Black Music Promo  
Блэк Мьюзик Промо
LifeFacesCulturePaparazziReleasesSupportFriend linksAbout
 
Сегодня 06 марта
суббота

Urban Mythology #3: FUNK

    
 

Мифов о фанке не так уж и много – в первую очередь, думаю, это связано с относительно невысокой популярностью жанра в широких слушательских массах (в сравнении с джазом или диско, например). Тем не менее, заблуждения относительно этой музыки есть, и укоренены они достаточно глубоко. Чтобы убедиться в этом и докопаться до истины, читайте третью подборку из серии "Urban Mythology".


Фанк – это разновидность ритм-н-блюза и соула

The MetersПрактически каждый осведомлённый меломан знает: фанк – это разновидность ритм-н-блюза (то есть вообще популярной чёрной музыки) и соула. Вроде бы так всё и есть на самом деле. Так, да не так – вернее, не совсем так.
Если рассматривать соул, ритм-н-блюз и фанк с исторической точки зрения, то эволюция никак не складывается. Дело в том, что корни фанка уходят в сторону от остальной электрифицированной чёрной музыки – по направлению к славному южному городу, колыбели многих направлений и родине целой плеяды великих музыкантов – Новому Орлеану. Ещё в 40-е годы прошлого века новоорлеанцы начали подмешивать к городскому блюзу и фортепианному джазу ритмы кубинской румбы – этому способствовало соседство двух стран, которые тогда ещё не были непримиримыми идеологическими врагами. Лучше всего такое слияние культур заметно в музыке Профессора Лонгхейра – в его хорошо сохранившихся до наших дней записях хорошо слышна та ритмика, которая через два десятилетия проступит сквозь горячие пульсации ритм-н-блюза и породит этот феномен под названием "фанк".
Прислушайтесь внимательно к классическим грувам, будь то amen break, "Apache" или многочисленные хиты Брауна – во всех этих ритмических рисунках то тут, то там всплывают перкуссионные рисунки, характерные именно для Кубы с её смесью европейских и негритянских ритмов. Можно даже сказать, что в фанке воссоединились две ветви африканского музыкального наследия.


Этимология названия

Эта тема настолько запутана, что даже завзятые знатоки до сих пор спорят между собой, и надежд на нахождение истины немного. Тем не менее, можно выделить несколько самых распространённых версий происхождения термина "фанк".
Вообще, слово это в английском существовало не только до изобретения стиля, но и до появления жаргонных значений термина. Примерный его смысл – нечто отпугивающее, вызывающее страх (в этом значении слово использовано в названии группы Grand Funk Railroad). Возможно, дальнейшие изменения произошли по той же схеме, по которой в чёрной городской среде другие отрицательные термины приобретали со временем противоположное значение и начинали обозначать некую "крутизну" – например, shit или nigger.
Второй вариант вытекает из первого – в какой-то момент (в основном – в джазовой среде) словом funky стали обозначать нечто позитивно воспринимаемое, вызывающее восторг – то, что по-русски обозначается словом "прикольно". Вполне возможно, это значение связано с похожестью слов funky и funny.
Третий, самый распространённый вариант относится к сексуальному жаргону афроамериканцев: в нём слово funk обозначает запах тела в момент сексуального возбуждения, и это стало ассоциироваться с горячей, откровенно эротичной музыкой фанка, тем более что тема секса активно использовалась и в текстах фанковых песен.
Ещё одна версия – это то самое "неправда, но хорошо придумано": якобы понятие funk было рождено путём соединения слов fuck и stink, то есть, мягко говоря, "заниматься сексом" и "источать запах". По смыслу это близко к третьей версии, но является не более чем остроумной выдумкой.
На чьей стороне правда? Судить сложно – на то это и музыка субкультуры, ясно одно: понятие "фанк" в короткое время стало очень ёмким, и разложить его на смысловые элементы теперь не так-то просто. На то он и фанк!


Отец фанка – Джеймс Браун

Фигура Джеймса Джозефа Брауна настолько величественна и могуча, что подчас заслоняет собой иных, менее известных героев фанка. Его вклад в чёрную музыкальную культуру столь силён, что легко поддаться соблазну и назвать его единоличным изобретателем жанра – тем более что не только поклонники и критики, но и сам Папа Джеймс говорили об этом бессчётное количество раз.
Правда, однако, немного сложнее. Браун собрал воедино все компоненты фанка в его каноническом виде, популяризовал его и создал "золотой фонд" фанк-хитов – его авторитет насколько силён, что миллионы слушателей во всём мире, например, убеждены, что песня "Play That Funky Music" – тоже дело рук Джеймса. Но сам по себе фанк существовал и прежде – просто он находился в других местах. Помимо упомянутого выше Нового Орлеана, где эта ритмизированная разновидность джаз-блюза прижилась и благополучно дожила до 60-х годов, широкое распространение (из той же Луизианы) получил фанк как стиль джаза. Его пионерами совершенно заслуженно считаются пианисты Хорэс Силвер и Ахмад Джамал, а само словечко funky неплохо прижилось в джазовом жаргоне. Имевший завидную деловую хватку Крёстный Отец Фанка подхватил все эти находки и провозгласил себя пионером стиля. Дальнейшее – уже история.


Появившись в середине 60-х, фанк вытеснил из хит-парадов классический соул

Сейчас, спустя почти полвека может показаться, что первый фанковый хит Брауна "Cold Sweat" и последовавшие за ним "Give it Up or Turnit a Loose" и "Funky Drummer" имели такой резонанс, что в одночасье стали новым музыкальным языком и новым помешательством всей чёрной молодёжи.
В действительности же всё обстояло несколько иначе. Вплоть до августа 1969 года фанк оставался сугубо субкультурным явлением, и даже самые большие коммерческие достижения брауновских синглов не могли тягаться с мощью "соул-фабрики" Motown, на которую в период её рассвета работали свыше 200 авторов-хитмейкеров (в скобках замечу, что, даже будучи суперзвездой, Браун публике был известен больше по ритм-н-блюзовым хитам – таким, как "I Got You").
Перелом ситуации произошёл не по воле Джеймса Брауна и практически в один момент – сразу после выступления Слая Стоуна и его Family Stone на фестивале "Вудсток". Именно тогда весь мир узнал о существовании фанка как нового музыкального стиля. После этого с ним начали считаться, и он начал своё распространение за пределы чёрных кварталов в американских мегаполисах.
К сожалению, радикально расстановка сил не изменилась даже к середине 70-х: только единичные фанковые хит-синглы смогли повторить успех больших звёзд соула, таких как Дайана Росс и Стиви Уандер. Остальная масса записей в стиле фанк имела судьбу куда менее завидную и канула бы навсегда в Лету, если бы не усилия диджеев-коллекционеров – по сути, своим диггингом они вдохнули новую жизнь в огромный пласт чёрной музыкальной культуры.


Фанк – музыка чёрной Америки

Помимо прочего, фанк появился в нужном месте и в очень удачное время – гремели социальные революции конца 60-х, Калифорния смаковала Лето любви, а чернокожие граждане по хрупкому пути шли к равноправию с белым населением. Фанк тут пришёлся как нельзя кстати: в отличие от соула, долгое время державшего расовую оборону, он оказался открыт как для латиноамериканцев, всегда бывших по статусу близкими афроамериканцам, так и для белых музыкантов. Самым ярким примером этому служит группа Sly and The Family Stone. Кроме того, не стоит забывать и о происхождении жанра – с такими непростыми корнями он был просто обречён на "кровосмешение".
И уж совсем по-другому обстоит вопрос расовой принадлежности в современном фанке – при всей правильности грувов процент "белого населения" в этой музыке сейчас заметно отличается от конца 60-х.


Фанк всегда играется на слабую долю

Вопреки расхожему мнению (особенно оно сильно у слушателей), фанк вовсе не всегда "подвязан" на слабой доле. Оффбит и чётные доли акцентируются не всеми инструментами и далеко не в каждом произведении. Вообще, мощь фанкового грува часто кроется не в синкопировании всей музыки, а в сочетании "прямого" рисунка со сбивками. В случае с фанком нужно учитывать также то, что единого стиля и общего подхода к ритмике у музыкантов нет. Так, если у Джеймса Брауна и бесчисленных дипфанкеров оффбит занимает важное место, то уже Джордж Клинтон и особенно электрофанковое поколение (Рик Джеймс, Принс) строили свой стайл на более "выпрямленных" вариантах грува.
А вот что действительно объединяет фанкеров разных стран и поколений – так это внимание к ритму. Ритм – это центр фанка, и барабанщик – его главное действующее лицо, верховный жрец, Mr. Funky Drummer.


Фанк кончился в 70-х

Только завзятый пессимист или неосведомлённый слушатель возьмётся утверждать такое. Мало того, что за прошедшие полвека фанк многократно менялся, развивался и возрождался – именно в наше время можно говорить о фанк-ренессансе. Сотни прекрасных коллективов по всему миру играют свой живой стайл, уделяя внимание как классическому звучанию, так и его развитию. География фанка обширна – его можно услышать даже в таких малоритмичных странах, как Россия, Исландия и Израиль. Фанк любят, слушают и ценят по всему миру. Ну а что до того, что фанк не штурмует хит-парадов – это уже вопрос не к музыкантам, а к музыкальной индустрии. Так что в очередной раз с удовольствием скажу: Фанк не просто жив – ФАНК ЖИВЕЕ ВСЕХ ЖИВЫХ!

Автор статьи: Александр Ашбель


Также по теме:
Urban Mythology #1: HIP-HOP
Urban Mythology #2: JAZZ
Urban Mythology #4: BLUES


К остальным статьям
http://studiohelloworld.ru/Фотографы

Разработка сайта: WebZenith
Design by Kate



Наши партнёры  
Свердловская филармонияEverJazz