Black Music Promo  
Блэк Мьюзик Промо
LifeFacesCulturePaparazziReleasesSupportFriend linksAbout
 
Сегодня 08 июля
среда

Редкоземельный джаз Алексея Козлова. Часть 2: российский период

    
 

В конце 80-х – начале 90-х с приходом больших перемен в стране, серьёзные перемены происходят и в жизни джазовых музыкантов. Весь советский период боровшиеся с советской идеологией, а точнее, пытавшиеся выстоять под её гнетом после распада СССР, джазмены вынуждены были бороться за банальное экономическое выживание. Не стал исключением Алексей Козлов со своим "Арсеналом", который в поисках профессиональной востребованности прошёл сложный тернистый путь к своему слушателю.

Окончание. Первая часть – здесь.


Ещё в начале 1990 года "Арсеналу" (на тот момент официальному советскому коллективу, работавшему при Калининградской филармонии) пришлось уволиться "по собственному желанию", так как у учреждения больше не было средств для содержания помещения, в котором находилось огромное количество музыкальной аппаратуры и где, собственно, располагалась репетиционная база "Арсенала". Так Алексей Козлов стал свободным художником, замкнувшись, первое время в себе и начав работать "в стол". Но долгое время так происходить не могло. Мы помним, что характер Алексея Семёновича закалялся в непростых условиях давления властей на советский джаз, и перед вызовами нового времени этот человек не был бессильным. 
 
В первую половину 90-х, в период хаоса и экономической нестабильности возможность реализовываться предоставлялась эпизодически. На рубеже 1992-93 годов Алексей Козлов решил собрать джазовый квартет, тем более что подвернулась случайная возможность поработать в греческом джаз-клубе. Подготовив программу из джазовых хитов 50-60-х годов, коллектив отправился в город Салоники, где успешно работал в одном из заведений. В 1993 году Алексей начинает руководить ночным джазовым клубом в Москве, работавшим на базе ресторана "Аркадия" с часу до пяти утра и в котором с обширной джазовой программой в три отделения он сам и выступал со своими старыми друзьями-джазменами.
 
Основная проблема в этот период разгула беззакония, начавшейся безработицы и катастрофического падения уровня жизни большинства людей была в публике. Тем не менее, клуб просуществовал больше года, и иногда среди случайных посетителей и откровенных бандитов находились люди, разбирающиеся в джазе, близкие к искусству – актёры, режиссёры, писатели. Также работа в "Аркадии" дала несколько полезных знакомств, благодаря одному из которых Козлов получил кратковременную возможность делать свою телепрограмму на Первом канале – "Весь этот джаз", в рамках которой он успел рассказать о творчестве великих джазменов, таких как Майлз Дэвис, Телониус Монк, Арт Блейки, Лайонел Хэмптон и других. Ещё одно знакомство было с представителями американской методистской церкви, которое привело к тому, что Алексей посетил город Оклахома-Сити с мастер-классом на джазовом факультете и выступлениями на субботних и воскресных службах в местных методистских храмах.
 
В 1994 году Алексей Козлов собрал новый состав "Арсенала" из молодых крепких профессионалов для участия в программе "Лучшие из лучших", в которой все что-то угадывали, пытаясь выиграть "Жигули", а в конце со своим инструментальным номером выступал "Арсенал". В 1995 году состоялись довольно странные гастроли ансамбля по Америке. Странность заключалось в том, что "Арсенал" выступал в качестве аккомпанирующего ансамбля Тамары Гвердцители. Согласился Алексей Козлов на такое, видимо потому, что один из концертов состоялся в "Карнеги-Холле".
 
Вот так прошла первая половина 90-х, состоявшая из случайных знакомств и участия в нелепых, на сегодняшний взгляд, проектах, но это и было тем, что можно назвать борьбой за существование, попыткой вписаться в новое время. Всё это не прошло даром – народ вспомнил об "Арсенале", а в 1995 году "Арсенал" получил приз "Овация" как лучший российский джазовый коллектив.
 
1996 год можно считать поворотным в творчестве Козлова. Именно в этот период он вновь решает играть другую музыку – тихую, акустическую, с нюансами, сложную и в то же время доступную любому нормальному человеку. Начинается творческий союз со струнным квартетом имени Д. Шостаковича. Плодами этого партнёрства стала концертная программа (а впоследствии и записанный диск), состоявшая из таких композиций, как "Павана" Габриэля Форе, "Лунный свет" Клода Деюбси, "Марш" Сергея Прокофьева и др. Увлекшись исполнением камерной музыки Алексей Козлов подготовил программу для "Дуэта новой камерной музыки" с пианистом-клавишником Вячеславом Горским. Апогеем приобщения к классике можно назвать сольный концерт саксофониста с симфоническим оркестром с программой, состоявшей из музыки  французских композиторов-импрессионистов. 
 
Ещё одним из камерных, акустических экспериментов стало сотрудничество с мужским еврейским хором под управлением Александра Цалюка, результатом которого стало несколько успешных концертов с исполнением музыки Рахманинова, Форэ и Вагнера. 
 
В 1998 году появился очередной проект под названием "Арс-Нова", который был создан для исполнения собственных композиций и музыки классических композиторов – таких, как Вагнер, Бородин, Рахманинов, Равель, а также музыки таких джазменов как – Ян Гарбарек, Кит Джаррет, Пэт Мэтини, Ральф Таунер. Это было трио, в состав которого входили Дмитрий Илугдин (клавишные), Евгений Шариков (безладовая бас-гитара) и сам Алексей Козлов (саксофоны). В дальнейшем возникла идея расширения коллектива, и таким образом появился уже восьмой по счёту состав "Арсенала". 
 
В новом тысячелетии Алексей Козлов по-прежнему чрезвычайно активен. Он продолжает выступать со своим "Арсеналом"; в числе знаковых концертов этого времени можно назвать концерты в Спасо-Хаусе по случаю приезда Дейва Брубека и Рэя Чарльза, выступление "Арсенала" в 2001 году в ГКЗ "Россия", а в 2005 году – в Пражском Кремле по приглашению президента Чехии Вацлава Клауса. 

Что касается самой музыки, которую исполняет современный "Арсенал", то её можно охарактеризовать не как сплав, а как смесь из кусочков разных стилей, где в одной композиции бибоп может соседствовать с блатной песней (в исполнении самого Алексея Козлова), авангардный джаз – со стихами обэриутов, а "Take Five" Дейва Брубека – с отрывком из Чайковского. В эпоху интернета, который, в свою очередь, убыстряет время и обрушивает на человека колоссальные потоки информации, такая подача музыки является довольно актуальной, и эта быстрая смена материала является хорошим способом удержать внимание современных нетерпеливых слушателей. 

Помимо музыкальной деятельности Алексей Козлов также является автором книг "Козёл на саксе", "Рок-музыка: истоки и развитие", "Джаз, рок и медные трубы" и других. Кроме этого он является создателем фонда "Арт-Бит", занимающегося поддержкой современной инструментальной музыки. Эта поддержка выражается в организации концертов и фестивалей, циклов лекций, проведении мастер-классов, издании аудио- и видеоальбомов, в чём сам Алексей Козлов принимает непосредственное активное участие.

Избранные альбомы российского периода:
"Горы Киммерии" (1995)
"А. Козлов и Квартет им. Шостаковича" (1999)
"Arsenal Live at the Forte Club" (2000)
"Седьмое воплощение" (2004)
"Поток сознания" (2013)
 
Автор статьи: Вадим Чикуров, специально для Black Music Promotion

Читать также:
Редкоземельный джаз Алексея Козлова. Часть 3: postscriptum

К остальным портретам
http://studiohelloworld.ru/Фотографы

Разработка сайта: WebZenith
Design by Kate



Наши партнёры  
Свердловская филармонияEverJazz