Black Music Promo  
Блэк Мьюзик Промо
LifeFacesCulturePaparazziReleasesSupportFriend linksAbout
 
Сегодня 04 марта
четверг

Блог в блоге: чёрные корни ливерпульской четвёрки

    
 

Как-то исторически сложилось, что "Битлз" в глазах отечественного меломана – это не просто наше всё, но ещё и настоящий оплот рок-культуры, её самое чистое воплощение и если не эталон, то уж точно первоматерь всей современной гитарной музыки. Короче – символ белой поп-культуры (как бы расистски это ни звучало).

При этом в действительности патриархи рока были не меньше своих антагонистов из The Rolling Stones укоренены в американской чёрной музыке. Бывает крайне забавно наблюдать реакцию битломанов после услышанного утверждения: мол, без ритм-н-блюза и соула не было бы никаких "Битлз". Сразу вспоминается издевательское "Вашъ джазъ намъ чуждъ!". Ну, не принимает русский человек того факта, что какие-то негры могли повлиять на наш светоч. Могли. И влияли. Ниже я в кратком изложении привожу самые основные моменты, указывающие на связь ливерпульцев с заокеанской афроамериканской культурой.


1. "Битлз" и рок-н-ролл

Самый очевидный факт лежит буквально на поверхности. Берём записи квартета до 1964 года и смотрим на авторов кавер-версий. Среди них числятся Ричард Пеннимен (то есть Литтл Ричард), Фил Медли (тот, что написал "Twist and Shout"), Чак Берри, а также белые Карл Перкинс и Бадди Холли. В общем-то, по этой черте и прошёл "водораздел" между битлами и роллингами – первые взяли на вооружение чёрную попсу, которую энергично экспроприировали белые американцы, вторые выбрали чёрный андеграунд, коим к началу 60-х стал электрический блюз чикагской сборки. И всё-таки сам по себе рок-н-ролл – ещё не показатель. Мало ли кто его тренькал. Посему идём к пункту номер два.

2. "Битлз" и "Мотаун"

Из всей чёрной музыки самое мощное влияние на ливерпульскую четвёрку оказали ду-уоп и соул – в том виде, в каком его производил появившийся в те годы лейбл "Мотаун". Символично, что в репертуар ранних "Битлз" попал самый первый хит этой фирмы грамзаписи – "Money" Баррета Стронга (кроме того, в нём числились ещё две песни из каталога "Мотаун" – "Please Mr. Postman" и "You Really Got a Hold On Me").
С другой стороны, если вспомнить количество самодеятельных скиффл-групп в Ливерпуле и тот факт, что только одна из них сумела пробиться на самую верхушку, играя при этом ненамного лучше других, поневоле вспомнишь тот факт, что битлы без особой тени стеснения разучивали причудливые многоголосия ду-уоперов, а также женских вокальных групп. Послушайте ранних "Битлз" и спросите себя, откуда у парней такие слаженные подпевки? Именно оттуда.

3. "Битлз" и Лорд Вудбайн

Все битломаны знают про Брайана Эпстайна. Но ещё до него пятым (а точнее, шестым) битлом был чернокожий выходец с Тринидада Гарольд Адольфус Филипс, более известный по сценическому имени Лорд Вудбайн. Это именно он устроил группе The Silver Beatles гастроли в Гамбург; он же давал битлам ангажементы в Ливерпуле. Играя в своей группе The All-Steel Carribean Band, Вудбайн приобщил юного Джона Леннона к блюзу, познакомив его с эмигрантским сообществом Ливерпуля. Неудивительно, что именно Джон сочинил в составе группы наибольшее количество блюзовых вещей.

4. "Битлз" и Билли Престон

Ещё одним чёрным музыкантом, попавшим в поле зрения "Битлз", был талантливый американский вокалист и клавишник Билли Престон. По иронии судьбы, он даже вошёл в состав распадающейся уже группы – правда, этому предшествовало семь лет знакомства. Впервые 16-летний Билли познакомился с битлами в 1962 году, будучи в концертном составе Литтл Ричарда. Позже он играл с такими грандами, как Сэм Кук и Рэй Чарльз.
В 1969 году "Битлз" предложили Престону присоединиться к работе над двумя параллельными проектами – студийным (то, что позже стало альбомом "Abbey Road") и джемово-концертным (сессии "Let it Be"). Орган Билли прекрасно вписался в знаменитую сессию на крыше студии; слышен он и на последнем студийнике (треки "Something" и "I Want You").
Билли даже попал на обложку сингла "Get Back" – исполнители на ней указаны как The Beatles with Billy Preston. Кроме того, какое-то время велась речь о том, чтобы сделать его полноценным членом группы, но, к сожалению, вскоре не стало и самой группы. 

5. "Битлз" и Фела Кути

Забавно, но факт: в интернете есть целый сайт, посвящённый гипотетическому сотрудничеству величайшей рок-группы с отцом афробита Фелой Кути – afrobeatles.com. По мнению создателя ресурса, Алишии Хайнс, и битлы, и Кути – великие артисты каждый в своей стране, и подобные эксперименты вовсе не кажутся чем-то невероятным. В доказательство приводятся несколько мэшапов.
Это, конечно, не более чем забава, но – чем чёрт не шутит? В своё время ливерпульцы пошли на ряд этнических и жанровых экспериментов, включая индийскую рагу, ямайский ска и ещё целый ворох стилизаций. Кто знает – возможно, сложись всё по-другому, мы могли бы услышать и "Афробитлз". Тем более что предпосылки к этому у Джона, Пола, Джорджа и Ринго, в общем-то, были.


Автор статьи: Александр Ашбель

p.s. Мнение автора неизбежно совпадает с мнением редакции, так что ошибок тут быть не может.

p.p.s. При подготовке статьи неоценимую помощь оказал материал Нейтана Ли "Вспоминая двух чёрных битлов".


К остальным статьям
http://studiohelloworld.ru/Фотографы

Разработка сайта: WebZenith
Design by Kate



Наши партнёры  
Свердловская филармонияEverJazz