Black Music Promo  
Блэк Мьюзик Промо
LifeFacesCulturePaparazziReleasesSupportFriend linksAbout
 
Сегодня 06 марта
суббота

Labels Guide: золото джаза Blue Note

    
 

Blue NoteПожалуй, никакая другая авторитетная звукозаписывающая компания не сможет похвастаться такой историей и такими достижениями в мире музыки. Более 70 лет в индустрии джаза, собственное, неповторимое звучание каждой пластинки, огромное количество специальных номерных переизданий и целая хронология джазовых стилей и направлений. Всё это гордо сумела вынести на своих плечах компания Blue Note, которая до сих пор является авторитетом на рынке звукозаписи.

Прежде всего это – история любви к джазу. Или, скорее, о безграничной любви к джазу. Начинается она в Германии, в стране, в которой жил один из наших главных героев. Его имя – Альфред Лайон. С самого детства Альфред увлекался музыкой, коллекционировал записи и часто посещал концерты своих любимых исполнителей. В 16 он навсегда влюбился в абсолютно новый жанр музыки – джаз. Случилось это случайно, когда подросток попал на берлинский концерт американского пианиста и композитора Сэма Вудинга. Новая музыка потрясла Альфреда и произвела на него неизгладимое впечатление. Вскоре он решает эмигрировать в США. В 1929 году он отправляется в самое сердце джаза того времени – Нью-Йорк. Ему всего 20, и он полон  желания и надежд остаться здесь, жить и творить на только что полюбившемся поприще джазовой музыки. Но пока этим мечтам не было суждено сбыться. Нью-Йорк встретил его холодно, финансы быстро иссякли, и, ко всему прочему, молодой человек был сильно избит местными бродягами, из-за чего даже попал в больницу. Он был вынужден вернуться на свою родину – теперь уже в гитлеровскую Германию.

Новый политический режим не устраивает молодого и амбициозного Лайона, и он предпринимает попытку выбраться в США ещё раз. Дабы поднакопить капитал, он устраивается в немецкую фирму Export-Import и начинает работать в Южной Америке. Так постепенно к 1938 году он, наконец, добирается и до заветного Нью-Йорка. Вскоре, освоившись на новом месте, он посещает концерт "От спиричуэла до свинга", состоявшийся 23 декабря в "Карнеги-Холле" и твёрдо решает основать собственную фирму грамзаписи. Поводом к тому было опять-таки выступление на этом концерте троих знаменитых пианистов - Мида Люкса Льюиса, Пита Джонсона и Элберта Эммонса, игра которых потрясла до глубины души молодого Альфреда. Заняв через пару недель денег у приятеля, он снимает на время студию звукозаписи New York Studio и практически уговаривает Льюиса и Эммонса записаться у него. Так 6 января 1939 года впервые появляется пластинка с лейблом Blue Note.

old logoВ 1939 году компания переживает взлёт. Первыми коммерчески успешными записями становятся "Summertime" Джорджа Гершвина в исполнении Сидни Беше, композиции в исполнении пианиста и бэндлидера Эрла Хайнса (в составе его знаменитого оркестра в годы расцвета бибопа выступали Диззи Гиллеспи и Чарли Паркер), записи малых составов во главе с Айком Квебеком, который впоследствии предложит Лайону записывать музыкантов-бибопперов. Дела шли более чем успешно, и вскоре Альфред Лайон назначает финансовым директором компании своего друга - Фрэнсиса Вольфа. Отныне Альфред занимался только поиском талантов, а Вольф занимался "бумажными" делами. Так продолжалось до 1941 года, пока Лайона не призвали в армию, где он и провёл последующие два года. Эти года были что-то вроде пит-стопа для Blue Note, возможно, необходимые для того, чтобы набраться сил и терпения.

Наступала эпоха бибопа – очень важное и успешное время для компании. В 1944 году Blue Note записали несколько пробных сессий тенор-саксофониста Айка Квебека, его материал показался интересным и новым, и его решили пробно издать в виде "сорокапятки" для музыкальных аппаратов (juke boxes), стоявших тогда в кафе и забегаловках по всей стране. Вскоре послышались положительные отзывы критиков и слушателей, и было решено издать целых шесть альбомов Квебека. Впоследствии Альфред возьмёт Айка на пост арт-директора компании, где тот и проработает вплоть до своей смерти в 1962 году.

Одной из первых записей в стиле бибоп можно назвать сессии пианиста Тэда Дэмерона и трубача Фэтса Наварро. Ещё не было тех скоростей, выдаваемых трубой Гиллеспи, но уже ощущались явные перемены в звучании и постановке композиции, обыгрывании гармоний, а не мелодий, как прежде. В это же время Альфред и Вольф решаются записать Телониуса Монка и Бада Пауэлла. Критики того времени вообще не считали Монка музыкантом, но Лайон разглядел талант пианиста сразу. Тогда же и созрела официальная философия и политика компании Blue Note. Альфред чётко представлял, кого он хочет записывать, и посему он не обращал внимания на мнения критиков. Важнейшим было для него нестандартное мышление музыканта, его импровизационные способности. Если он находил такого исполнителя, то сразу же предоставлял ему всё необходимое для удобства работы: пусть хоть музыкант на голове ходит, но сочинит или обыграет просто фантастическую композицию.

RVG & Alfred LionОн искал настоящих талантов и мастеров своего дела, отшельников, гениев джаза, и – находил. Эра бибопа открыла дорогу многим доселе неизвестным или не воспринимаемым всерьёз музыкантам, и в этом была заслуга Blue Note. Благодаря пластинкам этого времени мы узнали имена таких титанов джаза как Майлз Дэвис, Фредди Хаббард, Клиффорд Браун, Декстер Гордон, Джон Колтрейн и многих других. В 1953 году Альфред Лайон благодаря Гилу Мэллу знакомится с Руди Ван Гелдером, настоящим маэстро звукозаписи и фанатом своего дела. В годы сотрудничества с Ван Гелдером пластинки компании Blue Note приобретают собственное, живое, неповторимое звучание, которое так ценят и любят настоящие меломаны и фанаты джаза. Знакомство с Руди было историческим поворотом в судьбе компании. У Blue Note помимо собственной философии теперь появилось непревзойденное звучание.

Началась золотая эпоха Blue Note, которая продлится вплоть до 1967 года.
Это было лучшее время компании. Тиражи пластинок достигли пика, к Лайону пришёл настоящий коммерческий успех, и сотни музыкантов выстраивались в очередь, чтобы записаться и выпустить пластинку на прославленном лейбле.

Отдельное слово стоит уделить оформлению обложек. Фрэнсис Вольф, помимо коммерческих вопросов, неплохо разбирался в фотографии и сам любил частенько фотографировать музыкантов во время процесса записи. Некоторые снимки отбраковывались самим Фредом, некоторые – музыкантами, затем сходились на лучших вариантах, ракурсах – так рождалась обложка для диска. В альбоме Вольфа были лучшие снимки лучших джазменов – это Бад Пауэлл, Стэнли Тарентайн, Арт Блейки, Декстер Гордон, Фредди Хаббард, Джон Колтрейн, Хорэс Сильвер и многие, многие другие. В 1956 году в компанию пришел Рид Майлз, занимавшийся последующие 15 лет оформлением обложек. Джаз он никогда не любил и не признавал, но, тем не менее, благодаря его мастерству на свет рождались прекрасные конверты пластинок, коих он оформил за всю свою карьеру свыше пятисот (!). Пришло время, когда само название лейбла стало синонимом качества и музыкальной изысканности. Blue Note стал своего рода гарантом джаза. Покупатель видел название фирмы на обложке и, не задумываясь, покупал диск.

В 60-е начинается эра поп-музыки – и Blue Note также нашла в ней своё место и своих слушателей. В то время как молодёжь вовсю "гоняла" рок-н-ролл, Альфред не торопился идти на поводу у масс и ударяться в новое течение. Музыканты в его студии всё больше углублялись в эксперименты с хард-бопом, что позже вылилось в джазовый авангард, яркими представителями которого станут Эрик Долфи и Орнетт Коулмен (авангард стал также и языком протеста чернокожего населения Штатов – ведь на вторую половину 60-х пришёлся самый расцвет борьбы за гражданские права афроамериканцев). Но пока одни экспериментировали со стилями, другие брали за основу самую простую мелодию и обыгрывали её до уровня мега хита. Здесь стоит вспомнить записи "Cantaloupe Island" Херби Хэнкока, "Moanin'" Арта Блейки, работы Ли Моргана. Многие композиции станут позже эталоном импровизации и войдут в историю музыки.

В 1967 году компанию покидает её основатель и творческий руководитель – Альфред Лайон. Он бросает всё и переезжает в Мексику вместе со своей женой, стараясь наладить личную жизнь. Вместе с ним компанию покидает и главный звукорежиссер компании – Руди Ван Гелдер. Это было настоящим ударом для Blue Note. Но и даже после ухода Альфред оставался самым уважаемым человеком в Blue Note – он не раз посещал джазовые фестивали под эгидой лейбла. Его любовь к джазу прошла единой дорогой с ним до конца его жизни.

Так или иначе, компанию ждали не лучшие времена. После ухода двух незаменимых людей у штурвала лейбла оказался Фрэнсис Вольф, но в 1971 году его жизнь трагически оборвалась. Вслед за этим последовал спад продаж и звукозаписывающей активности на Blue Note. В тяжёлые для компании 70-е годы на лейбле под руководством Майкла Кускуны и Чарли Лурье выпускались в основном инструментальные альбомы, джаз-рок, а также переиздания прежних хитов. Затем компания и вовсе прекратила своё существование вплоть до 1980 года.

В 1980 компанию Blue Note купил крупный концерн EMI, а уже в 1984 году лейбл возглавил Брюс Линдвалл, который в очень короткий срок смог вернуть компании былую славу. На лейбле снова вовсю начали записываться молодые музыканты. Одним из первых подписавших контракт с компанией был Стэнли Джордан, которому на тот момент только ещё исполнилось 20. Компания возрождалась. Руководствуясь правилам Альфреда Лайона, в компанию постепенно привлекались молодые, но очень талантливые люди, среди них были Пакито Д'Ривера, Крэйг Харрис, Уинтон Марсалис, Хэмиет Блюйет, Кевин Юбэнкс, Чико Фримен. Расширилась и территория продаж альбомов. Права на концерн EMI теперь имеет японский гигант Toshiba, после чего диски в огромном количестве поступают и в Японию, притом по подсчётам продажи в этой стране во много раз превышают продажи в США!

В 90-е компания, наконец, полноценно вернулась на рынок звукозаписи и дала миру музыки новые имена и записи – Чарли Хантер,  Medeski Martin & Wood, Карл Денсон, Us3 прославились именно будучи артистами лейбла. При их участии рождались новые направления и стили джаза, среди которых – соул-грув и джаз-хоп.

В наше время компания Blue Note успешно выпускает новые релизы, занимается переизданиями старых шедевров (переиздания в честь 60-летия лейбла под руководством Руди Ван Гелдера в 1999-2000), радуя слух искушенных меломанов и ценителей джаза. И это замечательно!

Заканчивая, мне бы хотелось привести высказывание Альфреда Лайона относительно его родного лейбла: "Несомненно, мы создали собственный стиль. Но какой? Я затрудняюсь ответить. И в то же самое время я прекрасно помню, что про нас говорили: - Альфред и Фрэнк записывали только то, что им нравилось. – И это правда! Я даже могу уточнить, добавив два слова: мы пытались записывать джаз, доверяя чувствам, интуиции…"

История продолжается…

Автор статьи: Владимир Андрюха


К остальным статьям
http://studiohelloworld.ru/Фотографы

Разработка сайта: WebZenith
Design by Kate



Наши партнёры  
Свердловская филармонияEverJazz