Black Music Promo  
Блэк Мьюзик Промо
LifeFacesCulturePaparazziReleasesSupportFriend linksAbout
 
Сегодня 10 июля
пятница

Что не так с битмейкингом?

    
 

Нет, правда – что с ним не так? Почему некогда завораживающая технология создания музыки буквально из ничего превратилась в лучшем случае в фоновый саунд-дизайн, а в худшем – в пристанище для бездарных тинейджеров?

Прекрасно понимаю всю свою "заряженность" на данный вопрос, но всё же попробую разложить ситуацию по полочкам. Как обычно, самым действенным методом оказывается обращение к истории.

Чисто технически бит, созданный без помощи музыкальных инструментов, появился на самой заре хип-хопа, когда маэстро Кул Хёрк начал подбирать отрывки песен с сольными выходами барабанщика и составлять их в непрерывный брейкбит. (Наверняка в истории музыки найдутся и более ранние примеры, но они к делу не относятся.)

Раз так, этому ремеслу уже больше 40 лет. Радикальная перемена в битмейкинге произошла, когда появились драм-машины – сперва дорогие, малофункциональные и капризные в обращении. Постепенно диджеи и музыканты получали всё больше доступа к студиям, а значит – и к новым девайсам, которые к тому же постепенно модернизировались (а старые модели – дешевели). Примерно на рубеже 70-х и 80-х появились первые эксперименты с песнями, полностью построенными на программированном бите. С этого времени, если можно так выразиться, начинается движение по нисходящей.

Почему? Потому что, как ни крути, создание битов – процесс не такой уж сложный. С чем сравнивать? Ну, например, с игрой на скрипке. Порог вхождения в категорию "скрипач-виртуоз" очень высок, этому ремеслу нужно учиться много лет, желательно с дошкольного возраста. Бит может сделать любой человек с чувством ритма (а с современными плагинами – и без чувства ритма). Это не отменяет того, что биты можно (и нужно!) делать со вкусом, имея маломальскую культурную базу и навыки в звукорежиссуре. И всё же: бит может делать практически любой, было бы желание.

В этой доступности и кроется опасность. Как оценивать очередной опус, созданный с помощью умных устройств и программ, если до него ты прослушал с полсотни точно таких же? Чем отличаются битмейкеры, если они действуют по одним и тем же шаблонам и даже семплы используют одни и те же? По сведению? Этого явно маловато. По точности склейки дорожек? Ну нет же, это смешно.

Когда теряется элитарность или слишком сильно падает порог вхождения, происходит именно то, что в последние лет пять (а то и десять) мы можем наблюдать в так называемом инструментальном хип-хопе. Счёт "продюсеров" идёт на тысячи, и даже тех, кто не занимается ерундой, а подходит к делу ответственно, слишком много. Даже упёртый меломан не в силах охватить такое количество однообразной музыки и в итоге теряет систему координат.

Что за система координат? В любом музыкальном направлении есть некий топ небожителей, который очевиден для большинства поклонников. В 2000-х таким божеством был Дилла, но кто сможет назвать самого крутого битмейкера в нашем десятилетии? И самое главное: если такой человек есть, чем он круче остальных 9999 претендентов?

Ещё одна головная боль – это чрезмерная плодовитость, которая уже давно перешла границу, отделяющую её от графомании. Попробуйте хотя бы собрать – не то что прослушать и усвоить – полную дискографию канадца Moka Only. У The Beatles было 13 альбомов, у Moka Only их уже больше 120 штук, и парень только разгоняется. 

Тут бы и сказать, что когда-то этот пузырь должен лопнуть, но, честно говоря, он и так уже давно лопнул, и сейчас мы наблюдаем эти радужные разводы на мыльной воде. Да, прав был тот человек, который сказал: современный инструментальный хип-хоп – это уже просто саунд-дизайн. К тому ли стремились первые битмейкеры? Не уверен.


Автор статьи: Александр Ашбель


К остальным статьям
http://studiohelloworld.ru/Фотографы

Разработка сайта: WebZenith
Design by Kate



Наши партнёры  
Свердловская филармонияEverJazz