Black Music Promo  
Блэк Мьюзик Промо
LifeFacesCulturePaparazziReleasesSupportFriend linksAbout
 
Сегодня 04 марта
четверг

Дюк Эллингтон: золотая осень Герцога

    
 

Чуть более чем 40 дней (с середины августа по конец сентября 1962 года) понадобилось Дюку Эллингтону для того, чтобы записать три небольших альбома, которые стали одними из наиболее значимых заявлений в мире джаза.

Во-первых, это "Money Jungle" (совместно с Максом Роучем и Чарльзом Мингусом) – альбом с самой проникновенной музыкой в карьере Эллингтона. Кроме того, миру явился продукт сотрудничества Дюка с Коулменом Хокинсом – тандем двух величайших людей, которые сыграли ключевые роли в становлении джаза. Третьим альбомом стала совместная пластинка Дюка Эллингтона и Джона Колтрейна, которого удалось привлечь к работе на пике его музыкальной карьеры в то время, когда он сводил прошлое и будущее джаза в единую чувственную и в то же время извилистую линию. 
 
Релиз, изданный компанией Impulse! на компакт-диске, объединил записи Хокинса и Колтрейна. Даже если вы пройдете мимо альбома "Money Jungle", то откровения двух других творений не оставят вас равнодушными перед искрящимся потоком мастерства двух признанных гениев, играющих буквально спиной к спине.
 
Duke Ellington Meets Coleman Hawkins (Impulse!, 1962)
 
Работа с Эллингтоном дала возможность Хокинсу (от одной композиции к другой) объединить в одно целое две величайших составляющих своей музыкальной карьеры: творца инновационных идей в таком джазовом направлении, как свинг, и признанного гуру стиля бибоп. Участие Гарри Карни, Джонни Ходжеса и Рэя Нэнса в создании альбома также привнесло в стиль Дюка новые краски. К примеру, композиция "Mood Indigo" была подана в более спокойном, созерцательном ключе, однако она не утратила необходимой доли своего величия. При этом её поздняя версия достаточно мрачна и депрессивна, она более известна, чем любой из предыдущих вариантов, исполненных в более крупном составе. Это, пожалуй, идеальный пример того, с какой деликатностью подходит Хокинс к обработке баллад. "Limbo Jazz" представляет собой свободную импровизацию, выраженную в более доступной игре, и в то же время реализованную не столь хрупко, как это сделал небольшой коллектив создателей "Money Jungle". Надо признать, что это действительно работает, поскольку привносит атмосферу праздника и стирает границы между джазом и ранним ритм-н-блюзом в духе Atlantic Records.
 
Duke Ellington & John Coltrane (Impulse!, 1963)
 
В свою очередь, работа Джона Колтрейна и Дюка Эллингтона позволила найти особый колтрейновский стиль игры – нечто среднее между раздражающе доступным хард-бопом, ярко звучащим в альбомах "Blue Train" (1957) и "Giant Steps" (1960), и конфронтационной тональной акробатикой, представленной в таких более поздних релизах, как "A Love Supreme" (1965) и "Ascension" (1966).
 
Эта запись даёт ощущение полной противоположности собственных идей мастера. Он готовится нанести удар, не сняв при этом маску и извлекая звуки, кажущиеся запутанными и непрозрачными, однако всегда достигающими своей цели. Если слушать мудрую и проникновенную игру Хокинса, Колтрейн может показаться несколько колючим и довольно предсказуемым. В то же время, совместные записи Колтрейна и Эллингтона более откровенны и рискованны. С одной стороны, к записи альбома было привлечено больше людей Колтрейна. К примеру, Элвин Джонс время от времени сидит за барабанами, а Джимми Гаррисон играет на басу.
 
С другой стороны, саксофонист как будто получает больше свободы с песнями Эллингтона. К примеру, колтрейновская версия композиции "In a Sentimental Mood" намеренно лишает вещь сентиментальности, находя новые эмоциональные регистры для привычных стандартов. В его прохладном и более томном исполнении слышится выглядывающий из-за плеча Лестер Янг. Композиция "Take the Coltrane" отчасти "обнуляет" самые известные мелодии оркестра Дюка, взрываясь шквалом блюзовых вещей, искрящихся и пульсирующих. Противостояние двух гигантов, Дюка Эллингтона и Джона Колтрейна акцентирует внимание на самых значимых точках соприкосновения между этими двумя индивидуальностями. Безусловно, музыканты растворяются друг в друге, однако различия присутствуют. Именно благодаря чувствующейся напряжённости и проявляется особая магия этого альбома. 
 
Хотя каждая запись в отдельности и примечательна своими музыкальными инновациями, характерными для того или иного солиста, приходится признать: в конце концов, это всё-таки Вселенная Эллингтона, а мы, будучи его верными слушателями, живём в ней и по сей день.

 
Автор статьи: Владимир Андрюха

К остальным статьям
http://studiohelloworld.ru/Фотографы

Разработка сайта: WebZenith
Design by Kate



Наши партнёры  
Свердловская филармонияEverJazz