Black Music Promo  
Блэк Мьюзик Промо
LifeFacesCulturePaparazziReleasesSupportFriend linksAbout
 
Сегодня 10 июля
пятница

Сан Ра: дверь во Вселенную (часть первая)

    
 

 

Основатель экспериментальной музыки и "космической философии", композитор, поэт и философ Герман Пул Блаунт, он же Сан Ра, сделал более сотни записей в качестве лидера группы, не считая выступлений вживую. В большинстве своём это одни из самых вызывающих, сложных и разнообразных студийных релизов со смысловой нагрузкой, которые настолько восхитительны, насколько и неоднозначны. 

Цель серии настоящих обзоров – помочь неосведомлённым слушателям разобраться в основных периодах дискографии Сан Ра, дать представление о наиболее значимых его работах и найти свой путь в миры джазовой "космической философии". 

 



РАННИЙ ПЕРИОД. ГОДЫ В ЧИКАГО (1953–1960)

Характеризуется классическим для биг-бэнда 50-х звучанием, необычными названиями композиций, обложками пластинок. Придётся по вкусу большинству неискушённых слушателей.

 



1957: "Jazz by Sun Ra"
(записан в 1956 году)

Один из первых официальных релизов Сан Ра, демонстрирующий лёгкий, незатейливый свинг. Биг-бэнд играет слаженно и четко, в среднем темпе, классически, "по-эллингтоновски". 

Здесь нет ни намёка на то, как далеко зайдут дела всего за десять лет, кроме разве что небольших предвестников в виде отдалённого колокольного звона, а также беспокойного фона хаммонд-органа Ра в финальной "Sun Song". 

Пластинка не была коммерчески успешной, и критики отнеслись к ней весьма снисходительно, поставив 3 балла из 5. Тем не менее, её переиздание в семидесятых получило уже больше внимания как со стороны слушателей, так и со стороны таблоидов. 

Главные треки: "Brainville", "Possession", "Sun Song".

Слушать

 



1959: "Jazz in Silhouette"
(записан в 1959 году)

По мнению многих критиков, "Jazz in Silhouette" – первый альбом Сан Ра, заслуживающий пристального внимания. Внутри – та же смесь свинга с бибопом и хард-бопом, но уже появляются определённые "космические" нюансы: оформление обложки, название композиций, звучание.

На общем фоне уже вполне определённо выделяется пьеса "Ancient Aiethopia". Подробнее о пластинке – в нашем отдельном обзоре.

Главные треки: "Enlightenment", "Saturn", "Ancient Aiethopia".

Слушать

 



1966: "The Lady with the Golden Stockings"
(записан в 1958–1959 годах)

Изначально выпущенный под названием "The Lady with the Golden Stockings" и впоследствии переименованный для переизданий в "The Nubians of Plutonia", этот альбом, вероятно, представляет вершину изобретательности оркестра Сан Ра в его ранний период.

Нисколько не мрачноватый или авангардный – скорее, отчасти мистический, с превалирующими в своём звучании перкуссионными, ударными и баритон-саксофоном, «The Lady With the Golden Stockings» можно назвать переходным альбомом от свинга к более свободному жанру. Исключение, пожалуй, составляет лишь "Star Time", отдающей дань традиции творчеству оркестра в 50-е. В таких композициях на второй стороне пластинки, как "Africa" и "Watusa", впервые поднимается тема африканских корней. 

Главные треки: "Plutonian Nights", "The Lady with the Golden Stockings".

Слушать

 



1965: "Angels and Demons at Play"
(часть материала записана в 1960-м, часть в 1958-м)

Диск практически поделён между афрофутуристической экзотикой и старым материалом с явной ориентировкой на биг-бэнд. 

Ещё один "пограничный" альбом на стыке свинга и "космической эры" оркестра Сан Ра. Особое внимание стоит уделить именно первой стороне, т. е. первым четырём композициям, составляющим как раз отличительное, иное звучание оркестра. Этот саунд можно назвать уже приближенным к авангарду, особенно в "Music from the World Tomorrow".

Главные треки: "Tiny Pyramids", "Music from the World Tomorrow", "Angels and Demons at Play".

Слушать

 



1965: "Fate in a Pleasant Mood"
(записан в конце 1960 – начале 1961 года)

Это один из последних альбомов, записанных оркестром в Чикаго перед небольшим турне в Монреале и основательным переездом в Нью-Йорк. 

По части духовых оркестр в этом альбоме заметно оскудел, но, тем не менее, недостатка в концепте или звучании вовсе нет. Скорее здесь как музыкант раскрылся сам Сан Ра. Это заметно по композициям "Space Mates" и заглавной.

В целом же "Fate in a Pleasant Mood" демонстрирует слушателю уже состоявшуюся философию звучания оркестра. Это уже не свинг, но ещё и не полноценный авангард. 

Главные треки: "The Others in Their World", "Space Mates", "Fate in a Pleasant Mood".

Слушать

 


(продолжение следует)

Автор статьи: Владимир Андрюха


К остальным статьям
http://studiohelloworld.ru/Фотографы

Разработка сайта: WebZenith
Design by Kate



Наши партнёры  
Свердловская филармонияEverJazz