Black Music Promo  
Блэк Мьюзик Промо
LifeFacesCulturePaparazziReleasesSupportFriend linksAbout
 
Сегодня 10 июля
пятница

Джаз вокруг света #7: итальянский джаз (часть 1)

    
 

Несмотря на то, что своим рождением джаз по праву обязан афроамериканцам и креолам, италоамериканцы также оказывали существенное влияние на эту музыку на протяжении всей её истории. По меткому замечанию исследователя джаза Йоахима  Эрнста-Берендта, "Ни одна из европейских стран не стала родиной такого количества значительных джазовых музыкантов, как Италия".
 

Sharkey BonanoВопреки бытующему мнению, итальянцы стали массово прибывать в США еще до 1890-1920 гг., когда страну захлестнула волна переселенцев. Первопроходцами, которые сыграли ключевую роль в открытии Нового Света, стали такие итальянцы, как Джованни Кабото, более известный как Джон Кабот (мореплаватель и купец на английской службе), Энрико Тонти (мореплаватель на французской службе) и Джованни да Верраццано (именем которого назван мост, расположенный в Бэттери-Парке на юге острова Манхэттен).
 
В документах колониальной Америки с лёгкостью можно отыскать имена итальянских ремесленников, строителей, религиозных деятелей и владельцев лавок. Говоря о музыке, стоит отметить тот факт, что президент США Томас Джефферсон вывел на профессиональный уровень первый официальный оркестр Военно-морских сил США в 1805 году, приняв в его состав сицилийских музыкантов под руководством Гаэтано Карузи (следует отметить, что последующие три дирижера оркестра американских ВМС тоже были итальянцами). 
 
 
Итальянская диаспора в Америке
 
Десятилетия спустя, когда в 50-х годах ХІХ столетия открылся Французский оперный театр в Новом Орлеане, выбор снова пал на итальянских музыкантов. Местным предпринимателям долго искать не пришлось, так как в Новом Орлеане в то время активно разрасталась диаспора выходцев с Апеннинского полуострова. Живя и работая бок о бок с другой притесняемой нацией, афроамериканцами, итальянцы распространяли музыку, имевшую свои отличительные черты, которые выражались в сочетании народных и классических мотивов. Дети этих первых иммигрантов, многие из которых работали музыкантами во Французском оперном театре, впоследствии сыграли немаловажную роль в популяризации джаза: Ник ЛаРокка, Леон Рапполо, Арнольд Лойаконо, Джо "Шарки" Бонано и, конечно же, талантливый музыкант и исполнитель Луи Прима.
 
Joe VenutiПостепенно, по мере того, как итальянцы ассимилировались в Америке, они раскрывали свои таланты и вносили свою уникальную изюминку в набиравший популярность джаз. Одним из таких музыкантов был Джузеппе "Джо" Венути. Прозванный "безумным скрипачом из Филадельфии" за скандальные розыгрыши, Венути сумел сделать так, чтобы скрипка заняла своё место среди других инструментов джазового ансамбля. Объединив усилия с другом детства, Эдди Лангом (настоящее имя – Сальваторе Массаро), он сделал несколько инновационных записей, благодаря которым музыканты впоследствии попали в состав известного джазового оркестра Бинга Кросби.
 
Ленни Пэйтон (настоящее имя Сальваторе д’Анжело) был аранжировщиком многих музыкальных композиций легендарного Дюка Эллингтона в 40-х годах. Другой итальянец, живший в Америке, Вильям Руссо со своим ансамблем Chicago Jazz Ensemble продолжал поддерживать традицию, оживляя классические работы Эллингтона, Джелли Ролл Мортона и Чарли Паркера.
 
Адриан Роллини в четыре года сыграл концерт Шопена в нью-йоркском отеле "Уолдорф", позже увлекся вибрафоном, а затем освоил бас-саксофон. Джо Марсала и его брат Марти активно привлекали к участию чернокожих музыкантов, тем самым нанося сокрушительный удар по расовым предрассудкам. Многие италоамериканские музыканты начинали карьеру в эпоху биг-бэндов, а затем превращались в сольных музыкантов, профессионально играющих на определённом инструменте: кларнете (Бадди ДеФранко), фортепиано (Майкл "Додо" Мармароса), саксофоне (Флип Филлипс, настоящее имя – Джозеф Эдвард Филиппелли), барабанах (Луи Беллсон, настоящее имя – Луиджи Балассони).

 
Первые отголоски джаза в Италии
 
Nick LaRocca with OJBDПервые настоящие джазовые оркестры в Италии стали появляться в 30-х годах ХХ века благодаря таким музыкантам, как Артуро Агацци и Syncopated Orchestra, и сразу же завоёвывали успех. Несмотря на антиамериканскую политику, проводимую фашистами в области культуры, джаз не терял своей популярности (даже Романо Муссолини, сын великого Дуче, сначала был обычным поклонником джаза, а затем и вовсе превратился в известного джазового пианиста).
 
Практически неизвестно, какие джазовые композиции были записаны в Италии с 1912 по 1950 годы. Все записи того времени были сделаны в формате 78 об./мин.; на сегодняшний день они являются очень редкими, так как их оригинальные матрицы были уничтожены во время разрушительных бомбардировок Второй мировой войны (большинство звукозаписывающих компаний находилось в Милане и Турине, которые сильно пострадали от воздушных атак) или из-за недальновидности руководства компаний, которые не смогли их сохранить. Уже намного позднее, благодаря стараниям коллекционеров были переизданы лучшие итальянские джазовые записи 1912-1950 годов.
 
По окончании Второй мировой войны на смену энтузиазму и восторгу от победы в итальянское общество пришла серьёзная обеспокоенность, обусловленная холодной войной. Подобная тенденция коснулась многих сфер искусства, и музыка не была исключением: джаз принимал всё более экспериментальный и индивидуалистический характер.

 
Становление джаза в Италии
 
Natalino OttoВсе джазовые стили послевоенного времени, от бибопа до фри-джаза и фьюжна, в той или иной степени были представлены и в Италии. Среди талантливых джазовых исполнителей того периода стоит отметить таких музыкантов, как Горни Крамер, Джорджо Газлини, Лелио Луттацци и Франко Черри, певцов Наталино Отто и Джулу де Пальма, композитора Бруно Мартино.
 
Универсальный характер джазовой музыки стал одной из основополагающих причин появления значительного количества джаз-клубов по всей стране. На радио и телевизионных студиях стали появляться местные джаз-бэнды, состоявшие из итальянских музыкантов, которые играли джаз "отечественного производства", основанный на европейских песенных формах, классических композициях и народных мотивах (к примеру, в творчестве Энцо Рао и его группы Shamal прослеживается влияние сицилийской и арабской музыки на американский джаз).

 
Автор статьи: Владимир Андрюха
Особая благодарность Александре Капустинской за помощь в подготовке материала.
 
Продолжение следует.

 
Также по теме:

К остальным статьям
http://studiohelloworld.ru/Фотографы

Разработка сайта: WebZenith
Design by Kate



Наши партнёры  
Свердловская филармонияEverJazz