Black Music Promo  
Блэк Мьюзик Промо
LifeFacesCulturePaparazziReleasesSupportFriend linksAbout
 
Сегодня 10 июля
пятница

Northern Soul: история культа

    
 

 

Northern Soul logoNorthern Soul, по сути, это разновидность соул-музыки (чаще всего афроамериканского происхождения), средняя или быстрая по темпу, но с утяжелённым звучанием. Наибольшую популярность этот вид соул-музыки получил в северных частях Англии в середине 60-х. Говоря о NS, часто имеют в виду танец и стиль в одежде, появившийся в клубе “Twisted Wheel” в Манчестере и в дальнейшем перекочевавший в “Golden Torch” и “Blackpool Mecca”. Танец требовал хорошей физической подготовки, чем-то напоминая ставшие популярными позже диско и брейкданс. Элементами в нём были вращения, прыжки, падения на спину. На формирование стиля танца во многом повлияли выступления гастролировавших американских soul-артистов “Little Anthony & The Imperials” и Джеки Уилсона (Jackie Wilson).

То, что стало впоследствии известно как NS, в основном было американским соулом, записанным в середине 60-х, со специфичным звучанием и темпом. В основе многих из этих пластинок лежало звучание лейбла “Motown”, они издавались ограниченным тиражом на территории США. Поскольку записывались менее известные артисты с “Motown” и “Stax”, пластинки малоизвестных лейблов, таких как “Okeh Records”, “Ric Tic”, “Cameo-Parkway” пользовались большим спросом. Если отслеживать зарождение NS как стиля, то, пожалуй, первой считающейся по праву настоящей пластинкой для стиля является “I Can't Help Myself (Sugar Pie Honey Bunch)" от группы The Four Tops (1965 Tamla Motown).

Dave GodinСам термин NS в обиход запустил журналист Дейв Годэн (Dave Godin) после появления в еженедельной колонке журнала “Blues and Soul” в июне 1970 года. Сам Годэн в своём интервью журналисту журнала “Mojo” Крису Ханту (Chris Hunt) объяснял, что в 1968 году, для того чтобы помочь работникам своего винилового отдела “Soul City” в “Covent Garden”, придумал это слово, помогающее отличить современное тогда прифанкованное звучание от более прилизанного соул-звучания, находящегося под влиянием “Motown”.

«Я стал замечать, что северяне, футбольные фанаты, приезжавшие в Лондон поболеть за родную команду, захаживали в наш магазин, но американские чарты с чёрной музыкой им были малоинтересны. И я тогда выдумал условный термин для продаж. Я хотел сказать: «Если у вас покупатели с Севера, не тратьте время, не проигрывайте им пластинки из американских чёрных чартов, ставьте им то, что им нравится – “Northern Soul”»

 

Вообще, Годэн является ключевой фигурой в развитии танцевальной чёрной музыки в Великобритании. Ещё в начале 60-х он серьёзно заинтересовался американской соул-музыкой, а после своего визита в центральный офис компании “Motown” и общения с её главой Берри Горди он стал официальным консультантом этого лейбла в Соединённом королевстве. На протяжении более сорока лет, вплоть до своей кончины в 2004 году Дейв Годэн занимался продвижением «северного соула», сделав для этого дела больше, чем кто-либо другой в Великобритании. Его CD-сборники “Deep Soul Treasures” – это настоящий эталон стиля.

modsОсновная масса людей, оставлявших аудиторию NS, пришла из мод-движения. В конце 60-х некоторые увлеклись стилями ”фрик-бит” и “психоделик-рок”, но многие моды, особенно в Северной Англии, всё-таки держались так любимого ими соула и блю-бита (blue-beat). Любители последнего и сформировали 2 течения. Некоторые из них позднее примкнули к скинхед-движению, в то время как остальные и составили Northern Soul-сцену. Ранняя мода NS представляла собой сочетание типичных элементов мод-стиля: рубашки от “Ben Sherman” с воротниками на пуговицах, блейзеры с открытым центром и необычным количеством пуговиц, грубые башмаки, узкие джинсы “Levi’s”. Некоторые из вещей, нетипичных для мод-культуры, например, шляпы-котелки, пользовались популярностью. Позднее NS-танцоры начали носить лёгкую и широкую одежду, исходя из соображений практичности. Это были мешковатые брюки с высокой талией и спортивного кроя жилеты, на которых обычно красовались значки, представляющие тот или иной соул-клуб.


Первым истинным NS-клубом был “Twisted Wheel” в Манчестере, где резидентом был диджей Роджер Игл (Roger Eagle). Клуб открылся в 1963 году и окончательно был закрыт в 1971 году. Среди прочих ранних клубов был также “King Mojo” в Шеффилде и ряд других. К середине 70-х эта музыка достигла пика своей популярности. В 1978 клуб “Wigan Casino” по результатам голосования, проведённого американским журналом “Billboard”, был признан танцевальным клубом № 1 в мире. И всё это происходило во время царствия “Studio 54” в Нью-Йорке и ровно за год до того, как “Paradise Garage” удостоился такой же награды.


После закрытия “Wigan Casino” в 1981 году многие посчитали, что NS-сцена оказалась на грани исчезновения. Но, несмотря на это, возрождение субкультуры “мод” 70-х с её неотъемлемыми элементами – скутерами и позднее эйсид-джаз-движение добавили новых поклонников в ряды NS. В 80-е годы вклад в развитие дальнейшей популярности музыки NS внесли английские независимые звукозаписывающие компании “Kent Records”, “Goldmine” и “Soul Supply” за счёт своих компиляций, серий переизданий. Большинство этих компаний были основаны диск-жокеями, принимавшими в своё время активное участие в движении.


80-е считают временем, когда движение пошло на спад, но это взгляд тех, кто покинул сцену в 70-е. За это время появились порядка 100 новых вечеринок в самых разных местах.


NS-движение, как считают многие, – один из самых важных шагов по пути становления современной клубной культуры и причина феномена “диск-жокея” в 2000-х годах. Среди самых известных диск-жокеев NS первой волны – Роджер Игл (Roger Eagle) и Лес Коукелл (Les Cokell) из “Twisted Wheel”, Расс Уинстэнли (Russ Winstanley) и Ричард Сирлинг (Richard Searling) из ”Wigan Casino”, Ян Ливайн (Ian Levine) и Колин Кёртис (Colin Curtis) из “Blackpool Mecca”.Как и в существующей ныне клубной культуре, NS-диджеи за основу взяли самое главное: давать людям услышать то, что они не смогут услышать нигде больше. В стремлении сыграть ту пластинку, которую никто ещё не играл, диджеи активно открывали звукозаписывающие компании, занимавшиеся выпуском «уайт-лейблов» (white labels). Ещё одним из приёмов у диджеев того времени была подборка и проигрывание пластинок в определённом порядке для того чтобы эмоционально воздействовать на публику в своём сете как можно сильней.


Существует мнение, что именно благодаря NS в Великобритании возникла сеть клубов, диджеев, коллекционеров винила. «Северный соул» был первым движением, благодаря которому в национальных чартах появились пластинки, предназначенные в первую очередь для проигрывания в клубе. Многие из диджеев и тех, кто сменил их за вертушками позднее, были частью этой культуры и в последствии стали яркими фигурами для Британии в хаусе и в танцевальной музыке. Стоит упомянуть Майка Пикеринга (Mike Pickering), с которого и началась по сути хаус-музыка для посетителей легендарной “Hacienda” в начале 80-х, и музыкантов, выпускавших клубные пластинки – Яна Ливайна и Пита Уотермана (Pete Waterman).

 

Первые соул-пластинки, издававшиеся в США, сейчас считаются одними из самых дорогих предметов коллекционирования. Аналогичные пластинки, вышедшие в Великобритании, продавались по ценам гораздо более низким. Стоимость многих пластинок перевалила за 1000 фунтов, а вещь ”Do I Love You" от Фрэнка Уилсона (Frank Wilson) ушла несколько лет назад за 15000 фунтов, а уже в 2009 году была повторно перепродана, но уже за рекордную сумму в 25000 фунтов! Ценность пластинок – прежде всего в их редкости, качественном звучании, ритме, мелодичности и текстах песен (зачастую темами становились душевные страдания, радость любви или боль разлуки) и в самой сентиментальности коллекционирования виниловых пластинок.

Многие из музыкантов становились знаменитыми часто с нуля. Малобюджетные звукозаписывающие компании не могли обеспечить должную ротацию на радио и дальнейшее продвижение на музыкальный рынок. Часто музыкантам приходилось зарабатывать своей основной профессией, считая себя несостоявшимся, а в это время их пластинки терялись, пока наконец не наступил момент, когда им довелось вернуться и зазвучать снова.

 

 

Компиляция и перевод: Ростислав Якушевич

 


К остальным статьям
http://studiohelloworld.ru/Фотографы

Разработка сайта: WebZenith
Design by Kate



Наши партнёры  
Свердловская филармонияEverJazz