Black Music Promo  
Блэк Мьюзик Промо
LifeFacesCulturePaparazziReleasesSupportFriend linksAbout
 
Сегодня 06 марта
суббота

Блог в блоге: искусство быть Джеймсом Брауном

    
 

Внимание! Если вы ещё не смотрели фильм "Джеймс Браун: Путь наверх" (Get on Up. The James Brown Story) и боитесь встретить в этом тексте спойлеры, лучше отложите чтение на потом. Со своей стороны я постараюсь не сильно вдаваться в перипетии сюжета на тот случай, если вы всё же решитесь ознакомиться со статьёй. В конце концов, зачем-то же вы открыли эту страницу?..
 

Get on Up posterСоздание байопиков вроде "Рэя" или вот "Пути наверх" – дело заведомо проигрышное. Уж слишком хорошо осведомлены поклонники артиста об истории его жизни и творчества, слишком высоки (если не сказать – завышены) их требования к режиссёру и артистам, слишком велик шанс поскользнуться на мелочах. Неудивительно поэтому, что студии и продюсеры сто раз подумают, прежде чем ввязываться в очередную биографическую историю. Тем не менее, в какой-то момент социокультурный запрос перевешивает, и киноиздания по всему миру начинают трубить о съёмках нового байопика.
 
Так в 2013 году стало известно о запуске первой художественной экранизации жизни Джеймса Брауна "Путь наверх", работа над которой в действительности стартовала 13 годами ранее. Дважды поменяв название и единожды – режиссёра (Спайк Ли покинул капитанский мостик в 2012 году), фильм наконец начал материализовываться под руководством англосакса Тейта Тейлора, который незадолго до этого уловил "линию партии" с драмой "Прислуга", за что и получил четыре номинации на "Оскар". "Расстрельная" роль досталась Чедвику Боузману – успешному сериальному актёру, и в его отношении было понятно сразу: самый тяжёлый груз ответственности будет висеть именно на нём.
 
Несмотря на то, что биография Величайшего Трудяги Шоу-Бизнеса сама собой просится на экран, уложить её в прокрустово ложе полного метра куда сложнее, чем, скажем, растянуть 100-страничную сказку до трёхсерийного эпика, как это сделал Питер Джексон. Собственно, хронометраж и является главным источником моего спорного впечатления от фильма "Путь наверх". Для сравнения могу привести ленту "Малькольм Икс" того самого Спайка Ли – 3 часов 22 минут ему как раз хватило, чтобы не только рассказать о жизненном пути знаменитого активиста, но и достаточно точно передать штрихи его психологического портрета.
 
В отличие от "Икса", киноистория жизни Брауна рассказывается не красочными мазками, а неким пунктиром. Вот тут-то и проявляется прокрустово ложе: за два с лишним часа режиссёр успевает выписать масштаб личности артиста, показать главные вехи его пути наверх (и вниз), но работает это только для новичков. Люди, называющие Брауна не иначе как Папой Джеймсом, скорее, удивятся: и это всё, что вы хотели рассказать о Мистере Динамите? А как же это, а где же то и почему в кадре показаны только две жены из четырёх и куда исчезла связь любимца "Чёрных пантер" с белыми политиками-расистами и что это за карикатурный образ Литтл Ричарда? И это не говоря о том, что в фильме начисто отсутствуют такие периоды творчества Брауна, как спорные диско-восьмидесятые и короткий ренессанс двухтысячных, ставший лебединой песней артиста.
 
Как бы то ни было, сильные стороны фильма перевешивают: это и аккуратный музыкальный продакшн сэра Мика Джаггера, и старательная, пусть и не гениальная работа Боузмана по воплощению в своего героя (во всяком случае, его пластика и экспрессия выше всех похвал), и внимание к важным деталям. В конце концов, перевести многогранность Брауна в кинопроекцию действительно сложно, и нельзя судить режиссёра за то, что он захотел расставить акценты по-своему.
 
Главное, за что нужно сказать спасибо команде Тейлора – это, конечно, за привлечение внимания к персоне артиста. Именно в этом, по сути, и заключается основная задача любого кинопортрета, и не верьте тем, кто скажет вам обратное. Если нынешние тинейджеры начнут узнавать на слух музыку Брауна в сэмплах других артистов, если вырастут продажи и число скачиваний его музыки, если он сохранит статус иконы для нового поколения музыкантов – значит, свою задачу фильм выполнил.
 
И всё же, лучшее – враг хорошего. После безумно талантливого "Рэя", сумевшего раз и навсегда закрыть тему кинобиографии Чарльза, "Путь наверх" воспринимается как очень добротная попытка показать не только жизнь Брауна глазами поклонников, но и мир глазами Брауна, однако тема жизнеописания единственного и неповторимого Джеймса, как мне кажется, ещё не закрыта. Надеюсь, чересчур долго нам ждать не придётся.
 
P.S. Я не знаю, какое решение российские прокатчики в итоге примут по премьере фильма в кинотеатрах и на DVD, но уже сейчас можно познакомиться с его русской озвучкой – как минимум в виде трейлера (кто умеет пользоваться трекерами – вы и без меня знаете, что делать):
 

Автор статьи: Александр Ашбель

К остальным статьям
http://studiohelloworld.ru/Фотографы

Разработка сайта: WebZenith
Design by Kate



Наши партнёры  
Свердловская филармонияEverJazz