Black Music Promo  
Блэк Мьюзик Промо
LifeFacesCulturePaparazziReleasesSupportFriend linksAbout
 
Сегодня 04 марта
четверг

Блог в блоге: в поисках "правильного" фанка

    
 

Однажды мой коллега-музыкант, говоря о сайте blackmusicpromo.ru, назвал его блогом. Тогда это обозначение показалось мне не очень подходящим: всё-таки, создавался этот ресурс прежде всего именно как новостная лента, анонсирующая концерты и вечеринки, посвящённые "чёрной" музыке в Екатеринбурге.
Но кое-какая правда в словах друга была: если вынести за скобки анонсы, всё остальное наполнение сайта представляет именно что авторские статьи и рецензии, раскиданные по разделам. А раз так – авторская колонка нашему сайту явно не повредит. Надеюсь, вам наши "имхо" также придутся по вкусу. Для вас ведь пишем.



Первым поводом для сочинения неформальных (и неформатных) записок для меня стал стародавний спор (если не сказать – срач) о том, какой фанк является истинным, правильным и вообще. Интересно, что ответ на этот вопрос тем неоднозначнее, чем шире музыкальный кругозор у отвечающего. Проще говоря, чем больше разной музыки слушает человек, тем сложнее ему будет определиться с единственным "правильным" фанком.

Поскольку я нескромно отношу себя к людям, имеющим достаточно широкий музыкальный кругозор, мою позицию вряд ли получится изложить в двух словах. Вместо этого я постараюсь свои измышления проиллюстрировать наглядными примерами.

Как уже однажды говорилось на этом сайте, генеалогия фанка – штука также достаточно запутанная. Несмотря на то, что повсеместно известен первый апостол этой музыки, относительно того, кто и когда точно придумал фанковый саунд, точной информации нет. Дороги ведут в Новый Орлеан, в плавильный котёл афроамериканской музыки, из которого вот уже второй век выходят новые стили, звуки и первоклассные музыканты. Согласно ряду источников, пионером того, что позже назовут фанком, стал "Длинноволосый Профессор" – феноменальный пианист Профессор Лонгхейр, сплавивший воедино ритм-н-блюз и афрокубинские ритмы. Его стараниями эта смесь стала первым прототипом фанкового оффбита:



На новаторский саунд спустя какое-то время запал молодой соулмен из Огасты Джеймс Браун, которой до того прекрасно обходился и без акцентирования слабой доли. Методом проб и ошибок он подбирался к "золотому сечению" ломаного грува, пока, наконец, не вывел свою "патентованную" формулу (ставшую, к слову, результатом коллективного труда нескольких барабанщиков Брауна). Многие до сих пор считают каноническим (а потому – эталонным) именно такой фанк:



Справедливости ради отметим: как только фанк заявил о себе во весь рост, он сразу же приобрёл различные оттенки звучания. Что бы ни возражали воинствующие диггеры, такие корифеи, как Слай Стоун, Стиви Уандер и Джордж Клинтон делали фанк – каждый по-своему.

В семидесятые годы с жанром произошли изменения, которые иначе как драматическими не назовёшь; можно сказать, что он впервые раскололся надвое: часть музыкантов (особенно те, кто подхватил фанк, уже будучи популярными исполнителями) взяла эту музыку на вооружение и сделала её более поп-ориентированной, сместив акценты с грува (иногда доходившего в затяжное молотилово по ударной установке) на песенные хуки и сфокусированные аранжировки. Так, например, как это сделали резиденты Motown Records, прекрасные The Commodores:



Можно это назвать поп-фанком, можно сетовать на то, что коммерческие артисты превратили эту музыку в корпоративный продукт. Но при этом нельзя грешить против истины и говорить, что это – не фанк. Вообще, споры об "аутентичности" фанка – далеко не первые дискуссии подобного рода: вспомните противостояние новоорлеанского джаза и свинга, свинга и би-бопа, би-бопа и джаз-фьюжна… В этом противостоянии нет победителей. Стиль меняется (иногда – мутирует), живёт и в этом часто находит новые жизненные силы.

Некоторые ориджинал-фанкеры, например, со временем отошли от инструментальной программы и добавили в свой арсенал вокал. Так поступили столпы южного фанка, могучие The Meters:



В то же время, многие банды (зачастую доморощенные и любительские) принципиально остались на позициях первородного стиля. Если "заповеди" Папы Джеймса в чём-то и были ими нарушены, то лишь в отношении чистоты звука. Слушая сейчас записи полувековой давности, сделанные группами-однодневками, удивляешься: как можно было играть так грязно и криво, но в то же время с таким животным качем?

Стоит признать две вещи относительно этого направления, в наше время получившего название "дип-фанк": во-первых, с точки зрения развития жанра в целом оно оказалось тупиковым, в первую очередь из-за слабого коммерческого потенциала, а также из-за известной монотонности, присущей дипфанкерам. Есть и оборотная сторона: исполнение канонического фанка – штука не из лёгких, для многих музыкантов (особенно белых) этот "примитив" оказывается крепким орешком. Кроме того, будем честны перед лицом Вечности: некоторые андеграундные треки дадут 100 очков форы фанковым суперхитам:



Нет, ей-богу – пишу эти строки и ловлю себя на том, что это всё слишком похоже на историю противостояния джазовых пуристов и новаторов. Одних только дат кончины джаза сколько было! Вспомнил я об этом неслучайно – где-то во второй половине 70-х фанк испытал на себе мощное влияние диско, в результате чего многие меломаны поспешили жанр окончательно похоронить, объявив о его упрощении и оболванивании. Да, многие артисты действительно "переобулись" и занялись музыкой исключительно танцевальной, в которой фанк угадывался лишь как влияние прошлого. Но в то же самое время появился такой интересный феномен, как диско-фанк. Я раньше по-всякому пробовал объяснять, что же это за штука такая, приводил примеры, даже напевал кое-какие образцы, при этом отстукивая ритм на коленке. Не так давно я понял – всё можно объяснить куда проще: диско-фанк – это фанк, сыгранный на прямой "бочке". Всё. В этом легко убедиться: попробуйте сыграть диско-хит в фанковой "ломани". Скорее всего, у вас получится нечто неорганичное и нефанковое. Но возьмите диско-фанковый трек и замените прямой бит на обратный – и перед вами окажется самый что ни на есть породистый фанк. Поэкспериментируйте:



Далее, несмотря на многочисленные эпитафии, в восьмидесятых фанк нашёл своё новое воплощение сразу в трёх ипостасях, и каждая из них, будучи самобытной, всё же сохраняла сам дух жанра.

Первым заявил о себе (ещё во второй половине 70-х) хип-хоп, воспринявший буквально стремление фанк-барабанщиков раскачать ритм за счёт сбивок-брейков. Как известно, патриарх уличного стиля, ямаец-экспат Кул Херк специально подбирал такие брейки и вручную собирал из них брейкбит. Так что можно сказать, что фанк в хип-хопе прописан на уровне ДНК:



Вторым наследником фанка в синтетическом десятилетии стал вашингтонский локальный культ, получивший название "гоу-гоу". Лидер стиля, несравненный Чак Браун первым взял на вооружение идею миксованного концерта, когда песни, переходя одна в другую, превращались в развёрнутый фанк-джем. По словам самого Брауна, это был единственный способ конкурировать с диджеями и заставить публику на концертах не пялиться на сцену, а уходить с головой в танцевальный отрыв:



Ну и, конечно же, нельзя сбрасывать со счетов новое поколение музыкантов, актуализировавших традиционное электрическое звучание фанка при помощи новых инструментов. Речь идёт о синти-фанке, гуру которого стали эксцентричные метросексуалы Рик Джеймс и Принс:



В девяностых фанк нашёл своё воплощение в таких далёких друг от друга стилях, как эйсид-джаз и фанки брейкс. "Кислотный джаз" (к слову, достаточное нелепое название для направления, в котором не было "кислоты" и почти не было джаза!) взял на вооружение фанковую ритм-секцию, насытил её мощными духовыми "пачками", продуманными гармониями и рафинированной соул-мелодикой и благодаря этой смеси получил свои 15 минут славы:



С появлением фанки брейкс (или фанкового брейкбита) многие начали говорить о возвращении бибоев на танцпол – настолько эта музыка была "заточена" под брейкданс. Взяв лучшее из обоих миров (электроники и фанка), она стала идеальным саундтреком для соревнований по уличным танцам, а для нового поколения слушателей – актуальным языком старого доброго фанка. При этом, увы, приходится признать – много фанки брейс тоже плохо. Уж больно эта музыка однообразна:



Ну и, наконец, на рубеже девяностых и двухтысячных целый ряд фанковых музыкантов занялся возрождением ретро-стиля (что бы под этим ни понималось), причём со временем этот взгляд в прошлое начал обращаться не только к дип-фанку, но и ко всем смежным направлениям – афробиту, соулу, джазу, року. Ретро-фанк в наше время – штука сверх-синтезированная, можно даже сказать, что всю полувековую историю жанра теперь можно изучать по записям таких ансамблей, как Breakestra, New Mastersounds, The Mighty Mocambos. Или, например, по дискографии австралийцев The Bamboos:



К чему весь этот экскурс, спросите вы? Послушайте эти композиции, и, если ваш слух не заточен под сугубо конкретный саунд, в каждой из них вы услышите "правильный" фанк. Правильный фанк – это не Джеймс Браун и не Принс, не Клинтон и не Профессор Лонгхейр. Фанк – это неуловимое настроение, которое не так уж сильно привязано к аранжировкам, технологиям или духу времени. Фанк – это чувство, и хороший музыкант его обязательно сумеет вложить в свою музыку, каким бы ярлыком она не обозначалась. Именно поэтому даже через 100 лет фанк останется фанком. Как бы он при этом ни назывался.


Автор: Александр Ашбель.


К остальным статьям
http://studiohelloworld.ru/Фотографы

Разработка сайта: WebZenith
Design by Kate



Наши партнёры  
Свердловская филармонияEverJazz