Black Music Promo  
Блэк Мьюзик Промо
LifeFacesCulturePaparazziReleasesSupportFriend linksAbout
 
Сегодня 04 марта
четверг

Джаз-фанк: "неправильный" джаз

    
 

Что же такое джаз-фанк? Принято считать, что это самостоятельный подстиль джаза с сильным присутствием ритма, характерным звучанием первых аналоговых синтезаторов и электрических инструментов. Этот жанр стал результатом смешения фанка, соула и джаза; его диапазон действительно впечатляет и простирается от традиционных джазовых импровизаций до настоящего фанка и соула с джазовыми аранжировками, риффами, соло, а иногда – и с соул-вокалом. Джаз-фанк – музыка преимущественно американского происхождения, и популярность её приходится на период 70-х и начало 80-х. Однако наибольшее развитие она получила в Англии в клубной среде в середине 70-х. Упоминая джаз-фанк, некоторые музыковеды включают сюда также соул-джаз и джаз-фьюжн, но полностью отнести их к этой музыке никак нельзя, так как в ней присутствие вокала минимально, и в аранжировках больше импровизации, чем в соул-джазе, а от джаз-фьюжна её отличают мощный грув и отголоски R&B.

Музыкальный подход
Funky drummersРассматривая джаз-фанк через призму джаза, мы видим уход от свингующего ритма к более танцевальному и нетипичному грув-ритму. Неудивительно, что это вид джаза зачастую ассоциируют с термином "фанк", благодаря которому и появился тот самый характерный ритм. Случилось это в большей степени благодаря барабанщикам Клайду Стабберфилду (Clyde Stubblefield) и Джону Старксу (John "Jabo" Starks), талантливым музыкантам из окружения Джеймса Брауна. И если говорить о влияниях на эту музыку, то наряду с афроамериканской, нельзя не упомянуть и латино-американскую музыку.
Следующая отличительная черта - это присутствие электрических инструментов: клавишные "Fender Rhodes", электрическая бас-гитара, электрогитара. Яркий пример этой электрификации - Херби Хэнкок. В годы подъёма джаз-фанка его можно было видеть во время выступления на сцене или в студии окружённым сразу несколькими аналоговыми синтезаторами "Moog". Такие инструменты как "ARP Odyssey" и "Hohner D6 Clavinet" в то время стали очень популярными.
Третья важная черта - это смещение в соотношении между композицией и импровизацией. Мелодия и аранжировка в целом приобрели новый смысл, и акцент теперь делался именно на них.

Двойственность жанра
По мнению многих консервативных сторонников джаза, джаз-фанк был не более чем продуктом, рассчитанным на продажу, или "джазом для танцплощадок". Сложилось мнение, что эта музыка не может быть интеллектуальной или элитной; как результат, в музыкальном мире возникло много противоречий и разногласий, но так или иначе, благодаря этому явлению сам джаз становился более доступным и приобретал всё бОльшую популярность.
Джаз-фанк (как отчасти именно джазовое движение) впитал в себя фанковый звук улиц, давший музыке танцевальный ритм и набиравший обороты под влиянием новых электронных инструментов. Период 70-х характерен большим количеством оригинальных музыкальных решений, игры со стилями, и джаз-фанк в этом плане был наиболее показательным.
С позиции сторонников традиционного джаза двойственное отношение к джаз-фанку со временем только росло, и, несмотря на коммерческий успех, для них в нём было "слишком много джаза" и уж слишком сложна была эта музыка. Аранжировки и вся инструментальная часть в ритм-н-блюзе или популярной музыке требовали по минимуму усилий от композитора, и в тоже время исполнитель в большей степени мог контактировать с публикой. В джаз-фанке же акцент делался на определенном звучании и на музыкальном содержании сыгранного; очень редко эта музыка предполагала какой-то контакт со слушателем.

Раскритикованному частью поклонников традиционного джаза Norman Jay(в том числе и за неспособность попасть на вершины хит-парадов) джаз-фанку предстояло преодолеть длинный путь, чтобы развиться как жанр. В конце 80-х, благодаря стараниям английских коллекционеров редкого винила – Нормана Джея (Norman Jay) и Жиля Питерсона (Gilles Peterson) – интересовавшихся музыкой прошлых лет и стремившихся заново открыть миру уже забытые вещи, а также американскому хип-хоп диджею Марли Марлу (Marley Marl) джазовое сообщество начало задумываться и понимать истинную ценность жанра. Сегодня же разговор о великих музыкантах, оказавших влияние на джаз, редко обходится без упоминания имен Эдди Хендерсона, Дональда Бёрда и Херби Хэнкока. Жанр стал активно использоваться в качестве сэмплов в R&B, хип-хопе и хаусе такими музыкантами как Эрика Баду или Dimitri from Paris.

Стоит также упомянуть, что знаменитое эйсид-джаз движение для многих является ничем иным как попыткой возродить джаз-фанк 70-х стараниями современных музыкантов, как, например, это сделали Us3, издававшиеся на "Acid Jazz Records" и записавшие кавер-версию композиции Хэнкока "Cantaloupe Island". Среди артистов, занимавшихся активно развитием нового жанра в 70е-80-е – Дэвид Аксельрод (David Axelrod), Рой Эйерс (Roy Ayers), Дональд Бёрд (Donald Byrd), Джонни Хэммонд (Johnny Hammond), Джин Харрис (Gene Harris), Бобби Хамфри (Bobbi Humphrey), Боб Джеймс (Bob James).

Джаз-фанк в Великобритании
Существует мнение, что джаз-фанк, издававшийся в Англии, значительно отличается от своего американского аналога, будучи ближе к соулу, фанку и диско, в то время как в Штатах эта музыка звучала все-таки больше по-джазовому. Некоторые английские коллективы, возникшие в конце 70-х и решившие отойти от диско-звучания, при поддержке "BBC Radio London" и ди-джеев Грега Эдвардса (Greg Edwards), Робби Винсента (Robbie Vincent) и Криса Хилла (Chris Hill) получили широкое признание. В первую очередь это Light of the World, Incognito и Atmosfear. Зачастую эти коллективы не являлись эталоном абсолютно отточенного звучания для некоторых искушенных любителей жанра, но в их музыке было больше танцевальности и они были ориентированы на более широкую аудиторию по сравнению с их американскими коллегами – Хэнкоком, Хендерсоном, Кабэмом, которые уделяли больше внимания в своих работах моментам импровизации, нежели запоминающимся припевам.
Ди-джеи Крис Хилл и Робби Винсент стояли у истоков фестиваля "Caister Weekender" на восточном побережье Англии в конце 70-х. Фестиваль успешно проводился на протяжении нескольких лет до середине 80-х. Возвращение этого легендарного мероприятия состоялось в 90-х, и теперь он трижды в год привлекает поклонников соула и джаза. Теперь он называется "Caister Soul Weekender" и в его центре, конечно же, джаз-фанк, но при этом так же параллельно проводятся две или три вечеринки, где внимание уделяется латино-джазу, "северному соулу"и нью-джазу.
Большинство всемирно известных радиоведущих, таких как Жиль Питерсон, Норманн Джей или Тони Блэкбёрн, включали и продолжают включать джаз-фанковые композиции в своих радиошоу или в клубных сетах. Американские джаз-фанк исполнители 70-х в настоящее время являются признанными мастерами жанра; их имена вписаны с историю джаза, а их музыка прошла испытание временем и не утратила истинной ценности. Среди них – Херби Хэнкок, Дэйв Грузин, Боб Джеймс.

Джаз-фанк сейчас
Многие современные музыканты, получившие в свое время музыкальное джазовое образование как, например Jazzanova или Кейди Тэтэм из Bugz in the Attic, продолжают использовать элементы джаз-фанка в своих работах, используя теперь уже электронику для написания композиций в стилях nu jazz или broken beat. Благодаря стараниям этих и многих других музыкантов джаз-фанк вошел в XXI век и, несмотря на сохранившееся предвзятое отношение сторонников традиционного джаза, жалующихся на отсутствие сессионных музыкантов и использование "железа", суть музыки не меняется. Аранжировки, гармонии, ритмы остаются, и всё это по-прежнему мы можем называть "джаз".

Наиболее важные альбомы жанра:

Black TalkCharles Earland "Black Talk!"
Bobbi Humphrey "City Beat"
Jerry J "California Flight Project II"
Johnny "Hammond" Smith "Gambler's Life"
Donald Byrd "Places and Spaces"
Herbie Hancock "Head Hunters"




Перевод:
Ростислав (Soul:Good)
специально для Black Music Promotion

взято отсюда


К остальным статьям
http://studiohelloworld.ru/Фотографы

Разработка сайта: WebZenith
Design by Kate



Наши партнёры  
Свердловская филармонияEverJazz