Black Music Promo  
Блэк Мьюзик Промо
LifeFacesCulturePaparazziReleasesSupportFriend linksAbout
 
Сегодня 10 июля
пятница

Что стоит за названиями стилей чёрной музыки? (часть 2)

    
 

Неделю назад мы попробовали разобраться, откуда взялись и что означают названия некоторых базовых направлений чёрной музыки, от блюза до хип-хопа. В продолжение той статьи хотелось бы обратиться не только к "большим" стилям, но и к другим, пусть менее популярным, но не менее интересным – таким, как нью-джек свинг и бум-бэп.
 

СВИНГ
 
В каком-то смысле свинг уникален, ведь в его названии заложена его едва ли не главная особенность, которая известна даже тем, кто джаз не слушает в принципе. Само по себе явление свинга – это ритмическое раскачивание, колебание между сильной и слабой долями. С подачи критиков и промоутеров в начале 30-х годов это слово стали применять к новому джазу, который пришёл на смену классическому звучанию. Впрочем, представитель старой школы, великий Луи Армстронг утверждал, что это просто очередной ярлык, который навесили поверх прежних, чтобы заново продать рэгтайм, блюз и джаз. 
Кроме того, здесь как никогда актуален наш излюбленный сексуальный контекст: да, ещё задолго до моды на свингерство слово swinge (затем просто swing) было одним из самых популярных жаргонизмов, обозначающих совокупление. Swing it, baby!

 
БИБОП и КУЛ-ДЖАЗ
 
В случае с бибопом работает старая истина: "Прав тот, кто громче кричит". Трубач Диззи Гиллеспи неоднократно заявлял свои права на "изобретение" этого термина – якобы так он изображал мелодию, напевая её своим музыкантам. Несмотря на то, что большинство версий сходятся на том, что bebop – это звукоподражание (в ходу также был вариант rebop), реальное авторство установить сейчас уже не так-то просто. Помимо Диза, первенство также приписывают таким известным личностям, как барабанщик Уильям Маккини, гитарист Чарли Крисчен и тромбонист Джек Тигарден. 
Что касается кул-джаза, тут всё предельно просто. Это достаточно общий термин, который означает более сдержанную (буквально – "прохладную, спокойную") манеру игры по сравнению с горячими стилями – свингом и бибопом. Всё, что нужно знать – это то, что это не "крутой" джаз. Хотя, он крут, конечно, спору нет.

 
СЕВЕРНЫЙ СОУЛ
 
Это один из лучших примеров локализации чужеродного стиля. Автором термина northern soul является британский журналист Дейв Годэн – по его словам, в 1968 году он придумал его, чтобы различать современное тогда прифанкованное звучание от более прилизанного соул-звучания, находящегося под влиянием Motown Records. Учитывая, что основной аудиторией этой музыки были жители севера Англии, трудно было придумать более подходящее определение.
Подробнее об истории северного соула можно прочитать в прекрасной обзорной статье Ростислава Якушевича.

 
ФЬЮЖН
 
В западной музыкальной журналистике используется целый ряд терминов, которые относятся не к конкретным стилям, а к их характеристикам. Это, например, crossover ("пересечение") и hardcore ("махровый"); сюда же относится и fusion, то есть "сплав". Из-за этого уже многие десятилетия наблюдается путаница в головах слушателей и критиков: сплавы-то бывают самые разные, а вот детище Майлза Дэвиса, Херби Хэнкока иже с ними лучше называть конкретнее: джаз-фьюжн.

 
БУГИ
 
Сам глагол to boogie имеет долгую и достаточно запутанную биографию: впервые он было зафиксирован в словаре без малого сто лет назад. Как и сейчас, тогда он означал примерно одно и то же: отплясывать под энергичную, ритмичную музыку. Сначала это был блюз, потом разновидность рок-н-ролла (boogie-woogie), рокабилли и, наконец, пост-диско. Именно буги 80-х годов сейчас на слуху у многих поклонников чёрной музыки, но стоить помнить, что прежние "буги" имеют на это понятие ровно те же самые права.

 
БУМ-БЭП
 
Этимология этого названия очевидна: как и в случае с хип-хопом, речь идёт о звукоподражании, где "бум" – это увесистый удар бочки в сильную долю, а "бэп" – хлёсткий ответ малого барабана в слабую. Интересно другое: сам музыкальный канон бум-бэпа сформировался в "золотую эпоху" хип-хопа – во второй половине 80-х, но только в 1993 году к нему приклеился ярлык. Произошло этого после выхода дебютного диска рэпера KRS-One с красноречивым названием "Return of the Boom Bap".

 
ГОУ-ГОУ
 
Вашингтонская разновидность фанка под названием гоу-гоу с момента своего рождения была ориентирована на танцы. Неудивительно поэтому, что и своим названием она обязана именно танцевальной культуре. В 60-е годы именно так – go-go – назывались небольшие клубы для афроамериканцев. Их популярности способствовала песня группы The Miracles "Going to a Go-Go" (1965), ставшая большим хитом. Позже эта фраза перекочевала в столицу, где и превратилась в название нового стиля.

 
НЬЮ-ДЖЕК СВИНГ
 
Редко какое продюсерское детище получает столь удачное название, как нью-джек свинг. Создателем этой музыки считается нью-йоркский продюсер Редди Райли, пожелавший совместить хип-хоп, урбан-соул и поп-музыку, чтобы вывести чёрный саунд на верхушки хит-парадов. Очень быстро к новому хайпу приклеился ярлык. Благодарить за него нужно журналиста Village Voice Барри Майкла Купера. Выражение new jack было позаимствовано им у рэперов – так в хип-хоп среде называли нагловатых и напористых артистов-новичков. Swing отсылал к эре свинга и атмосфере, которая царила тогда в бутлегерских заведениях; журналист сравнил её с наркотическими вечеринками начала 90-х.

 
ХАУС
 
Название одного из ключевых направлений танцевальной музыки имеет вполне понятное, задокументированное происхождение: большинство источников указывают на чикагский клуб The Warehouse, то есть "Склад". Выпущенный в 1985 году сингл Chip E. "It’s House" окончательно закрепил этот термин за новым преемником диско-культуры. И всё-таки существует другая точка зрения: ветеран диджеинга Ларри Хёрд считает, что своё название эта музыка получила из-за того, что хаус-продюсеры создавали новые треки в основном дома (in the house), сидя за своими драм-машинами и другими электронными приборами, а не на студии.

 
ЭЙСИД-ДЖАЗ
 
Эйсид-джаз – это почти как "Птичье молоко": в нём нет ни кислотности, ни (толком) джаза – одно название. И всё же, несмотря на то, что многие участники этого движения открещивались от своей сопричастности, оно оказалось на удивление живучим – и даже чересчур. Автором термина acid jazz принято считать британского диджея и промоутера Джайлза Питерсона – по одной из версий, он придумал кислотный джаз в пику сверхмодному в конце 80-х эйсид-хаусу. Что же, шутка удалась, но тем не менее: эта музыка гораздо ближе к фанк- и соул-культуре, чем к джазу (который в ней, конечно, присутствует, но чаще в виде сэмплов).

 
 
Автор статьи: Александр Ашбель

К остальным статьям
http://studiohelloworld.ru/Фотографы

Разработка сайта: WebZenith
Design by Kate



Наши партнёры  
Свердловская филармонияEverJazz