Black Music Promo  
Блэк Мьюзик Промо
LifeFacesCulturePaparazziReleasesSupportFriend linksAbout
 
Сегодня 04 марта
четверг

Джаз вокруг света #6: чешский джаз (часть 1)

    
 

Отношение к джазу в Чехословакии научило музыкантов и слушателей полагаться только на собственные силы и организаторские способности – впрочем, как и в ряде других стран, о которых мы рассказывали ранее. Основным барьером, с которым столкнулась джазовая волна, прокатившаяся по освобождённой Европе после Второй мировой волны, был всё тот же "железный занавес". Пришло время для нас окунуться и в непростую историю становления джаза в Чехословакии.


Первые шаги джаза на пути гнетущей идеологии

The Melody BoysНа развитие джаза повлиял Декрет, принятый президентом Эдвардом Бенешем в 1946 году, о национализации компаний звукозаписи. Такой шаг был продиктован тоталитарным устройством государства, где с помощью цензуры и политических манипуляций можно было легко контролировать культурную и общественную деятельность.

Сейчас ярые поклонники джаза оптимистично заявляют, что в конце 50-х годов качество чехословацкого джаза приблизилось к американской модели. Но давайте вспомним, что в конце 1940-х бибоп, который стоит считать одной из стадий развития джаза, уже проделал долгий путь по США: Норман Гранц давал концерты по всей Америке, а Майлз Дэвис записал первые треки, которые впоследствии вошли в альбом "Birth of the Cool". К концу 50-х годов современный джаз уже достиг следующего этапа развития – фри-джаза. Очевидно, что чехословацкий джаз располагался на совсем другой ступеньке; музыканты тогда лишь начинали познавать современный джаз. Множество посредственных солистов выросли до прекрасных музыкантов, но из-за недоступности зарубежной музыки им не удавалось познать новые веяния джазовой музыки и аккумулировать необходимый опыт.

По результатам опроса общественного мнения о популярности музыкальных жанров, который был проведён в 1947 году, только 16% назвали джаз (и обычно участники опроса подразумевали, что джаз – это танцевальная музыка в стиле свинг). В свою очередь, среди джазовых исполнителей респонденты чаще всего называли таких исполнителей, как оркестры Гленна Миллера и Стэна Кентона, поскольку они были ближе европейскому восприятию.

Рудольф Дворский и The Melody BoysВо время "нейлоновой эры" (именно этот термин использовал писатель Йозеф Шкворецкий для обозначения чешского джаза в период с конца войны до начала 50-х) особого развития не происходило. К примеру, группа Rytmus существовала ещё во время войны, но только в 1946–1948 годы превратилась в авангардную группу, играющую джаз в своей стране. Подающий надежды коллектив был взят в "ежовые рукавицы" коммунистов, и ни о каком развитии не могло быть и речи. Также коммунистический режим негативно повлиял на судьбу талантливого свингового певца и композитора Рудольфа Дворского. Его издательский дом национализировали, а всё имущество конфисковали. За этим последовали политические преследования, а в 1953 году Дворского арестовали за государственную измену и попытку сбежать из страны. Так яркий представитель чешского свинга превратился в нищего, забытого музыканта. Множество артистов были вынуждены покинуть родную страну, не имея даже надежды на возвращение, и очень часто переезд означал конец джазовой карьеры. Само собой, что в таких условиях джаз не мог развиваться стабильно и плавно.

После освобождения страны от фашистских захватчиков оркестр тенор-саксофониста Карела Влаха играл танцевальную музыку в пражских кафе, записывал треки для трансляции на радио и даже смог самостоятельно решить финансовые проблемы путём участия в театральных постановках. В 1953–1954 годы этот оркестр играл в Пражском театре сатиры, а затем "крохотными шажками" стал двигаться по направлению к студиям звукозаписи (при этом доминировали свинговые записи). Три музыканта, которые входили в состав коллектива, впоследствии стали известными руководителями биг-бэндов: это саксофонист/кларнетист Карел Краутгартнер, трубач Властимил Хала и саксофонист Камил Лохман.

Ярослав ЕжекТакже среди композиторов XX столетия, очарованных джазом, стоит отметить и Ярослава Ежека. При выборе репертуара для своего оркестра он опирался на творчество оркестров под руководством американца Пола Уайтмена или англичанина Джека Хилтона, а затем и на творчество таких музыкантов, как Дюк Эллингтон или Бенни Гудмен. В то же время Ежек писал собственные композиции, в которых отображались чешские музыкальные традиции. Его музыка звучала в Освобождённом театре, а покровители джаза поддерживали его начинания. В репертуаре каждого оркестра слышались нотки творений Ежека. Даже сейчас исполнители джаза и аранжировщики постоянно убедительно доказывают, что его музыка вечна.

Оркестр Густава БромаНачиная с годов немецкой оккупации в городе Брно выступал оркестр под руководством певца, кларнетиста и скрипача Густава Брома. Он поспособствовал развитию танцевальной свинговой музыки, а также принял участие в зарождении концепций современного джаза. Особенно стоит отметить таких молодых музыкантов, как контрабасист Людек Гулан, барабанщик Иван Доминак и трубач Яромир Гниличка. В конце 50-х в состав оркестра вошли такие выдающиеся музыканты и композиторы, как пианист Олдрич Блага, саксофонист Йозеф Аудес и гитарист Антонин Жулина. Таким образом, оркестры Густава Брома и Карела Влаха доказали, что коллективы, качественно исполняющие джазовую музыку, станут основой её развития в будущем.

Оркестр Карела ВлахаПоявление австралийца Грима Белла со своим джаз-бэндом в 1947 году на международном конгрессе молодежи в Праге стало сенсацией. Волна энтузиазма в Чехословакии захватила исконные джазовые стили, которые продолжали вдохновлять любительскую джазовую сцену уже несколько десятилетий.

Стоит отметить особенность музыкального движения диксиленда, а именно молодых музыкантов, которые впоследствии стали первопроходцами чешского рок-н-ролла и тем самым невольно подтвердили связь между новыми формами популярной музыки и джазом. Для молодой чешской республики в конце 50-х годов возрождение традиционных джазовых форм и современного свинга, появление современного джаза и рок-н-ролла ознаменовали создание новой музыки, которая была полной противоположностью популярной музыки идеологической направленности. Коммунистическая идеология предпочитала оптимистичные песни о светлом будущем и создании нового общества.

Кульминацией возрождения джаза в Чехословакии в 50-х стало создание новой группы под руководством кларнетиста и композитора Павела Сметачека. В 1959 году джаз-бэнд Сметачека стал называться Traditional Jazz Study Group. Впоследствии, когда музыканты стали получать приглашения на диксиленд-фестивали по всей Европе, они сменили название на Traditional Jazz Studio. Музыканты ориентировались на ранний период новоорлеанского джаза, но, в то же время, писали и собственные композиции с использованием более современных элементов.

А вот как относились к джазу того времени представители царившего режима: "Присмотритесь внимательнее к трубачу, играющему джаз: сам по себе он неплохой человек, и даже не враг по социальному происхождению, но его увлечение джазом делает из него классового врага… и когда он это осознает, будет уже поздно!"


Автор статьи: Владимир Андрюха

За перевод материалов автор выражает особую благодарность Александре Капустинской.

Продолжение следует.


Также по теме:
Венгерский джаз
Польский джаз
Советский джаз (часть 1)
Советский джаз (часть 2)
Немецкий джаз (часть 1)
Немецкий джаз (часть 2)
Норвежский джаз (часть 1)
Норвежский джаз (часть 2)
Норвежский джаз (часть 3)


К остальным статьям
http://studiohelloworld.ru/Фотографы

Разработка сайта: WebZenith
Design by Kate



Наши партнёры  
Свердловская филармонияEverJazz