Black Music Promo  
Блэк Мьюзик Промо
LifeFacesCulturePaparazziReleasesSupportFriend linksAbout
 
Сегодня 08 июля
среда

Urban Mythology #2: JAZZ

    
 

Мы продолжаем публикацию статей, призванных развенчать самые устойчивые и самые вопиющие мифы, касающиеся истории популярной чёрной музыки. Некоторые мифы так долго хранились в тёмном чулане, что отличить их от правды крайне непросто. В этот раз мы попробовали разобраться с секретной историей одного из самых старых чёрных стилей – Его Величества Джаза.


Джаз – дитя африканской музыкальной культуры

Пожалуй, самый главный и распространенный миф гласит, что джаз – музыка сугубо африканская по происхождению. Безусловно, корни джаза уходят в африканский фольклор, и именно он послужил основным элементом становления ритмической организации, но не более того. Джаз – явление, рожденное Америкой и в Америке. По сути, не появись он в Америке, он не появился бы вообще. Рождение и развитие джаза произошло именно в этой стране по ряду социальных и экономических причин, о которых можно узнать, взяв любой учебник мировой или североамериканской истории.


Джаз – это непрофессиональная музыка

По мнению многих, джаз – это музыка уличных или клубных музыкантов-самоучек, которые, обладая примитивными музыкальными знаниями, творят нечто несуразное. Как бы не так! Во-первых, стоит вспомнить о высших музыкальных учреждениях, где этому музыкальному языку учат многие годы на протяжении вот уже полувека. Во-вторых, не обладая необходимым минимумом знаний, джаз не то, что сыграть – даже понять его будет довольно трудно.


Джаз – музыка богачей и элиты

Стоит мысленно вернуться в то время, когда джаз только зарождался. В бедных районах Нового Орлеана и Чикаго зачастую пропасть между малоимущими и элитой была непреодолимой. В ночных клубах люди приходили и оттачивали, прежде всего, своё мастерство, соревнуясь друг с другом. В прокуренных барах музыканты собирались по несколько человек и часами обыгрывали тот или иной ритмический рисунок. Немногочисленные посетители – рабочие или просто бродяги – невольно становились зрителями и слушателями происходящего. По-настоящему помнящий и чтящий свои корни джаз старается не отрываться от той среды, в которой он был рождён, поэтому маленькие прокуренные клубы, как и столетие назад, остаются тем местом, где живёт истинный дух джаза, часто ускользающий от внимания джаз-элит и обеспеченных посетителей привилегированных заведений класса "люкс".


Авторами термина "джаз" были первые джазовые музыканты

На самом деле, версий появления слова "джаз" очень много. Но, так или иначе, впервые это слово было запечатлено на бумаге 2 апреля 1912 года. Это упоминание касалось бейсбольной подачи питчера (подающего) команды Portland Beavers Бену Хендерсену. Суть сленгового названия "джаз" относилась к мячу, который подавался спортсменом очень жёстко и с ярко выраженными колебательными движениями.
Кстати, в музыкальном обиходе это слово первоначально писалось по-другому: jass. Переход на двойную Z произошёл под влиянием… уличных хулиганов, обрывавших джазовые афиши так, чтобы остались буквы, образующие слово ass, то есть "задница". Поскольку такие выходки происходили часто, музыканты и решили обезопасить себя и изменить написание этого слова. В общем-то, трюк удался.


Ранний джаз играли чёрные музыканты, тогда как белые не считали её за музыку и негров презирали

Это один из самых глупых мифов, которые мне [В.А.] когда-либо доводилось слышать – и, к сожалению, очень глубоко укоренённый. Конечно, не все любили (да и до сих пор не все любят) джаз. Каждому своё – думаю, многие со мной согласятся. В Новом Орлеане не было никакого негритянского гетто, и отношение к чёрным вообще отличалось от среднестатистического по Штатам. Никого не возмущало то, что, скажем, бедный чёрный басист Джордж "Попс" Фостер жил на "приличной" улице Адамс всего через дом от зажиточной семьи белого кларнетиста Леона Ропполо, а корнетист-негр Бадди Болден так и вовсе делил один двухквартирный дом с белыми братьями Шилдс (кларнетистами Ларри и Гарри и пианистом Эдди).


Джаз как стиль родился на рубеже XIX и XX веков

Еще одно заблуждение, которое рассеяли дотошные исследователи, это то, что якобы джаз как стиль начал складываться на переломе XIX и XX столетий. Такие утверждения "подогревались" высказываниями известных джазменов (в первую очередь – Джелли Ролл Мортона), которым, с одной стороны, не очень-то и верили, но, с другой стороны, на них же и опирались в исторических трудах исследователи джаза. А ведь ещё даже в самом начале 20-х годов знаменитый оркестр Creole Jazz Band в Чикаго в обязательном порядке играл в рамках одной программы как "горячую" импровизационную музыку, так и слегка видоизмененные рэгтаймы, марши и вальсы. Некоторые из них известны и до сих пор, например, бессмертная мелодия "High Society", причём вся эта мешанина в целом, разумеется, называлась джазом. 
Примерно то же самое творилось тогда везде. Если мы не можем сейчас услышать ранние записи Армстронга (по той причине, что их не существует в природе), то это не значит, что он всегда играл только классический джаз в нашем понимании. Луи довольно долго пробыл в составе бэнда Оливера и других местных оркестров и, конечно, вместе с ними исполнял их обычный репертуар. Музыкальный историк Джеймс Маэр пишет об этом так: "Нельзя забывать о том, что ВСЕ ранние джаз–бэнды были прежде всего танцевальными оркестрами. Специфическая "горячая" форма музыки, которая начала появляться в то время, была поначалу только очень небольшой частью того, что они обычно исполняли". Это означает то, что эра настоящего джаза пришла тогда, когда окончательно перестали пользоваться массовой популярностью на танцах рэгтаймы, салонные пьесы, марши, песенки из оперетт и т.п., а случилось это только в середине 1920–х.


Новоорлеанский джаз был рождён в публичных домах и с их закрытием пришёл в упадок

Отдельного разговора заслуживает и пресловутый "исход" джазменов из Нового Орлеана после закрытия района Сторивилль. Роль этого события в миграции музыкантов сильно преувеличена. Северные города развернули тогда целую кампанию по переманиванию с Юга дешевой рабочей силы, и музыканты получили шанс стать настоящими профессионалами с постоянным местом и заработком. Так получилось, что в числе уехавших в первую очередь были и те, кто позже вышел в признанные лидеры джаза — Кинг Оливер, "Кид" Ори, братья Доддсы, Джелли Ролл Мортон... Они действительно раньше играли в Сторивилле, но не только в нём одном: просто Новый Орлеан, как и весь Юг, переживал период экономического упадка, и на Севере возможностей заработать было куда больше. Тысячи музыкантов постепенно покидали Новый Орлеан на протяжении нескольких лет. Например, Армстронг покинул город только в 1922 году. Так что однозначная связь джаза с домами терпимости и кабаками, как пишут новоорлеанские историки Эл Роуз и Эдмонд Сошон, "и неверна, и оскорбительна для многих и многих городских джазменов... которые не только никогда там не выступали, но даже вообще туда не заходили".


Современный джаз опопсел

Ещё одна благодатная тема для "джаз-троллинга" – извечные обвинения в попсовости и продажности некоторых джазменов и целых направлений этой музыки. С позиций современности действительно может показаться, что современный джаз излишне коммерциализован и дальше будет только хуже. Но у такого взгляда на вещи есть два недостатка: близорукость и дальнозоркость.
Близоруки те, кто не зная истории вопроса, сравнивают "классический" стиль (что это, скажите?!) с современным, говоря при этом: "Джаз уже не тот". От них ускользает тот факт, что такая "охота на ведьм" продолжается всё то время, пока существует джаз: упомянутые выше оркестры начала века, свинговые биг-бэнды, кул-джаз, smooth-джаз, хард-боп, урбан-джаз, эйсид-джаз… каждый шаг джазменов в сторону популяризации сопровождался проклятиями со стороны поборников чистоты жанра. Есть серьёзное опасение, что процесс этот вряд ли когда-нибудь завершится.
Что до дальнозоркости, то тех, кто не видит очевидного у себя под носом, тоже хватает. Само собой, эфиры и ротации получают в первую очередь именно те джазовые музыканты, что делают более коммерческий продукт, но судить по ним обо всей сцене неправильно. Скажем больше: именно сейчас, с окончательной победой независимых музыкантов над мейджорами стало очевидно, сколько талантливых, креативных и малоизвестных представителей жанра работают по всему миру – их столько, что даже специалисту крайне сложно охватить всю палитру современного некоммерческого джаза.


Джаз мёртв

В 2005 году модерн-джазовый гитарист Алекс Гуния выпустил диск с ироничным названием "Jazz is Dead Since ‘69". Разумеется, он, как дитя этой культуры, всерьёз о её смерти не говорил, но сама фраза взялась не с пустого места: уже достаточно давно в определённых эстетских кругах закрепилось мнение, что джаз умер в 1969 году. Почему именно в 69-м? Видимо, речь идёт о той революции, которую в том году совершил в джазовом мире Майлз Дэвис, выпустив один за другим ставшие классикой фьюжна альбомы "In a Silent Way" и "Bitches Brew". Эти записи провели жирную черту между традицией (что бы это ни значило) и "новым звуком", поэтому многие пуристы, особенно те, кто был против "электрификации" джаза, поспешили заявить о смерти джаза. Масла в огонь добавляли и сами последователи Дэвиса – они искали контакта с молодёжной аудиторией, поэтому охотно шли на сближение с роком, фанком и латиной.
Разумеется, новости о смерти джаза сильно преувеличены – эта музыка потому и пережила не одно поколение музыкантов и слушателей, что умела вовремя (а иногда с опережением) меняться и начинала говорить на новом языке. Положа руку на сердце, этих "смертей" у джаза было за сто лет несколько штук – для кого-то признаками скорой кончины стали расплодившиеся биг-бэнды, кто-то пророчил жанру гибель от рук бопперов – не говоря уже о таких "некрофильских" экспериментах, как джаззи хип-хоп. Сам же джаз по-прежнему жив – и не исключено, что не за горами новый виток его эволюции, за которым последуют новые эпитафии.


Авторы статьи: Владимир Андрюха и Александр Ашбель

P.S. Авторы благодарят авторов многочисленных интернет-публикаций в Рунете о джазовой музыке, в первую очередь – Евгения Долгих и Кирилла Мошкова.


Также по теме:
Urban Mythology #1: HIP-HOP
Urban Mythology #3: FUNK
Urban Mythology #4: BLUES


К остальным статьям
http://studiohelloworld.ru/Фотографы

Разработка сайта: WebZenith
Design by Kate



Наши партнёры  
Свердловская филармонияEverJazz