся из акустического и электрического джаза, рок-музыки и диджейской культуры.

Составление статьи: Владимир Андрюха, на основе перевода Юлии Садриевой


Также по теме:
Польский джаз
Советский джаз (часть 1)
Советский джаз (часть 2)
Немецкий джаз (часть 1)
Немецкий джаз (часть 2)
Норвежский джаз (часть 1)
Норвежский джаз (часть 2)


К остальным статьям
http://studiohelloworld.ru/Фотографы

Разработка сайта: WebZenith
Design by Kate



Наши партнёры  
Свердловская филармонияEverJazz