Black Music Promo  
Блэк Мьюзик Промо
LifeFacesCulturePaparazziReleasesSupportFriend linksAbout
 
Сегодня 04 марта
четверг

Блог в блоге: Zappa. Jazz from Hell

    
 

С музыкой Фрэнка Заппы я впервые познакомился лет в четырнадцать. К отцу каким-то образом попали пластинки маэстро, хотя он не являлся почитателем его творчества. Это были альбомы "Zoot Allures" (1976) и "Joe's Garage Acts II & III" (1979). Первое впечатление, которое они произвели на мой неокрепший ум, было неоднозначным: с одной стороны, я сразу влюбился в гитарные пассажи "Watermelon in Easter Hay", "Black Napkins", "Friendly Little Finger"; с другой, я был просто ошарашен неподдающимся никакому стилевому определению композициям с женскими воплями на заднем плане в "The Torture Never Stops", натуральным хаосом "A Little Green Rosetta" и безудержным весельем "Stick it Out". Но, пожалуй, именно это и привлекло меня в Заппе – гениальность на грани сумасшествия.

Чуть позже, когда мои музыкальные предпочтения в большей степени начали отдаваться уже джазовой музыке, мне в руки попала "Настоящая книжка Фрэнка Заппы" – подобие автобиографии, заметок и прочих материалов, записанных Питером Оккиогроссо во время бесед с Заппой. Книга меня вдохновила, и я решил во что бы то ни стало ознакомиться с дискографией "злого гения". И здесь я столкнулся с главной проблемой. Из всего многообразия альбомов, которые ежегодно выходят под именем Заппы, пополняя его общую дискографию (на данный момент – около сотни релизов), я попросту не знал с чего начать. Одолеть всё нахрапом казалось мне неразумным – в конце концов, я собирался всё прослушать и проанализировать, а не просто "поставить галочку". Терзаемый предрассудками, я отправился на просторы Сети, а именно в форумы, посвященные данной теме. Во многом благодаря нескольким знатокам я начал собирать и отслушивать материал джазовой направленности. На тот момент альбомы данного плана интересовали меня в первую очередь. Этот опыт заставил меня задуматься о составлении некоего путеводителя для новичков по музыке Фрэнка Заппы, ведь, что греха таить, он успел поработать практически во всех музыкальных ипостасях.

Так как сайт у нас ориентирован преимущественно на чёрную музыку, соответственно, речь пойдет об околоджазовых альбомах Заппы. Я не случайно употребил прилагательное "околоджазовых", т.к. практически все альбомы маэстро эклектичны и не имеют строгой стилистической направленности, если не брать в расчёт записи симфонического периода.

Первый джазовый опыт, упоминаемый самим Заппой, случился у него на джазовом фестивале газеты Boston Globe, в 1968 году, когда во время выступления к его группе присоединился мультиинструменталист Расаан Роланд Кёрк. Чуть позже, Джорджу Вайну, импресарио Ньюпортского джазового фестиваля пришла в голову потрясающая идея отправить группу Фрэнка The Mothers of Invention в джазовое турне по Восточному побережью. Так группа оказалась в одной программе с Дюком Эллингтоном и Гэри Бертоном. Заппа так вспоминает тот период: "Перед началом я увидел, как Дюк Эллингтон выпрашивает – вымаливает – десятидолларовый аванс. Было это весьма тягостно. После концерта я сказал ребятам: "Всё, распускаем группу". Тогда и родилась знаменитая фраза "Джаз: музыка безработицы".

Тем не менее, оценить первый джазовый опыт можно уже по альбому "Uncle Meat" (1969) (в простонародии – "Дядя Митя"):





Вскоре Фрэнк приступил к записи соло-альбома, в котором опять-таки принял участие мультиинструменталист Йен Андервуд. Работа с сессионными музыкантами-профессионалами вновь напомнила Заппе о недостатках его собственной группы. Результатом этих экспериментов стал альбом "Hot Rats" (1969) – мастерская комбинация плотных, продуманных аранжировок и продолжительных импровизаций. Андервуд наиграл целые саксофонные секции и многочисленные клавишные партии:



Этот альбом открыл миру нового Заппу – не разбитного шутника-сюрреалиста, а в высшей степени организованного, точного и грамотного созидателя звукового пространства. Запись стала звёздным часом Йена Андервуда, одного из самых образованных мультиинструменталистов, когда-либо разбиравших навороченные партитуры маэстро:



По мнению Заппы, огромное влияние на The Mothers of Invention оказал Эрик Долфи. Дань уважения саксофонисту, композиция "Eric Dolphy Memorial Barbecue" впервые появилась на альбоме "Weasels Ripped My Flesh" (1970) и исполнялась живьём, но уже гораздо позже:



Альбомы "Waka/Jawaka" и "The Grand Wazoo" представляют собой студийные записи сессионного периода 1972 года, когда Заппа был практически обездвижен и находился в инвалидном кресле. Хотя "Waka/Jawaka" прямо ассоциировался с "Hot Rats", музыка здесь отошла от характерного до тех пор стиля Фрэнка. Альбом был импровизационно-ориентированным и требовал более сложной игры от духовых; слои деликатных наложений приводили заглавную пьесу к пышной кульминации:



Другие пьесы с этой сессии составили альбом "The Grand Wazoo", сюиту, представлявшую собой единое целое даже без подробного либретто, помещенного Фрэнком на развороте обложки.



Концертное шоу "Roxy & Elsewhere" (1974) записывалось на 16-дорожечный аппарат, и только с появлением цифрового оборудования Заппе удалось довести запись до ума. Каждая из сторон двойного альбома была снабжена "преамбулой", в которой объяснялось происхождение последующей песни. Подобным описанием сопровождалась и "Be-Bop Tango (of the Old Jazzmen's Church)": "Теперь не так быстро, потому что я хочу получить правильные ноты на плёнке. В этот раз должно быть то, что надо…и это трудно сыграть".

Ежегодно, а то и по несколько раз в год выходят различные ранее не публиковавшиеся материалы маэстро. Часть из них, на мой взгляд, представляет особый интерес. Например, альбом "Imaginary Diseases" (2006), основой для которого послужил уже известный концертный период "Wazoo" 1972 года:



Нам ещё предстоит осмыслить всю глубину музыкального завещания Заппы, как и масштабы его внушительного наследия, которое, к счастью, явно не игнорируется новыми поколениями слушателей и музыкантов:



"Джаз не мёртв... он просто странно пахнет" – заявлял Заппа в присущей ему манере. Смесь разнообразных музыкальных жанров привела его к созданию музыки, которую часто невозможно причислить к какому-либо одному стилю. Это и есть настоящее достижение Заппы. И хотя джаз не был опорой для его творчества, дух импровизации и музыки без границ прослеживается на всём творческом пути композитора.

Когда-то я услышал фразу "У каждого свой Заппа". И это верно! На мой взгляд, каждый, даже самый искушённый меломан найдёт свой альбом в обширной дискографии композитора. Надеюсь, данная статья хоть как-то поможет новичку сориентироваться на пути познания музыкального наследия настоящего гения.


Автор: Владимир Андрюха


К остальным статьям
http://studiohelloworld.ru/Фотографы

Разработка сайта: WebZenith
Design by Kate



Наши партнёры  
Свердловская филармонияEverJazz