Black Music Promo  
Блэк Мьюзик Промо
LifeFacesCulturePaparazziReleasesSupportFriend linksAbout
 
Сегодня 08 июля
среда

Блог в блоге: Bowie. Jazz from Heaven

    
 

Однажды в рамках наших авторских записок на сайте blackmusicpromo.ru появилась статья Владимира Андрюхи "Zappa. Jazz from Hell", посвящённая, как несложно догадаться, присутствию джаза в музыке великого Фрэнка Заппы. Её продолжение было вопросом времени, ведь многие корифеи поп-культуры (взять тех же The Beatles) в разное время испытывали на себе мощное влияние афроамериканской культуры.

Увы, поводом для развития темы стал внезапный уход ещё одного музыкального реформатора, рок-хамелеона Дэвида Боуи. Его взаимоотношения с чёрной музыкой были более чем любопытными и развивались в течение всей карьеры музыканта. Кратко о них – в нашем обзорном материале.



 

Юные годы. Ритм-н-блюз

Первое музыкальное вдохновение юный Дэвид получил, услышав записи Элвиса, Литтл Ричарда и других заокеанских артистов, чьи записи приносил домой отец. Они так впечатлили мальчика, что тот вскоре уже пробовал играть эту невиданную музыку со сверстниками. Вначале это были скиффл-составы, но по мере взросления самодельные любительские инструменты уступили место профессиональным. Сначала Дэйви Джонс взялся за фортепиано, а после знакомства с современным джазом пришёл черёд альт-саксофона.
 
В 15 лет будущий Боуи собрал свою первую группу – The Konrads. Играли они, как и многие сотни современных им составов, доморощенный рок-н-ролл и ритм-н-блюз. Вскоре началось хождение от группы к группе. The King Bees, Manish Boys, The Lower Third, The Buzz, Riot Squad – все эти коллективы остались в вечности исключительно в связи с творческой биографией Дэвида. Тем не менее, таковы были его университеты – наигравшись в Хаулин Вулфа и Мадди Уотерса, он постепенно сформировал свой собственный стиль.



 

После Зигги. Пластик-соул

Сорвав большой куш с "Зигги Стардастом", Боуи в 1974 году обратился к новому источнику вдохновения – фанку и соулу, которые в те годы были на топе благодаря усилиям Джеймса Брауна, Стиви Уандера и Слая Стюарта. Свою интерпретацию Дэвид назвал plastic soul; название это позже закрепилось в отношении всего творческого периода.
 
Главной работой в этом направлении стал альбом "Young Americans", для записи которого артист позвал таких ключевых музыкантов чёрной сцены, как саксофонист Дэвид Сэнборн, барабанщик Энди Ньюмарк (Sly and the Family Stone) и молодой вокалист Лютер Вандросс (за шесть лет до его знаменитой "Never Too Much"). В итоге песни с альбома звучат так, будто были специально написаны для вечернего эфира на соул-радио, а закрывающая "Fame" (дуэт с Джоном Ленноном) до сих пор оценивается как одна из первых удачных попыток скрестить фанк с роком.



 

Танцы со звёздами. Пост-диско

В следующий раз Боуи обратился к танцевальной чёрной музыке в 1983 году, когда решил записать альбом с говорящим названием "Let’s Dance". Сопродюсером диска стал Найл Роджерс – человек, ответственный за успех проектов Chic и Sister Sledge. Несмотря на то, что поезд диско к тому времени в целом ушёл, удачный подбор песен, продакшн и состав музыкантов сделали своё дело – запись стала самой успешной в карьере певца. Кроме того, с неё началось восхождение ещё одного великого музыканта – гитариста Стиви Рэя Вона, чьё вдохновенное (но несколько сдержанное) соло можно услышать, например, в заглавном треке.
 
Диско-история продолжилась (впрочем, уже не так успешно) на следующем альбоме "Tonight" и символично завершилась выпуском совместного с Миком Джаггером сингла "Dancing in the Street" (1985). За этим последовал этап рок-экспериментов, в том числе в составе группы Tin Machine.



 

Возвращение джентльмена. Урбан-соул

В 1993 году Дэвид решил записать ещё один альбом с Найлом Роджерсом, но в центре внимания теперь оказалось не диско, а модернизированное звучание соула, которое в Штатах получило ярлык "урбан", а в Англии чаще упоминалось как эйсид-джаз. "Black Tie White Noise" вышел на редкость удачным с музыкальной точки зрения, и в первую очередь это связано с прекрасно подобранным разнообразным материалом.
 
Альбом движется от поп-джаза "The Wedding" с саксофонным соло самого Боуи через хлёсткий урбан а-ля Джексон-1991 ("You've Been Around"), MTV-соул (заглавный трек с участием звезды урбана Al B. Sure), квази-брейкбит (главный хит диска "Jump They Say") вплоть до вдохновенного госпел-соула ("I Know it's Gonna Happen Someday") и замыкающей вокальной репризы "The Wedding Song". Если вы ещё не слышали этот диск, очень вам его рекомендую.



 

Последний джем. Небесный джаз

Будучи экспериментатором до конца, Боуи позвал для записи своего последнего альбома "Blackstar" джазовый квартет саксофониста Донни МакКэслина. Учитывая подчёркнутую не-джазовость материала, это выглядело крайне претенциозно, но в итоге релиз выиграл дважды.
 
Во-первых, музыканты МакКэслина (в первую очередь барабанщик Марк Джулиана) реализуют себя в самых различных направлениях, и эта открытость обернулась большим плюсом. Во-вторых, слышно, что звучит именно коллектив единомышленников, познакомившихся задолго до первой сессии с Боуи. Исчерпывающую характеристику этой записи дал прекрасный одесский меломан Банча, и я советую вам прочитать его рецензию.

Как бы то ни было, таким оказалось последнее сближение Человека-Звезды с чёрной музыкой, и произошло оно, как и прежде, в рамках, установленных самим Дэвидом. Потому что он – больше, чем стиль. Он больше, чем современность. Он – уникальный сплав пространства и времени, собственная система координат, вбирающая в себя триллионы частиц космической пыли.

 
Автор статьи: Александр Ашбель

К остальным статьям
http://studiohelloworld.ru/Фотографы

Разработка сайта: WebZenith
Design by Kate



Наши партнёры  
Свердловская филармонияEverJazz