Black Music Promo  
Блэк Мьюзик Промо
LifeFacesCulturePaparazziReleasesSupportFriend linksAbout
 
Сегодня 10 июля
пятница

Что стоит за названиями стилей чёрной музыки?

    
 

Мутация смыслов – неизбежное побочное явление информационного века. Одно и то же слово спустя несколько лет может приобретать абсолютно новые значения и даже превращаться в свою противоположность, и примеров тому масса. Тем важнее время от времени вспоминать, откуда что берётся и что стоит в действительности за тем или иным названием.
Всё вышесказанное в полной мере относится к музыкальным стилям, в том числе – стилям чёрной музыки. Что же такое на самом деле блюз, фанк и диско? Попробуем разобраться в этой небольшой статье.
 

БЛЮЗ
 
Первое, что нужно знать о термине "блюз": это слово употребляется во множественном числе (blues), а потому его наиболее близкими русскими аналогами будут "горести" или "печали". Тем не менее, обычно в качестве первоисточника исследователи указывают выражение "blue devils", а оно, в свою очередь отсылает к депрессивным состояниям и в первую очередь – к так называемой "белой горячке" (delirium tremens). Ничего хорошего такие симптомы не подразумевают, поэтому важно помнить: блюз – это действительно случай, когда человеку плохо. Не уверен, правда, что при этом блюзмен – обязательно хороший человек. Говнюков там тоже хватает.

 
ДЖАЗ
 
Джаз – один из самых изученных жанров чёрной музыки, и это в полной мере относится и к этимологии его названия. Впрочем, это не помогло избежать путаницы: существует как минимум десяток теорий различной степени достоверности, да и само слово какое-то время встречалось в различных вариантах написания: jas, jass, jaz, jazz. Путаница длилась примерно пять лет, с 1913 по 1918 годы. Началось с того, что некогда экспрессивное словечко из сленга (отдалённый аналог – русское "ох**нный") вошло в разговорный английский в значении "бодрость, живость". Через пару лет его начали использовать применительно к музыке, чтобы описать экспрессивность исполнения. Постепенно ярлык jazz (jass) приклеился к горячему новоорлеанскому стилю. Ох**нный стиль, не поспоришь.

 
РИТМ-Н-БЛЮЗ
 
Ритм-н-блюз время от времени пытаются представить в виде конкретного стиля, но стоит обратиться к происхождению термина, чтобы понять – это всего-навсего маркетинговый "зонтик" для обозначения музыки, исполняемой афроамериканцами. Он пришёл на смену понятию race music ("расовая музыка"), которое со временем было признано оскорбительным. В противоположность, ритм-н-блюз имел более нейтральный смысл, поскольку давал примерное описание звучания. В 40-е годы под этот "зонтик" попала чёрная поп-музыка, одинаково ритмичная и лиричная – отсюда и название. Позже под него попали соул, фанк, электрический блюз и т. д., и т. п. Есть лишь один случай, когда R&B превратился в стиль – произошло это в восьмидесятые, когда зародился тот самый пресловутый "айронби".

 
СОУЛ
 
Соул – стиль с, возможно, самыми размытыми границами во всей чёрной музыке. Обыватель, не знающий нюансов, вообще склонен причислять к соулу "всё, что медленно" у афроамериканцев. На самом деле, прояснять тут надо не очевидное "душевное" название стиля, а происхождение самой музыки. Её главным источником является религиозная культура госпел, из которой был вычеркнут практически весь сакральный контекст. Соул-певцы, зачастую имевшие опыт исполнения госпелов, пели вполне мирские тексты, чаще всего любовную лирику, за что нередко подвергались критике со стороны прихожан. Постепенно из "музыки дьявола" соул превратился во вполне коммерческую историю и даже на какое-то время стал синонимом ритм-н-блюза, то есть лицом всей чёрной музыки.

 
ФАНК
 
Никто не скажет вам со стопроцентной точностью, где и как появился фанк; то же самое относится и к его названию. Задолго до того, как мистер Браун начал популяризовать эту музыку, за словом funk закрепился целый букет негативных смыслов – от страха и дурного запаха (те, кто говорил о запахе во время занятия сексом, даже придумали формулу: fuck + stink = funk) до депрессии и отчаяния. Музыкальным термином оно стало в 50-е годы с подачи джазменов Бадди Болдена и Хораса Сильвера (хотя периодически встречалось в этой среде ещё пятью десятилетиями ранее) и было скорее оценочным термином: play it funky – "играй круто!" Чтобы понять, как "стрёмное" превратилось в "крутое", вспомните рэп-жаргон, например, bad или shit.
Кстати, не всех поначалу устраивала такая терминология: так, барабанщик Брауна Клайд Стабблфилд предпочитал называть фанковый рисунок ударных "новоорлеанским битом", что явно было куда конкретнее, чем "сыграй мне крутой бит!"

 
ДИСКО
 
С простым и понятным названием этого стиля связана путаница, которой поддаются даже искушённые слушатели. Дело в том, что в первую очередь диско – это не музыка, а сами танцевальные клубы, то есть дискотеки. Американцы, имеющие привычку сокращать всё и вся, просто отбросили вторую часть длинного слова discotheque и стали говорить проще: let’s go to the disco, то есть "пошли в клуб". То, что поначалу звучало в этих клубах, и было музыкой диско, а звучала там настоящая гремучая смесь из филли-соула, фанка, ритмичного рока, латины и эстрады. Постепенно формат эволюционировал, и стараниями диджеев на передний план вышла быстрая музыка с прямой "бочкой" и ещё целым рядом отличительных свойств. И всё-таки нельзя забывать, что смешанный формат ранних диско-вечеринок – это тоже диско.

 
ХИП-ХОП и РЭП
 
Несмотря на то, что днём рождения хип-хопа является 11 августа 1973 года, лишь спустя пять лет эта культура получила своё название. Известен и автор термина – это участник Grandmaster Flash and the Furious Five Кит "Ковбой" Уиггинс. Рэпер изображал маршировку, чтобы подшутить над другом, который отправился служить в армию. Затем он начал использовать речовку "hip-hop-hip-hop" на концертах; постепенно она вошла в обиход и закрепилась за самим стилем.
Куда более длительная история у термина "рэп". Сам глагол to rap попал в словари английского языка ещё в XVI веке, и до середины прошлого столетия его значение оставалось практически неизменным – "говорить резко, энергично, с убеждением". Первые случаи употребления этого слова в музыкальной среде относятся к концу 60-х – началу 70-х. Наиболее известные примеры – альбомы Джека Макдаффа "Moon Rappin'" (1969) и Айзека Хейса "Black Moses" (1971). Примерно тогда же термин вошёл в обиход Джеймса Брауна, который частенько называл им свой фирменный речитатив. В общем, когда Кул Херк начал применять свои ямайские навыки тостинга на первых хип-хоп вечеринках, оставалось только вспомнить старое доброе словечко.

 
Автор статьи: Александр Ашбель

К остальным статьям
http://studiohelloworld.ru/Фотографы

Разработка сайта: WebZenith
Design by Kate



Наши партнёры  
Свердловская филармонияEverJazz