Black Music Promo  
Блэк Мьюзик Промо
LifeFacesCulturePaparazziReleasesSupportFriend linksAbout
 
Сегодня 04 июля
суббота

Джаз вокруг света #5: венгерский джаз

    
 

Чехословакия и Венгрия – страны Восточной Европы, в которых в течение продолжительного времени господствовал леворадикальный режим. Бесспорно, его влияние отразилось и на истории джазовой музыки этих стран.


От регтайма до биг-бендов

Несколько лет назад на телевидении и в печатных изданиях было озвучено мнение, согласно которому венгерский джаз якобы фактически существовал с 50-х годов прошлого века. О первопроходцах же в сфере джазовой музыки 1920-30 годов благополучно умолчали, хотя существуют изданные записи, которые являются доказательством деятельности этих музыкантов. Получается, что слушатель держит в руках не пластинку с джазовой музыкой того периода, а просто пластинку с редкими старыми записями, принадлежащими к какому-то неопределённому смутному течению.

Erno KiralyПервопроходцами стиля принято считать двух популярных исполнителей на духовых инструментах – Хермина Шолти (Hermin Solti) и Эрно Кираи (Ernõ Király). Их коллектив возглавил молодой пианист, впоследствии ставший известным композитором – Альфред Маркус (Alfred Márkus/Fred Markush).

Джаз стал распространяться благодаря гастролирующим иностранным акробатам, танцорам и их сопровождающим (в первую очередь – цыганского происхождения). Первые популярные песни, звучавшие в развлекательных заведениях, перенимали особенности рэгтайма. Появилось целое поколение представителей рэгтайма: пианист Шандор Рошняй (Sándor Rozsnyai), ставший впоследствии владельцем известного ночного клуба в Аризоне, Альфред Маркус и Аладар Секеи (Aladár Székely), который переехал в Америку и выпустил несколько настоящих, знаковых композиций в стиле рэгтайм с американским издателем Лео Фейстом.

Leo FeistСтали происходить перетасовки в цыганских коллективах: программа и состав инструментов в в них резко изменились. Также эти перемены коснулись и оркестров, игравших лёгкую музыку в развлекательных заведениях; ансамбли стали использовать такие инструменты, как саксофон и банджо, а также такие непривычные внешние элементы, как, к примеру, громоздкие барабаны; впоследствии эти элементы стали неотъемлемой частью венгерского джаза. Именитые зарубежные группы одна за другой приезжали в Венгрию, посещая при этом не только Будапешт: Билли Арнольд, Эдгар Аделер, Пауль фон Болли, Savoy Hotel Orchestra.

В то время венгерский джазовый состав The Jolly Boys уже несколько лет гастролировал по Западной Европе, и их записи транслировали крупнейшие радиостанции. Композиция, записанная в Копенгагене в 1929 году, заслуживает особого внимания, ведь аранжировка и игра на саксофоне (стоит учесть дату записи!) звучат удивительно по-современному. Основой коллектива стали два джазовых солиста – пианист Миклош Кальман (Miklós Kálmán) и тенор-саксофонист Филу (Filu). Также в состав музыкальных инструментов The Jolly Boys входил довольно редкий баритон-саксофон, а также барабан, который очень часто заменяли… скрипкой!

Дуэт Mocsányi–Lakos к концу 20-х годов уже записал около сотни композиций. Ласло Мотчани (László Mocsányi) играл на пианино, Тибор Лакатош (Tibor Lakatos) – на банджо и скрипке. Иногда они выступали самостоятельно дуэтом, но чаще всего их выступлениям аккомпанировали известные большие оркестры из Европы. В 1928 году они переехали в Берлин, современную столицу лёгкой музыки, где не только выпускали свои бесчисленные записи, но также приняли участие в одном из первых звуковых кинофильмов.

Hungarian Village circa 1930В 30-е годы множество венгерских компаний звукозаписи уже могли себе позволить выбирать среди большого количества биг-бендов. В то время в Будапеште выступали 10–12 больших ансамблей. Большинство из них использовали в своей музыке джазовые элементы и старались привлекать к выступления импровизирующих джазовых музыкантов.

Важным событием в истории венгерского джаза стало то, что в 30-е годы появилось поколение самоучек, виртуозно игравших на скрипке и на гитаре. Франко-бельгийские традиции игры (Стефан Граппелли и Джанго Рейнхардт) прослеживаются во многих композициях того времени, и не будет преувеличением сказать, что они заслуживали внимания и за рубежом. Среди скрипачей стоит отметить таких исполнителей, как Лекси Рац (Lexi Rácz), Ласло Радич (László Radics), Габор Радич (Gábor Radics), Элемер Киш (Elemér Kiss), Шандор Сабо (Sándor Szabó), Матиаш Чани (Mátyás Csányi). Среди гитаристов выделялись Габор Шаркози (Gábor Sárközi), Шандор Хорват (Sándor ‘Big Rat’ Horváth), Андор Ковач (Andor Kovács), а также их последователи – Элек Бачик (Elek Bacsik), Аттила Золлер (Attila Zoller) и Габор Сабо.


Период запрета

Послевоенные годы, бесспорно, отразились и на музыке. В Венгрии жёсткий коммунистический режим был установлен сразу же после окончания Второй мировой войны. Данная форма правления была явно настроена против джаза, так как считалось, что такая музыка несёт в себе черты западной культуры, такие, как свободолюбие и другие принципы, которые никак вписывались в просоветскую идеологию.

В 1956 году венгры восстали против правившего режима, но советские войска жестоко подавили восстание, убив при этом 20 тысяч человек. В этом же году государственные границы на короткий период оказались открыты; приблизительно 250 тысяч граждан Венгрии, среди которых были вольнодумцы и представители творческих профессий, в этот период покинули родину. Одним из них стал гитарист Габор Сабо, который впоследствии сделал успешную карьеру в США и записал множество классических джазовых альбомов на лейблах Impulse и CTI.

Подобная социополитическая ситуация стала преградой для развития джаза. Венгерские джазмены не могли достигнуть таких же музыкальных высот, как их американские или западноевропейские коллеги. К примеру, в 1956 году Сонни Роллинз записал "Saxophone Colossus", Майлз Дэвис – "Round About Midnight", а Хорэс Сильвер – "Six Pieces of Silver", три знаковых для развития джаза альбома. В то же время музыканты в Париже и Стокгольме записывали прекрасные джазовые композиции, которые могли бы легко составить конкуренцию записям американских законодателей жанра.


Расцвет и становление джаза

В начале 60-х годов политический климат в стране стал более благоприятным для местного джаза. Понемногу в разных городах Венгрии начали возникать джазовые клубы и фестивали, стали появляться заметки о джазе в журналах и газетах. Государственный лейбл Qualiton (впоследствии – Hungaroton) начал выпускать антологию современной венгерской джазовой музыки.

Впрочем, и в шестидесятые венгерское правительство продолжало пристально следить за творчеством представителей джазовой сцены. Для этого привлекались тайные агенты, которые отслеживали деятельность определённых музыкантов, отмеченных ярлыком "неблагонадёжный". Может показаться, что организация джазовых фестивалей государственными чиновниками стала ещё одним шагом вперёд, но она была, скорее, хитроумным способом контроля: если члены правительства организовывали фестиваль, то именно они решали, кто из музыкантов будет выступать, а кого допускать не стоит.

И всё-таки эти фестивали, клубы, записи позволили засветиться хоть некоторым звёздам на небосклоне венгерской джазовой музыки: в первую очередь это Янош Гонда (János Gonda), Аладар Пеге (Aladár Pege), Рудольф Томшич (Rudolf Tomsits), Чаба Дешео (Csaba Deseo). За десять лет эти музыканты создали содержательный, авангардный джазовый саунд с отличительными национальными особенностями. В своих композициях и импровизациях они не опирались на наработки американских коллег, предпочитая исследовать историю музыки своей родины и используя элементы классической и народной музыки (так же, как это делали и чехословацкие музыканты).

К сожалению, не так много джазовых композиций записывалось в Венгрии в то время. Государственный лейбл Qualiton/Hungaroton акцентировался больше на издании классической, народной и поп-музыки, однако благодаря серии "Modern Jazz Anthology" у слушателей и ценителей появилась возможность узнать о лучших джазовых оркестрах того времени. Десятитомная "Антология современного джаза" стала последним свидетельством развития современного джаза в Венгрии.

Обязательно к прослушиванию:
"Hungarian Jazz History"
(отличная компиляция-антология джазовой музыки Венгрии)
"Fusion Gems From Hungarian Vaults"
Bergendy "Jazz" (1977)
"Jazz from Hungary (June 2012 List)"


Автор статьи: Владимир Андрюха

За перевод материалов автор выражает особую благодарность Александре Капустинской.


Также по теме:
Польский джаз
Советский джаз (часть 1)
Советский джаз (часть 2)
Немецкий джаз (часть 1)
Немецкий джаз (часть 2)
Норвежский джаз (часть 1)
Норвежский джаз (часть 2)
Норвежский джаз (часть 3)


К остальным статьям
http://studiohelloworld.ru/Фотографы

Разработка сайта: WebZenith
Design by Kate



Наши партнёры  
Свердловская филармонияEverJazz