Black Music Promo  
Блэк Мьюзик Промо
LifeFacesCulturePaparazziReleasesSupportFriend linksAbout
 
Сегодня 07 июля
вторник

Ли Морган: жизнь на повышенных оборотах

    
 

10 июля 2013 года одному из самых ярких представителей хард-бопа 60-х Ли Моргану исполнилось бы 75 лет. И кто знает – если бы не трагическая смерть, настигшая его в столь раннем возрасте, возможно, и сейчас он бы оставался в десятке лучших джазовых трубачей в мире. Однако, судьба распорядилась иначе, навсегда увековечив его как самого молодого и даровитого гения, расставшегося с жизнью на взлёте своей карьеры. Ему было всего 33 года.


Эдвард Ли Морган родился в Филадельфии 10 июля 1938 года. Он был самым младшим из четырёх детей в семье Отто Рикардо и Нети Беатрис Морган. Ещё в детские годы мальчик проявлял интерес к музыке, и на тринадцатый день рождения сестра подарила ему трубу. Возраст это довольно поздний для становления серьёзного музыканта, но, тем не менее, Морган прилежно и упорно оттачивал своё мастерство; в конце концов его старательность в занятиях была вознаграждена. Особое влияние на молодого музыканта оказал легендарный Клиффорд Браун – Ли даже получил от него несколько уроков. В период с 1953 по 1956 годы, ещё в столь юношеском возрасте Морган уже успешно выступал в составе различных бэндов Филадельфии. А в 18 лет ему выпадает счастливый билет, и музыкант оказывается в составе биг-бэнда Диззи Гиллеспи.

Контрабасист Пол Уэст вспоминал: "Ли Морган и я попали в оркестр Гиллеспи в одно и то же время. Мы были настоящими молокососами. Ли было восемнадцать, а мне двадцать один. Я думаю, ничего более фантастического, лучшего не могло случиться с Ли в ту эпоху. Он был практически пацаном, но он был дерзким, весёлым и страшно смешным. Он чем-то был похож на Диззи в детстве, на крошку-Диззи. Когда он играл соло в знаменитой "Ночь в Тунисе", чувствовалось, что он хочет быть самим Диззи, артистом, личностью. Этим он отличался от большинства молодых дебютантов. В его игре был характер, было что-то своё, и он не старался показать своё умение, техническую виртуозность – он просто использовал опыт и талант, чтобы вложить это личное, одному ему свойственное, в игру. То же самое делал и Диззи". В составе биг-бэнда Гиллеспи Морган играл на протяжении полутора лет вплоть до того, как в 1958 году экономические соображения не заставили Гиллеспи распустить свой коллектив.

В то же время, Ли Морган не переставал записываться и как сессионный музыкант, и в качестве лидера – при этом с всё возрастающим успехом. С лейблом Blue Note, например, им как солистом было записано 25 альбомов; часть релизов выходила также на Vee-Jay Records. За это время он успел поработать более чем с 250 музыкантами: он, например, принял участие в создании нескольких первых дисков Хэнка Мобли, а также в записи альбома Джона Колтрейна "Blue Train" (1957).

Из распущенного оркестра Гиллеспи Ли Морган перешёл к Арту Блейки в его Jazz Messengers. Здесь он с успехом продолжил совершенствовать своё исполнительское и композиторское мастерство, отметившись на одном из знаковых альбомов коллектива – "Moanin'" (1958). С данным биг-бэндом он активно гастролировал, попутно записываясь с другими участниками оркестра: Бенни Голсоном, Хэнком Мобли и (чуть позже) Уэйном Шортером.

К большому сожалению, Морган не сумел избежать сопутствовавших многим коллегам по цеху проблем с наркотиками. Зависимость от героина вынудила его в 1961 году оставить коллектив Блейки, и пару следующих лет он вёл весьма незавидное существование в Филадельфии. Согласно сведениям Тома Пирчарда, биографа Моргана, на героин, помешавший развитию его карьеры, Моргана "подсадил" сам Арт Блейки.

В 1963 году, во многом благодаря своей семье, которая помогала ему избавиться от зависимости, он с новыми силами возвращается в Нью-Йорк. У Моргана имелись некоторые идеи и наброски к новому альбому. По его задумке, пластинка должна была представлять собой эксперименты с различными стилями – от соула и ритм-н-блюза до уже знакомого и близкого ему хард-бопа. Так на свет появился, пожалуй, самый коммерчески успешный альбом музыканта – "The Sidewinder" (1963). Одноименная композиция покорила вершины поп-чартов в 1964 году и даже стала фоновой мелодией рекламы фирмы Chrysler. За "Сайдвиндером" последовали альбомы "Search for the New Land" (1964) и "Tom Cat" (1964) – второй период сотрудничества с Блейки (1964-1965) стал ярчайшим моментом за всю карьеру трубача. Один удачный проект сменял другой, Морган упивался своей востребованностью и популярностью, а вся заинтересованная в джазе публика наслаждалась его музыкой. Кроме славы и успеха, Ли познал, наконец, и радость от материальной составляющей своей музыкальной деятельности. Игра Моргана стала более рискованной: он начал исследовать модальную музыку, использовать элементы авангарда, с одной стороны, и не чураться влияния фанка, с другой.

В 1965 году история с наркотиками повторяется. Начинаются проблемы с выступлениями, продолжительные наркотические трипы и сопутствующие этому события. На этот раз преодолеть зависимость ему помогает подруга Хелен Мор; по иронии судьбы, она же спустя несколько лет выстрелит в Моргана за кулисами сцены нью-йоркского джазового клуба Slugs'.

Конечно, Морган был не из тех, кто живет счастливой семейной жизнью. Данному трагическому событию предшествовала ссора, когда по версии очевидцев, гражданская жена застала музыканта с девушкой. Женщина была взвинчена и обвинила Моргана в измене. Ли препроводил жену к выходу, но вскоре она вернулась, сообщив, что на улице холодно и она замерзла. Тогда Ли отдал ей свой пиджак, в кармане которого лежал его пистолет, и снова попытался проводить её к выходу. В момент, когда Морган поднимался на подмостки сцены, она окликнула его по имени. Он обернулся на крик. Достав пистолет, Мор выстрелила. Пуля попала в грудную клетку, и смерть наступила практически мгновенно. Известно, что сама Хелен многократно жалела о случившемся, осознав страшную ошибку уже сразу после выстрела, однако сделать что-либо было уже невозможно. Впоследствии её судили, а в 1978 году она досрочно освободилась из тюрьмы. Хелен Мор никогда не выражала желания обсуждать происшедшее с кем бы то ни было, дав интервью лишь незадолго до своей смерти в 1996 году.

Ли Моргана во всём мире запомнили как джазового трубача-виртуоза, талантливого и во многом неповторимого, оставившего после себя изрядное музыкальное наследие. За свою недолгую жизнь он успел попробовать себя в различных стилях, от привычного ему хард-бопа до авангарда, выпустив при этом множество сольных альбомов и в роли сайдмена, что ещё раз подтверждает, как торопился жить и творить этот молодой гений.

Три главных альбома Ли Моргана:
"The Sidewinder" (1963)
"Tom Cat" (1964)
"Charisma" (1966)
+ Art Blakey & the Jazz Messengers "Moanin'" (1958)

Пять главных композиций Ли Моргана:
"The Sidewinder"
"A Night in Tunisia"
"Since I Fell for You"
"I Remember Clifford"
"Boy, What a Night"


Автор статьи: Владимир Андрюха


К остальным портретам
http://studiohelloworld.ru/Фотографы

Разработка сайта: WebZenith
Design by Kate



Наши партнёры  
Свердловская филармонияEverJazz