Black Music Promo  
Блэк Мьюзик Промо
LifeFacesCulturePaparazziReleasesSupportFriend linksAbout
 
Сегодня 04 марта
четверг

Black Oscar Music: на фоне голливудских скандалов

    
 




Наверное, только ленивый социопат не слышал в начале этого года о скандале, который получил название #OscarSoWhite. Не будем вдаваться здесь в детали и тем более комментировать позиции участников этого внезапного противостояния, тем более что со стороны оно выглядит более чем неоднозначно.

Вместо этого предлагаем вам посмотреть на историю премии "Оскар" под музыкальным углом и вспомнить, какие песни и саундтреки, имеющие отношение к чёрной музыке, удостаивались в разные годы статуэток Киноакадемии. Случайных имён в этом списке нет, а вот много их или нет – судить вам.



 
Начать обзор стоит с упоминания целого ряда песен, которые попали в "слепую зону" между традиционным джазом и музыкой лёгкого жанра. Это так называемые "стандарты" – по своей природе поп-песни с кухни Tin Pan Alley, но их много и с удовольствием исполняли джазовые музыканты. К числу стандартов, удостоенных "Оскара", относятся такие шлягеры, как "The Way You Look Tonight" (1936), "Over the Rainbow" (1939), "The Last Time I Saw Paris" (1941), "White Christmas" (1942) и "Moon River" (1961). Завершилась эта эпоха "киноджаза" в середине 60-х вездесущей "The Shadow of Your Smile" (1965).


 
Первый подлинный прорыв чёрной музыки, к тому времени уже получившей рыночное обозначение R&B, произошёл в 1971 году, когда на экраны вышел культовый блэкспло-фильм "Шафт". Триумфатором стал Айзек Хейс, единолично сочинивший весь двухдисковый саундтрек. Заглавная "Theme from Shaft" не только удостоилась "Оскара", но и вошла в золотой канон фанка и соула.




 
Следующего триумфа пришлось ждать семь лет. На церемонии 1978 года "выстрелил" диско-хит Пола Джабары "Last Dance" в исполнении бесподобной Донны Саммер. Песня являлась частью саундтрека к фильму "Слава Богу, сегодня пятница!", и хотя Киноакадемия не отметила достоинств этой беззаботной музыкальной комедии, награда оказалась знаковой для всего диско-движения, вскоре пошедшего на спад.




  
Восьмидесятые стали, пожалуй, самыми оскароносными для популярной чёрной музыки. Своеобразное "шествие" началось в 1983 году с бессмертного хита Джорджо Мородера "Flashdance... What a Feeling" из почти одноимённой музыкальной драмы. Интересно, что исполнившая вокальную партию Ирен Кара за три года до этого получила ещё один "Оскар" за титульную песню к фильму "Слава" (Fame).



 
Уже на следующий год награды удостоилась песня Стиви Уандера "I Just Called to Say I Love", написанная им для ромкома "Женщина в красном". Эффект от неё оказался настолько сильным, что затмил не только саму киноленту, но и большинство прежних хитов музыканта. Кроме того, Стиви, верный "Мотауну" с 11 лет, подарил лейблу новый источник дохода на долгие годы вперёд.




 
Ещё год спустя, в 1985-м, бывший фронтмен Commodores Лайонел Ричи был награждён "Оскаром" за свою балладу "Say You, Say Me", прозвучавшую в танцевальной драме "Белые ночи". Несмотря на то, что эта песня (как и предыдущая в списке) многим набила оскомину из-за бесконечных медиа-ротаций, она стала одним из символов соула 80-х.





 
Большая часть девяностых прошла для категории "Лучшая оригинальная песня" под знаком диснеевских полнометражных мультфильмов. Лёд тронулся в 2002 году, когда на экраны вышел байопик "Восьмая миля" с Эминемом в главной роли. Трек "Lose Yourself" в исполнении рэпера стал единственной номинацией для фильма. Благодаря победе за песней закрепилось звание первого хип-хоп хита, удостоившегося "Оскара".



 
Закрепить успех этого жанра три года спустя удалось группе Three 6 Mafia. Записав песню "It's Hard out Here for a Pimp" для чёрной драмы "Суета и движение" (Hustle & Flow) с Теренсом Ховардом в главной роли, рэперы также вывели на вершину музыкального истеблишмента свой собственный стиль – так называемый кранк. Впрочем, ни фильм, ни саму песню спустя несколько лет уже никто особо и не вспоминал.





 
Последний на данный момент "Оскар", присуждённый исполнителям чёрной музыки, был вручён совсем недавно – на прошлогодней церемонии. На волне роста интереса кинематографа к афроамериканской культуре внимание членов жюри привлекла главная тема из фильма "Сельма" (2014) в исполнении соулмена Джона Ледженда и рэпера Коммона. Песня "Glory" по своей духоподъёмности встаёт вровень с самой историей марша Мартина Лютера Кинга, так что её успех был вполне очевидным.





 
Было бы несправедливо обойти вниманием ещё одну музыкальную номинацию Киноакадемии. В разные годы она называлась по-разному, но всегда её можно подвести под общее определение "Лучший оригинальный саундтрек". Здесь у чёрной музыки успехи не в пример скромнее. Всего лишь три работы были отмечены наградами жюри – если, опять-таки, не брать в расчёт такие около-джазовые звуковые дорожки, как "Регтайм-бенд Александра" (1938), "Тин Пэн Элли" (1940) и "Завтрак у Тиффани" (1961).

 
Первым в этой номинации отметился всё тот же Джорджо Мородер с саундтреком к фильму Алана Паркера "Полуночный экспресс" (1978). Впрочем, лишь открывающий трек "Chase" может быть отнесён к ведомству чёрной музыки (В данном случае – диско). Остальные композиции имеют больше отношения к року или турецкой этнике.




 
Гораздо ближе к заявленной тематике является звуковая дорожка к фильму 1984 года "Пурпурный дождь" (Purple Rain), ставшая настоящим триумфом Принса, не только сочинившего всю музыку, но и сыгравшего одну из главных ролей. Интересно, что сам фильм (как и его сиквел 1990 года) остался предметом культа, тогда как диск и заглавная песня снискали массовую популярность.




 
Наконец, в 1986 году "Оскар" за лучший оригинальный саундтрек достался джазовому пианисту Херби Хэнкоку за музыку к фильму "Полночный джаз" (Round Midnight). Сюжет ленты строится вокруг собирательного образа саксофониста Дейла Тёрнера и его биографии. Интересно, что роли второго и третьего плана достались в том числе таким знаковым персонажам, как Уэйн Шортер, Декстер Гордон, Мартин Скорсезе и, конечно же, Хэнкок собственной персоной.
 

Автор статьи: Александр Ашбель

К остальным статьям
http://studiohelloworld.ru/Фотографы

Разработка сайта: WebZenith
Design by Kate



Наши партнёры  
Свердловская филармонияEverJazz