Black Music Promo  
Блэк Мьюзик Промо
LifeFacesCulturePaparazziReleasesSupportFriend linksAbout
 
Сегодня 08 июля
среда

Три жизни Джонни Уотсона

    
 

Историческая память – штука весьма избирательная и далеко не всегда достоверная. Перефразируя Майлза Дэвиса, можно в течение нескольких десятилетий вершить настоящую музыкальную революцию, а запомнят тебя по сущей безделице. Если вообще запомнят. Джонни "Гитар" Уотсон стал одним из тех музыкантов, благодаря которым сформировалась современная культура исполнения гитарного блюза и ритм-н-блюза, однако к "лику святых" его причисляют не в пример реже Би Би Кинга, Джими Хендрикса иже с ними. Восстановить справедливость в рамках отдельно взятой обзорной статьи – желание заведомо неисполнимое, но когда нас это останавливало?...


Джон Уотсон-младший (раньше бы сказали "Ватсон") родился в 1935 году в Хьюстоне (штат Техас), в семье пианиста Джона Уотсона-старшего и какое-то время готовился стать преемником отца. Решение "променять" клавишные на гитару обусловили сразу два фактора: молодой Джонни впечатлился игрой техасских блюзменов Ти-Боун Уокера и Клэренса Брауна, а вскоре после этого масла в огонь подлил его дед, который всю свою жизнь был гитаристом в церкви. Подарив парню его первый инструмент, гранпа Уотсон наказал ему не играть "дьявольскую музыку". Как позже признался сам Джонни, именно "дьявольский" блюз он первым делом и начал осваивать на гитаре.

Когда начинающему музыканту исполнилось 15 лет, его родители развелись. Оставшись с матерью, Джонни вместе с ней переехал в Лос-Анджелес. Незадолго до этого Уотсон прошёл первое испытание сценой, причём его музыкальным партнёром оказался не кто-нибудь, а сам Альберт Коллинз. В Калифорнии же "молодой Джонни Уотсон" (именно так его стали указывать в афишах) сразу пошёл в гору – сначала он выиграл несколько конкурсов молодых талантов, а вскоре после этого пошла сессионная работа в студии и на сцене. Пианино он, кстати, не забросил – именно оно обеспечило музыканту первые гонорары.

Свой новый псевдоним Уотсон выбрал в 1954 году, после просмотра фильма "Джонни-гитара" со Стерлингом Хейденом в главной роли. Это произошло как нельзя кстати – именно в эти годы на R&B-сцене гитаристы начали выходить на передний план, вооружившись современными инструментами и электроусилением. Кроме того, Джонни как никто другой в калифорнийском ритм-н-блюзе заслуживал такого звучного имени – его первые экспериментальные записи, на которых находилось место не только передовой технике игры, но и первым спецэффектам, датируются 1953 годом, то есть примерно 15 годами ранее того, когда гитаризм стал разновидностью музыкального спорта (привет Хендриксу и когорте британских рокеров!).

В 1957 году Уотсон сделал первый шаг к тому, чтобы войти в историю чёрной музыки, записав сингл "Gangster of Love". Несмотря на то, что в основе это был тот же чикагский электроблюз, подозрительно напоминавший уотерсовскую "Hoochie-Coochie Man", песня попала в "яблочко". Годы спустя она даже удостоилась авто-кавера и в новом исполнении Уотсона снискала какое-никакое коммерческое признание. Решив продвигать себя как "любовного гангстера", Джонни уделил должное внимание своему имиджу – всегда одетый стильно, с иголочки, он везде появлялся со своей неизменной причёской "помпадур".



Вторая половина 50-х и практически все 60-е прошли у Джонни-гитары под знаком ритм-н-блюза; он менял издающие лейблы, экспериментировал со звучанием (стоит отдельно упомянуть вышедший на Chess Records альбом "The Blues Soul of Johnny Guitar Watson", оказавшийся на деле записью джазовых стандартов в формате трио с самим Уотсоном на фортепиано). В 1965 году он начал выступать совместно с рок-н-ролльщиком Лари Уильямсом, тогда же они провели резонансное турне по Великобритании, что вылилось в запись альбома для английского Decca Records. Вплоть до середины 70-х Джонни успел поработать с самыми первостатейными музыкантами в качестве сайдмена – это Литтл Ричард, Фрэнк Заппа, Джордж Дюк, Сэм Кук, Джонни Отис, Херб Элперт и многие, многие другие.



Начало 70-х стало для большинства чёрных музыкантов старой формации временем потери контрактов, пустых концертных залов и нулевых продаж. Наступала новая эра поп-музыки, в которой не было места для старого доброго блюза и слегка наивного R&B. На смену им пришёл фанк – своеобразная альтернатива рок-музыке, гремевшей по обе стороны Атлантики и собиравшей стадионы молодых поклонников. Джонни Уотсон начал прощупывать почву под ногами и даже выпустил (правда, без особого успеха) два соул-фанковых релиза на Fantasy Records. Однако для того, чтобы заполучить новую аудиторию, музыканту потребовалось предпринять более решительные действия (кстати, похожую карту на излёте 60-х разыграл Майлз Дэвис, устроивший при этом настоящую революцию в джазовом звучании).

Поворотным в карьере Джонни Уотсона стал 1976 год. Сменив классический образ соулмена 60-х на причёску афро, очки в пол-лица, стильные костюмы со шляпами и даже золотые зубы, он заключил контракт с лейблом DJM Records. С этого момента и до 1980 года для 41-летнего артиста наступило время пика его карьеры. Несмотря на почтенный по меркам шоубиза возраст, гитарист сумел достучаться до нового поколения слушателей при помощи своего патентованного стиля, в котором крайне удачно смешались танцевальность (на стыке фанка и диско) и душевность (несмотря на трансформации, это по-прежнему был соул-блюз, который Джонни к тому моменту играл уже больше 20 лет). Хитовые записи посыпались как из рога изобилия – всего за шесть лет вышло семь лонгплеев и почти два десятка синглов, многие из которых стали визитными карточками музыканта – в первую очередь это песни "I Need it", "Superman Lover" и "A Real Mother for Ya".



Став частью той яркой эпохи диско, Уотсон со временем почувствовал на себе и её скоротечность. Вкупе с рядом деловых просчётов и личных потерь (в частности, в 1980 году был застрелен его давний друг, певец Ларри Уильямс) это стало причиной того, что уже к 1982 году Джонни-гитара растерял большую часть той популярности, что свалилась ему как снег на голову шестью годами ранее. После выхода неплохих дисков "That's What Time it is" (A&M, 1982) и "Strike on Computers‎" (Valley Vue, 1987) артист окончательно ушёл в тень. Казалось, имя Уотсона навсегда кануло в прошлое.

Тем неожиданней оказался камбэк – в 1994 году Джонни "Гитар" Уотсон вернулся с диском "Bow Wow", который был принят буквально всеми: критики хвалили музыканта за модернизацию блюза, а слушатели оценили вполне современный саунд. По иронии судьбы, альбом получил премию "Грэмми" (единственную в карьере Уотсона) в категории "Современный блюз". В чём-то это справедливо – несмотря на все стилизации, эта музыка так и осталась старым добрым блюзом. Кстати, Джонни, чьи записи до сих пор остаются источником для хип-хоп сэмплов, в заглавной песне диска употребил фразу, которую позже, переиначив, сделал своей фирменной речовкой Снуп Догг – "Bow Wow Wow yippi-yo yippi-yay".



Вернувшись в бизнес, мистер Уотсон вернулся и к гастрольной деятельности. С удовольствием колеся по всему миру, в мае 1996 года он добрался и до Японии. Именно там, в Иокогаме, на первых аккордах стартовой песни "Superman Lover" Джонни, судорожно схватив рукой воздух, упал на сцену с сердечным приступом. Когда, наконец, подъехала неотложка, было уже слишком поздно. Смерть 61-летнего артиста констатировали полтора часа спустя.

Сам Джонни "Гитар" Уотсон говорил, что, раз уж ему суждено однажды умереть, он бы хотел, чтобы это произошло именно на сцене. Удивительным образом, желание этого музыканта, пережившего три творческих взлёта и посвятившего сцене всю свою сознательную жизнь, исполнилось. Его наследие живёт – пусть не в радиоэфире и даже не всегда в сборниках типа "Лучшие хиты десятилетия". Музыка и стиль Джонни Уотсона растворились в самой плоти и крови американского ритм-н-блюза – где-то в виде заимствований и цитат, где-то – в качестве общего неявного ориентира. Лучше других об этом сказала бесподобная Этта Джеймс: "Джонни-гитара Уотсон не был просто гитаристом: он был первоклассным музыкантом. Он мог бросить вызов поп-чартам, мог одним махом сочинить прекрасную мелодию или отличный грязный грув, выдать красивую гармонию или готовый саунд. Элвиса называют Королём, но настоящим королём был Джонни Уотсон".


Три главных альбома Джонни "Гитар" Уотсона:
"Ain't That a Bitch" (1976)
"A Real Mother for Ya" (1977)
"Bow Wow" (1994)

Пять главных песен Джонни "Гитар" Уотсона:
"Superman Lover" (1976)
"I Need it" (1976)
"Gangster of Love" (1957)
"Do the Guitar" (1982)
"Bow Wow" (1994)


Автор статьи: Александр Ашбель


К остальным портретам
http://studiohelloworld.ru/Фотографы

Разработка сайта: WebZenith
Design by Kate



Наши партнёры  
Свердловская филармонияEverJazz