Black Music Promo  
Блэк Мьюзик Промо
LifeFacesCulturePaparazziReleasesSupportFriend linksAbout
 
Сегодня 04 июля
суббота

Sun Ra and His Arkestra "Jazz in Silhouette" (1959)

    
 

SUN RA AND HIS ARKESTRA
"JAZZ IN SILHOUETTE"
1959
(El Saturn Studio)

Genre: Swing/Be-Bop/Free Jazz
Rating: 5 of 5
 
Tracklist:
1. Enlightenment
2. Saturn
3. Velvet
4. Ancient Aiethopia
5. Hours After
6. Horoscope
7. Images
8. Blues at Midnight
 
Total time: 44'09''

 
Джазовая сцена традиционно изобилует яркими, эксцентричными и загадочными личностями, но, пожалуй, абсолютное первенство в этом соревновании занимает Герман Пул Блаунт, наиболее известный под именем Сан Ра. Этот американский джазовый композитор, пианист, поэт и философ, отрекшийся от своего настоящего имени и утверждавший, что он является посланником планеты Сатурн, призванный Создателем на Землю для спасения человечества, у многих слушателей, да и профессиональных музыкальных критиков вызывал недоверие, а порой – и полное неприятие. Тем не менее, этому ярчайшему музыканту, появляющимся на сцене в древнеегипетской одежде, читавшему перед своими пьесами стихи об очищении человеческой расы от грехов и пороков, удалось собрать вокруг себя талантливейших музыкантов, таких как саксофонисты Маршалл Аллен и Джон Гилмор, ударник Джеймс Джексон, вокалистка Джун Тайсон и многих других, которые на протяжении ни одного десятка лет составляли костяк его удивительного "Аркестра" и записали около полутора сотен ярчайших альбомов.
 
Альбом "Jazz in Silhouette" является одним из ранних альбомов Сан Ра. Записан он был в марте 1959 года в Чикаго во время затяжной рекорд-сессии, в результате которой были сделаны сразу три пластинки. Хотя традиционно музыку Сан Ра относят к авангардному джазу, судя по этому альбому (да и некоторым другим), такое мнение не совсем справедливо. Во-первых, в конце 60-х Сан Ра только начинал свои эксперименты в области "свободного" джаза, а во-вторых, выросший на музыке классических биг-бэндов, гастролировавших в его родном Бирмингеме, он навсегда впитал любовь к свингу. На данной пластинке оба этих момента проявляются очень ярко. 
 
Стилистически композиции альбома "Jazz in Silhouette" выдержаны в духе классического свинга школы Дюка Эллингтона ("Enlightenment") либо традиционного для того времени хард-бопа ("Saturn", "Blues at Midnight", "Images"). Только одну композицию с этого альбома можно назвать по-настоящему экспериментальной – это пьеса под названием "Ancient Aiethopia", представляющая собой девятиминутное медитативное погружение в африканские ритмы, подчёркнутые аутентичным звучанием флейт, пронзительным соло трубы и очень пространной импровизацией самого Сан Ра на рояле. Пьеса отдаленно напоминает "Караван" Хуана Тизола, но только не имеет такой ярко выраженной мелодии, поскольку на переднем плане здесь идёт чередование всего двух аккордов на фоне мерно катящегося ритма африканской перкуссии. 
 
Несмотря на то, что всего одна пьеса выбивается здесь из общего контекста традиционного свинга и би-бопа, альбом "Jazz in Silhouette" был очень настороженно воспринят критиками. Много в нём был странного: названия пьес, совсем не характерные для джазовой музыки – "Сатурн", "Просвещение", "Изображения", "Гороскоп"; обложка пластинки, на которой изображена обнажённая инопланетная женщина на фоне ландшафта неизвестной планеты; да и сама музыка, вроде бы попадающая под привычные жанровые каноны, звучала всё же как-то иначе. Так было и со многими последующими записями и выступлениями Сан Ра и его "Аркестра". Оставаясь в определённых жанровых канонах, соблюдая схему (заглавная тема с последующими соло-импровизациями солистов), Сан Ра допускает практически тотальную свободу в исполнении музыки.
 
Музыканты оркестра вспоминают его фразу, характеризующую во многом его подход к созданию музыки: "Если вы не можете сыграть идеально правильно, сыграйте идеально неправильно". При таком подходе становятся абсолютно органичными и уместными древнеегипетские костюмы музыкантов, глубокие философские стихи, пространные импровизации на синтезаторе Муга, а также песни, поющиеся участниками всего коллектива, больше напоминающие мантры или древние заклинания. Стоит также отметить, что, подобно ещё одному признанному классику фри-джаза Орнетту Коулмену, Сан Ра обладал незаурядной способностью к сочинению красивых, запоминающихся мелодий, благодаря чему заслужил большое уважение и признание не одних только поклонников и сторонников авангардной джазовой сцены.
 
Если же всё-таки, в силу действия таинственной ауры вокруг этого музыканта, вы до сих пор не осмеливались прикоснуться к его незаурядному творчеству, пластинка "Jazz in Silhouette" едва ли не больше других подойдёт, чтобы сделать это!
 
Главные треки: "Enlightenment", "Saturn", "Ancient Aiethopia".
 

Автор статьи: Вадим Чикуров

К остальным альбомам
http://studiohelloworld.ru/Фотографы

Разработка сайта: WebZenith
Design by Kate



Наши партнёры  
Свердловская филармонияEverJazz