Black Music Promo  
Блэк Мьюзик Промо
LifeFacesCulturePaparazziReleasesSupportFriend linksAbout
 
Сегодня 04 июля
суббота

Ornette Coleman "Free Jazz: A Collective Improvisation" (1961)

    
 

ORNETTE COLEMAN
"FREE JAZZ: A COLLECTIVE IMPROVISATION"
1961
(Atlantic) 

Genre: Free Jazz/Avant-Garde Jazz
Rating: 5 of 5 

Tracklist:
1. Free Jazz (part one)
2. Free Jazz (part two)

Total time: 37'10''

 

В начале 1950-х джазовый композитор и пианист Стэн Кентон со своим аранжировщиком Бобом Греттингером записали цикл композиций, в которых джаз и классический модерн сочетались так, как никогда прежде. В то время как их странный стиль критики и слушатели даже не назвали бы джазовым, а самого Кентона – вдохновителем многих музыкантов, они показали миру, что джазовые эксперименты допустимы и возможны. 

Так как эксперименты Кентона и Греттингера были слабо замечены, в музыкальном мире создалось впечатление, что джаз растратил свой собственный потенциал. Многие музыканты по разным причинам находили попытку выйти за рамки традиций неинтересной или попросту слишком рискованной. 

Уже в конце 1950-х молодой и амбициозный саксофонист из Техаса сделает свой первый шаг за пределы условно дозволенного. Альбом "The Shape of Jazz to Come", возвестит миру имя музыканта-новатора Орнетта Коулмана и навсегда разделит джазовую историю на "до" и "после". Пока его идеи о полном отказе от аккордовых структур вызывали негодование у критиков и слушателей, замысел о вольном солировании и полной импровизации постепенно приобретал оформленные черты. Спустя два года они получат название "фри-джаз" (исходный термин со временем породил целый жанр и даже квазирелигиозный культ) и вполне материальный вид – пластинку "Free Jazz: A Collective Improvisation".

Стоит сразу отметить и оговорить несколько парадоксальных моментов. По мере того как музыканты свободно импровизируют и солируют, их музыка не превращается в хаос и отнюдь не звучит так, будто потерян контроль. Запись держит в центре внимания факт того, что квартеты в звуковых каналах расположены отдельно – Коулман (альт-саксофон), Дон Черри (карманная труба), Скотт ЛаФаро (бас) и Билли Хиггинс (барабаны) в левом канале, а Эрик Долфи (бас-кларнет), Фредди Хаббард (труба), Чарли Хейден (бас) и Эд Блэквелл (барабаны), соответственно, в правом. В итоге это слияние создаёт определённую гармонию – настолько, насколько вообще здесь уместно это слово. 

Сам Коулман, несмотря на его призыв к полной свободе в музыке, остаётся очень мелодичным, даже блюзовым исполнителем, который никогда не оступается. Хотя и не без влияния остальных, он долгое время содействовал в первую очередь своему другу, трубачу Дону Черри, и эксцентричному Эрику Долфи. Оба музыканта в основном опирались на структуры, созданные Коулманом, на взаимодействие между ними и остальной группой, дабы собрать всё воедино так, как подобает и в то же время не подобает. Например, определённая развлекательность присуща здесь Долфи, который копирует трубу Хаббарда, добавляя всё больше и больше ненормальных, искажённых звуков, словно пытаясь умалить его звучание. В общем, всё на этой записи звучит так, будто джазмены отлично проводят время, не просто играя, но и используя идеи друг друга, дабы сделать их ещё страннее. Эта связь между всеми и каждым музыкантом очень хорошо видна, а скорее, слышима.

"Free Jazz: A Collective Improvisation" никогда не был записью, которую трудно слушать и воспринимать. Это не настолько экспериментальный и экстремальный альбом, в отличие, скажем, от коллективной импровизации колтрейновской "Ascension" или любой пластинки "актуэлевского" лейбла (BYG Actuel). При этом с точки зрения истории важность "Free Jazz: A Collective Improvisation" трудно переоценить.

Ссылка на альбом.

 

Автор статьи: Владимир Андрюха


К остальным альбомам
http://studiohelloworld.ru/Фотографы

Разработка сайта: WebZenith
Design by Kate



Наши партнёры  
Свердловская филармонияEverJazz