Black Music Promo  
Блэк Мьюзик Промо
LifeFacesCulturePaparazziReleasesSupportFriend linksAbout
 
Сегодня 07 июля
вторник

Редкоземельный джаз Алексея Козлова. Часть 1: советский период

    
 

Удивительно разнообразны судьбы джазовых музыкантов. Чья-то жизнь чрезвычайно коротка и проносится словно комета, оставляя яркий след, навсегда изменяющий джаз. Такова, например, была жизнь Чарли Паркера. Некоторые из джазовых музыкантов словно звёзды – долго светят неповторимым ровным светом, подобно Сонни Ролинзу. Ещё существует редчайшая порода джазменов, сравнить которых можно с бриллиантами на солнце – в зависимости от угла падения света они постоянно меняют свой цвет. В американском джазе таковым является Майлз Дэвис, который в течение своей творческой карьеры несколько раз кардинально менял свою музыку, увлекая за собой целые поколения молодых музыкантов. В советско-российском джазе такой пример тоже есть.


13 октября 2014 года исполнилось 79 лет Алексею Козлову – живой легенде отечественного джаза, джаз-рока и прог-рока. За свою карьеру этот музыкант не раз менял направление своей музыки от классического джаза к бибопу, уходил от бибопа в сторону авангарда, затем нашёл себя в джаз-роке и фьюжне, а потом и вовсе обратился к классике, используя её как материал для нового осмысления в разрезе джазовой импровизации.
 
Алексей Семёнович Козлов родился в 1935 году в Москве. Уже в десятилетнем возрасте он увлёкся джазом, слушая советские довоенные записи Леонида Утесова, Александра Цфасмана, Александра Варламова, Эдди Рознера, а также трофейные – Дюка Элингтона, братьев Миллс, Гленна Миллера и Бенни Гудмена. В это время он учится в музыкальной школе по классу фортепиано, однако, курс так и не закончил, не выдержав казавшиеся бессмысленными занятия гаммами, инвенциями и прочими упражнениями.
 
В 50-е годы Козлов, проявляя интерес ко всему американскому и внутренне не принимая всё советское, становится вначале "стилягой", а затем "штатником". Этот факт является одним из предрасполагающих к тому, что молодой Алексей Козлов бывает в самых модных на тот момент местах и слушает джаз – музыку, считавшуюся запрещённой в СССР. Одним из переломных моментов в судьбе будущего музыканта стал международный фестиваль 1957 года, проходившей в Москве. Именно тогда ему удалось послушать профессиональный английский квинтет Джеффа Элисона, игравший на тот момент самую современную музыку – смесь вест-коуста и раннего хард-бопа, и пообщаться с баритон-саксофонистом этого ансамбля – Джо Темперли. Посещая, различные "халтуры", чтобы послушать пианистов, Алексей Козлов в какой-то момент сам начинает подыгрывать то на фортепиано, то на контрабасе до тех-пор, пока не нашёл под сценой клуба МИСИ имени Куйбышева старый довоенный немецкий альт-саксофон в жутком состоянии. С этого времени Козлов начинает самостоятельное изучение этого инструмента. Постепенно он собирает свой квинтет, который в 1960 году принял активное участие в концертной деятельности джаз-клуба в ДК энергетиков на Раушской набережной, а также в культурной программе Всемирного форума молодёжи, проходившего в Москве.
 
В 1962 году Алексей Козлов окончил Московский архитектурный институт и до 1976 года работал научным сотрудником отдела теории дизайна ВНИИ технической эстетики, совмещая дневную работу в институте с игрой на саксофоне по вечерам. Здесь состоит отличие Козлова от многих советских джазменов так называемого "поколения физиков", таких как Георгий Гаранян, Алексей Зубов, Константин Бахолдин, которые, забросив свои профессии, стали музыкантами.
 
Ещё одним отличием Козлова от многих других музыкантов советского периода было то, что он очень зорко следил за тенденциями в музыке, которые имели место на Западе, и менял свою музыку (а заодно и внешность) в соответствии с этими веяниями. 

Так в начале своей карьеры Алексей Козлов был ярым "паркеристом", но постепенно стал исполнять со своим квартетом музыку в стиле фри-джаз, находясь под впечатлением таких музыкантов, как поздний Джон Колтрейн, Орнет Коулмен, Альберт Эйлер, Арчи Шепп, Робин Кениата и других. Эта музыка, не имевшая тональности, а зачастую и фиксированного ритма и даже свинга, держалась только на тонком понимании стиля, на ощущении протеста против банальности. При всех попытках Козлова популяризовать джаз, сделать его понятнее большему количеству слушателей, но не упрощая при этом музыку, а объясняя её построения, законы импровизации и т. д., это направление оставалось в Советском Союзе жанром для очень узкого круга людей.
 
Особенностью советского джаза был ещё и официальный запрет на этот вид музыки, считавшейся долгое время идеологически вражеской, вплоть до 80-х годов. Одним из способов выживания здесь являлся высокий профессионализм музыкантов, за счёт которого авторитетные представители музыкального сообщества из Союза композиторов, Министерства культуры и подобных организаций могли оказать поддержку. 

Так, например, для издания первого миньона, вышедшего с журналом "Кругозор", поддержкой приходилось заручаться у самого Шостаковича. Одним из вопиющих случаев давления властей на джазменов стало ограбление помещения, в котором хранились все инструменты квинтета Козлова (не было сомнений в том, что это было сделано специально), в результате чего музыкант остался без инструмента и какое-то время не играл. В этот период у него произошло осмысление новых тенденций в музыке, искусстве и обществе, и в 1973 году Алексей Козлов создает свой знаменитый джаз-рок ансамбль "Арсенал", а сам заодно становится хиппи.
 
Первое время ансамбль "Арсенал" исполнял джазовую классику, последние образцы джаз-рока, а также сокращённый вариант оперы "Иисус Христос – суперзвезда" в оркестровке Козлова. В дальнейшем музыка "Арсенала" состояла практически полностью из авторских произведений (сам Алексей Козлов является автором около 100 композиций). Ансамбль "Арсенал" стал своего рода экспериментальной лабораторией, через которую прошло огромное количество музыкантов самого высокого уровня. В этой "лаборатории" были опробованы сочетания самых разных инструментов и смешения различных стилей, поэтому позже сам Алексей Козлов музыку "Арсенала" стал называть не иначе как "фьюжн", или сплав, причём в этом сплаве были задействованы не только музыкальные стили, но и авангардная поэзия, пантомима, театральное искусство и танец. Таким образом, Козлов расширил художественный язык "Арсенала", привнеся в выступления практически все виды искусства. Однако, так же, как и предыдущие коллективы Козлова, "Арсенал" попал под запрет. Неимоверными усилиями удалось устроить группу на официальную работу в отделение Калининградской филармонии, что дало возможность иметь постоянную репетиционную площадку, стабильную зарплату и возможность концертировать, но, тем не менее, выступать в Москве им было запрещено (лишь летом 1980 года, когда гостям Олимпиады нужно было представить что-то поражающее воображение, запрет был снят).
 
В 1978 году ансамблю доверяют участие в варшавском "Джаз-джембори", а с 1979 года коллектив используется Министерством культуры РСФСР в официальных мероприятиях, таких как дни культуры в различных республиках СССР, фестивали искусств "Киевская весна", "Мэрцишор" в Молдавии, "Белорусская осень" и других. Став официальным коллективом, "Арсенал" многократно исколесил территорию Советского Союза, пользуясь неизменным успехом. Начиная с 80-х годов "Арсенал" много раз выступал за рубежом.
 
В 80-е Алексей Козлов и его ансамбль имели уже не только международное признание, но и, конечно же, базу поклонников у себя на Родине. Игра коллектива вызывала удивление у зарубежных коллег, ведь образ Советского Союза долгое время не позволял рассчитывать на наличие джазовых музыкантов, играющих самую современную музыку высочайшего качества. Это, конечно же, являлось гордостью для создателя и бессменного руководителя ансамбля – Алексея Козлова, и несомненно, является величайшей гордостью и для нас – слушателей.
 
Избранные композиции советского периода:
"Опасная игра" (1975)
"Башня из слоновой кости (1976)
"Тайна" (1980)
"Ностальгия" (1982)
"Незнакомка" (1982)
"Воспоминание об Атлантиде" (1988)
 
Избранные альбомы советского периода:
"Своими руками" (1982)
"Второе дыхание" (1984)
"Опасная игра" (2005, записи 1977-81)

 
Автор статьи: Вадим Чикуров, специально для Black Music Promotion
 

К остальным портретам
http://studiohelloworld.ru/Фотографы

Разработка сайта: WebZenith
Design by Kate



Наши партнёры  
Свердловская филармонияEverJazz