Black Music Promo  
Блэк Мьюзик Промо
LifeFacesCulturePaparazziReleasesSupportFriend linksAbout
 
Сегодня 10 июля
пятница

Krzysztof Komeda "Astigmatic" (1965)

    
 



KRZYSZTOF KOMEDA
"ASTIGMATIC"
1965
(Muza)

Genre: Avant-Garde Jazz
Rating: 5 of 5

Tracklist:
1. Astigmatic
2. Kattorna
3. Svantetic

Total time: 46'46''


На страницах нашего портала уже не раз возникала тема польского джаза. Мы освещали краткую историю зарождения и расцвета этой джазовой школы, а также уделили внимание польским релизам, в особенности пластинке Лешека Можджера "Komeda" (которую я оценил в тройке лучших альбомов 2011 года). Действительно, о явлении польского джаза мы говорили, а вот о культовых личностях и классических альбомах, увы, нет. Что ж, исправляемся.

Как и подобает биографиям гениев, жизнь Кшиштофа Комеды (настоящая фамилия Трчинский) не была строго вымерена и беззаботна. С семи лет он начал играть на фортепиано, а когда мальчику пришло время поступать в музыкальную школу, немцы оккупировали Польшу. Планам стать профессиональным музыкантом не суждено было сбыться, и Комеда избрал профессию врача-отоларинголога, не бросив при этом увлечения музыкой. Участвуя в небольших джем-сейшинах, Кшиштоф Комеда (псевдоним был взят как раз для выступлений – джаз тогда считался признаком декадентства) переиграл с множеством музыкантов, которые впоследствии стали известны как пионеры польского джаза – это Витольд Куявски, Януш Матушкевич, Ежи Милан, Ян Врублевский, Томаш Станько, Збигнев Намысловский и др. Настоящий успех к музыканту пришёл в 1956 году на джазовом фестивале в Сопоте. Признание это вполне объяснимо и логично. Комеда придерживался в своей музыке простых правил. В первую очередь, он не принимал копирования американской школы. Для Комеды джаз составлял неотъемлемую часть польской культуры, наравне с традициями и фольклором. Именно этот факт способствовал развитию самостоятельной польской школы. Во-вторых, такие понятия как "композиция", "гармония" и многие другие вещи, присущие профессиональным музыкантам, были очень далеки для Комеды и, по сути, не имели в его творчестве никакого значения. Впрочем, пианистом-виртуозом он тоже не был. Его уникальность состояла в простоте подачи музыкального материала, в её сущности.

По большей части, Комеда известен как автор музыки для более чем полусотни фильмов, среди которых – работы Романа Полански, Ингмара Бергмана, Анджея Вайды и Хеннинга Карлсена. Но основу репутации Комеды составили всё же его джазовые альбомы, коих вышло всего два. Это "Ballet Etudes" (1963) и "Astigmatic" (1965).

Именно "Astigmatic" считается главной работой Кшиштофа Комеды. Масштаб влияния этого альбома уходит далеко за границы Польши. Пластинка признана многими экспертами как один из шедевров джазовой музыки не только польской школы, но и европейского джаза в целом. Формально альбом является некой демонстрацией достижений музыканта, всего того, к чему он шёл все 12 лет своей музыкальной карьеры. Томаш Станко, начинавший свою карьеру в квинтете Комеды, так вспоминает период работы над альбомом: "Комеда был очень свободным человеком. На репетициях он не говорил нам ничего, вообще ничего. Он давал нам тему, и мы играли её, и затем была лишь тишина. Он не говорил нам, в верном ли направлении мы двигались. Он просто улыбался. У него была определённая сила, музыка была очень оригинальной, и он всегда давал мне много пространства для самореализации и интерпретации... Он показал мне, что простота жизненно важна, и как играть саму суть. Он показывал мне разные подходы, используя различные гармонии, ассиметрию и много других деталей. Мне повезло, что я начинал именно с ним". Музыканты, принявшие участие в записи альбома, навсегда вошли в историю польского джаза. Стоит ли говорить, о том, что каждый из них гениален по-своему? Томаш Станко и Збигнев Намысловски – имена, которые со временем стали известны далеко за пределами локальной польской сцены.

Несмотря на то, что Комеда принял раннюю трагическую смерть, его наследие живёт. Многие музыканты ежегодно принимают участие в фестивале, носящем его имя и посвящённом творчеству именитого композитора и первооткрывателя польской джазовой школы. О его творческой силе лучше других сказал критик Адам Словински: "Благодаря абсолютной силе личности Комеда доказывал необходимость контролировать эмоциональную территорию, которую до настоящего времени занимали симфонии. Он расширил пределы того что, джаз мог выразить, просто добавив драматической лирики, сила которой достигала иступлённой интенсивности и мистического переживания. Новая эстетика джаза требовала новых форм. Комеда представил направляющую форму арки, прошедшую развитие от представления через кульминацию до финальной развязки".

Главные треки: "Astigmatic", "Svantetic"

Автор рецензии: Владимир Андрюха


К остальным альбомам
http://studiohelloworld.ru/Фотографы

Разработка сайта: WebZenith
Design by Kate



Наши партнёры  
Свердловская филармонияEverJazz