Black Music Promo  
Блэк Мьюзик Промо
LifeFacesCulturePaparazziReleasesSupportFriend linksAbout
 
Сегодня 10 июля
пятница

Urban Mythology #1: HIP-HOP

    
 

Уже давно, ещё со времени публикации выстраданной нами подборки словарных статей под названием "Funkypedia" у авторов Black Music Promotion зародилась идея о необходимости развеять мифы и иллюзии, связанные с тем или иным жанром чёрной музыки. Начать "Городскую мифологию" мы решили с нашей любимой темы для споров и дискуссий – с хип-хопа. Вот уже где мифов – хоть отбавляй!


Хип-хоп – явление сугубо американское, это дитя Нью-Йорка

Funky 4+1Все поклонники этой музыки знают: хип-хоп родился в нью-йоркских районах Бронкс, Квинс и Бруклин. В течение нескольких лет он развивался в чёрном андеграунде и, казалось, стал олицетворением городской американской культуры. Однако на самом деле с происхождением у хип-хопа не всё обстоит так гладко.
Дело в том, что человек, которого почти единогласно считают родителем и главным пророком этого стиля, нью-йоркский диджей и эмси Кул Хёрк (по документам – Клайв Кэмпбелл) родился и первые 11 лет своей жизни провёл на Ямайке. Несмотря на малый возраст, Хёрк успел вдохновиться духом саундсистем в Кингстоне с их тостингом, характерным диджеингом и любовью к звуковым эффектам. Поэтому, когда в 1973 году он сам стал проводить свои первые хип-хоп дискотеки, в дело пошли те характерные словесные и музыкальные приёмы, подслушанные в детстве. Был ли бы хип-хоп таким, каким мы его знаем, без этого влияния Ямайки – большой вопрос. Сам Хёрк на этот вопрос отвечает: нет, не был бы.


Хип-хоп стал прямым наследником фанка и "убийцей" диско

Этот миф состоит аж из двух заблуждений. Рассмотрим оба по порядку.
Во-первых, хип-хоп, хоть и взял многое от фанка, не был его прямым наследником – хотя бы потому что в его основе была не живая игра на инструментах, а рэп-читка поверх пластинок (чаще всего – старых и полузабытых записей). Поэтому говорить о преемственности не совсем правильно – скорее, это своеобразная интерпретация классических грувов под новым "соусом". Кроме того, известен факт: у первых хип-хоп диджеев, задавших рамки нового стиля, в ход шло всё, что плохо лежало и хорошо качало – рок, диско, попса, киномузыка – и, конечно, фанк.
Во-вторых, убийцей диско было… само диско. К 1979 году американцы пресытились диско-культурой, которой в какой-то момент стало не просто много – её стало чересчур много. Произошло насыщение глянцем, кокаином, гедонизмом – и самой музыкой, которая становилась всё более монотонной и выхолощенной. Так совпало, что молодой и свежий стиль хип-хоп заявил о себе именно в это время – ничего не скажешь, момент для старта был выбран крайне удачный. Однако объединять эти два события в одно не стоит.


Рэперы ненавидели диско

Несмотря на распространённое мнение, рэперы вовсе не испытывали жгучей ненависти к диско. Да, культура гламурных накокаиненных клубов Нью-Йорка вряд ли была близка уличной хип-хоп эстетике, однако сама музыка диско вовсе не была для суровых парней из Бронкса и Квинса закрытой темой – часто хороший грув становился куда важнее стилевых заморочек. Самый известный пример союза диско и рэпа – "Good Times" группы Chic, лёгшая в основу эпохального хита Sugarhill Gang "Rapper’s Delight". Другие ставшие хип-хоп классикой "диско-минуса" – "We Rap More Mellow" от Younger Generation и "Double Dutch Bus" Фрэнки Смита.


Рэперская манера речитатива и сам термин "рэп" рождены в хип-хоп культуре

То, о чём молодое поколение знает не очень хорошо, культурологам известно уже давно: рэп как вокальная манера имеет историю куда более длинную, чем стиль хип-хоп. Само слово rapping активно использовал в своих песенных речовках крёстный отец фанка Джеймс Браун; в более широком смысле оно означало разговор, беседу. В этом значении термин, например, вошёл в название диска знаменитого электроорганиста Джека Макдаффа "Moon Rappin’" (1969). Подобную рэпу манеру можно найти на первых записях The Last Poets (1970) и Гила Скотта-Херона (1970). Историки идут дальше: по их мнению, в 1920-е годы "рэповали" музыканты из Memphis Jug Band и даже великий чёрный поэт Лэнгстон Хьюз. В свою очередь, рэп-пионеры соединили характерную читку с ямайским тостингом, сделав её универсальным языком хип-хоп вечеринок.


Первые рэп-хиты были записаны рэп-артистами

Факт 1: первым официально выпущенным на виниле рэп-синглом стал хит фанк-группы The Fatback Band под названием "King Tim III (Personality Jock)". Для музыкантов это был удачный эксперимент с новым музыкальным языком, но не более того – рэп-звёздами они после этого не стали. Факт 2: первые успешные рэп-исполнители Sugarhill Gang были собраны чуть ли не по объявлению о наборе в рэп-супергруппу. Если утрировать, они были самым что ни на есть бойз-бэндом. Несмотря на успех мегахита "Rapper’s Delight", группа подвергалась критике со стороны рэп-сообщества: самым популярным обвинением было то, что Sugarhill Gang использовали чужие рифмы, строчки и даже куплеты. Факт 3: даже в 1982 году хип-хоп по-прежнему не был однородным стилем. Например, вышедший в том году альбом Грандмастера Флэша и его "Неистовой пятёрки" "The Message" содержал не только рэп и прыгучий R&B, но и совершенно нормальный поп-соул с пением вместо читки.


Хип-хоп как культура сформировался на улице

Разумеется, роль улицы в рождении и развитии хип-хопа умалять нельзя, но поклонники олдскула предпочитают игнорировать тот факт, что хип-хоп вечеринки очень часто проходили и в ночных клубах, в том числе – правильно! – в диско-клубах. Как пишет в своей эпохальной книге ‘Last Night the DJ Saved My Life’ Билл Брюстер, клуб Disco Fever, например, отдавал четыре дня в неделю под хип-хоп, причём его резидентами были будущие звёзды – Лавбаг Старски, Грандмастер Флэш и Кул Хёрк. Это и понятно: ни одна уличная тусовка не сравнится по звуковым возможностям со специализированными заведениями, а оттачивать умения за вертушками и у микрофона всегда лучше на профессиональной аппаратуре. В общем-то, ситуация за прошедшие 35 лет особо не изменилась: деятели стритовой культуры по-прежнему рвутся в клубы, чтобы пропагандировать "звуки улиц" за барной стойкой.


Моду на массивные золотые украшения ввели рэперы

Нравится это кому-то или нет, но первыми хвастать своими сверхмассивными украшениями стали вовсе не рэперы. Ещё в начале 70-х совершенно сногсшибательный имидж на сочетании голого мускулистого торса, гладко бритой головы, окладистой бороды и толстенных золотых цепей себе выстроил титан классического соула Айзек Хейс. Его образ так и остался одним из самых узнаваемых в чёрной культуре. Без всяких сомнений, молодые рэп-артисты вдохновлялись этим имиджем – с той разницей, что вплоть до конца 80-х все дорогие тачки и украшения брались ими под залог специально для фотосессий и съёмок клипов.


Главная фигура в хип-хопе – эмси

Вышедшие к середине 80-х на передний план и обласканные вниманием СМИ рэперы вовсе не всегда были главными фигурами в хип-хопе. И дело даже не в том, что эмси без диджея существовать не мог – ещё до того, как популярность получили бесчисленные DJ+MC дуэты, в первые дни существования жанра мастером церемоний на вечеринках был сам диджей. Так повелось со времён Кул Хёрка, подглядевшего эту подачу на ямайских саундсистемах. В конце концов, именно ему принадлежит авторство терминов "b-boy" и "b-girl" – эти слова Хёрк выкрикивал, обращаясь к толпе танцующих, чтобы завести публику.


"Старая школа" – это "старая школа", она не привязана к конкретному периоду истории

Это, наверное, самое распространённое заблуждение. Свойство человеческой памяти таково, что события пятилетней давности начинают восприниматься как нечто "старое-доброе". Поэтому для тех, кто вырос на музыке Лил Джона, олдскулом может оказаться уже не Грандмастер Флэш (это что за хрен такой), а, например, Тупак Шакур.
Между тем, в истории хип-хопа олдскул – это совершенно конкретный отрезок времени от зарождения стиля (1973-1977 годы) до первого крупного коммерческого успеха в 1982 году. У "старой школы" хип-хопа есть свой набор отличительных свойств, и опытное ухо с ходу сможет отличить записи, скажем, 1980 года от записей 1984-го. Главное, что отличает олдскул – это его простота (часто на грани примитивности) и заряженность на позитив. Это музыка уличных вечеринок, хорошего настроения и беззлобной соревновательности.
На смену "старой школе" пришло кратковременное увлечение звуками электро, после чего, уже после 1984 года настало время так называемой "золотой эры" хип-хопа.


Первые скретчи были использованы хип-хоп диджеями

Будем честны: кто бы ни поцарапал впервые пластинку иглой, вращая диск проигрывателя взад-вперёд, именно хип-хоп диджеи сделали скретчинг (он же тёрнтаблизм) самостоятельным направлением и развили первые примитивные трюки до того уровня, когда простая вертушка превратилась в настоящий, ни на что не похожий музыкальный инструмент.
Тем не менее, дотошные историки зафиксировали: первым, кто стал экспериментировать с вращением виниловой пластинки под иглой-звукоснимателем, был американец швейцарского происхождения по имени Кристиан Эрнест Марклей. Ещё в 1973 году этот экспериментатор-концептуалист начал извлекать звуки из старых потёртых пластинок, манипулируя ими подобно диджеям-скретчерам. 
Четыре года спустя уже в чёрной среде появился человек, положивший начало целому направлению в хип-хопе – это был Гранд Визард Теодор. Тем не менее, авангардные эксперименты Марклея не были забыты – съёмочная бригада культового фильма "Scratch" даже включила их в полную версию этой ленты.


Автор текста: Александр Ашбель


Также по теме:
Urban Mythology #2: JAZZ
Urban Mythology #3: FUNK
Urban Mythology #4: BLUES


К остальным статьям
http://studiohelloworld.ru/Фотографы

Разработка сайта: WebZenith
Design by Kate



Наши партнёры  
Свердловская филармонияEverJazz