Black Music Promo  
Блэк Мьюзик Промо
LifeFacesCulturePaparazziReleasesSupportFriend linksAbout
 
Сегодня 08 июля
среда

The Funk Brothers: забытые, брошенные, недооценённые

    
 

В среде ценителей классической чёрной музыки о лейбле Motown принято говорить если и не с придыханием, то, как минимум, уважительно и с почтением. Ещё бы: построенная с нуля рекорд-империя Берри Горди-младшего в считанные годы стала сначала властителем рынка, а со временем и вовсе превратилась в знак качества, узнаваемое звуковое клише, да и просто в ёмкое нарицательное понятие.
 

Jamerson and Benjamin

Между тем, как это часто бывает, этому стремительному восхождению сопутствовали события подчас неприглядные и не допускающие огласки. Уже давно стали притчей во языцех скаредность Горди и его нетерпимость к чужому мнению; отдельного исследования заслуживает бухгалтерия "Мотауна", из-за которой до сих пор неизвестны истинные тиражи пластинок – фирма попросту не подавала отчёты об объёмах отгруженного винила.
 
Но был ещё один скелет в шкафу "Хитсвилля", сокрытие которого привело к тому, что на обочину мировой истории музыки оказались в буквальном смысле выброшены величайшие исполнители, своими руками выковавшие тот самый золотой саунд и обеспечившие своим боссам стабильный поток доходов на многие десятилетия вперёд, – The Funk Brothers.

 
Братья по фанку
 
У этого коллектива никогда не было ни официального названия, ни постоянного состава, ни собственной фан-базы – ничего, что так естественно для любой, даже начинающей группы. "Фанк-братья" были штатными музыкантами "Мотауна", связанными по рукам и ногам суровыми контрактными обязательствами. Начало их совместной работы совпадает по времени с датой основания самой фирмы – это 1959 год. Именно тогда Берри Горди отобрал будущий студийный оркестр из числа лучших джазовых и блюзовых музыкантов Детройта; тогда же начало выковываться то самое звучание, которое теперь так и называется – мотауновский саунд.
 

Teen Stevie Wonder with the Funk Brothers

В первый состав вошли пианист Джо Хантер, басист Джеймс Джемерсон и ударник Уильям Бенджамин. Вокруг них собрался целый ряд музыкантов, включая второго ударника Ричарда Аллена, пианиста Эрла Ван Дайка, перкуссионистов Джека Эшфорда и Эдди Брауна, виброфониста Джека Брокенша, а также многочисленных духовиков. Несмотря на поточную работу, участники коллектива сумели не только выработать свой подход и характерный звук, но и развить его, добавляя уникальные по тем временам приёмы и даже спецэффекты.
 
В первую очередь это касалось ритм-секции. Практически на всех записях 1959-1972 годов звучат сдвоенные барабаны (иногда число ударников увеличивалось до трёх), добавляющие музыке плотность. Схожим образом Джемерсон, владевший как контрабасом, так и бас-гитарой, записывал сперва акустические партии вместе с группой, а затем мастерски дублировал их на электрическом инструменте, да так, что даже специалисты не могли порой разобрать две звуковые дорожки, принимая их за одну.
 
Вообще, несмотря на то, что хвалебных слов заслуживают все ключевые участники этого проекта, особый почёт на протяжении последних десятилетий выказывается именно басисту Джемерсону. В этом нет ничего удивительного: его игра была настолько узнаваемой и новаторской, что только вынужденное затворничество помешало ему стать вровень с такими корифеями инструмента, как Ларри Грэм, Джек Брюс или Жако Пасториус. Игра Джеймса была сколь внешне простой, столь и сложноустроенной: он одним из первых расширил стандартный аккомпанемент, включив в него хроматизмы, синкопы и приглушённые ноты. В результате такой модернизации партия бас-гитары не просто "ухала" по низам, но и вела свою мелодическую линию, буквально пропевая её.
 

White and Messina

Несмотря на то, что боссы "Мотауна" приложили немало усилий к тому, чтобы компания воспринималась как уважаемая и престижная институция, в её "машинном отделении" царила неформальная творческая обстановка. Музыканты, записывавшие в тесной подвальной "Студии А" (она же – "Змеиная яма") куда больше четырёх разрешённых профсоюзом песен за смену, были пропитаны фанком, что проявлялось во всём – от шутливого общения до таких принципиальных моментов, как уход за инструментом. Тот же Джемерсон крайне неохотно чистил бас-гитару и лишь изредка менял на ней струны, объясняя это тем, что "грязь фанк бережёт". Для создания спецэффектов в ход шли такие нереспектабельные предметы, как шинный рычаг и противоснежные цепи для колёс; в то же время музыканты охотно экспериментировали с первыми электромузыкальными приборами: например, сразу в нескольких композициях в роли простенького одноголосого синтезатора звучит мастеровой осциллятор.
 
Легенда гласит, что по окончании одной из бесчисленных напряжённых сессий родилось и само неформальное название The Funk Brothers. Это барабанщик Бенджамин, окинув своих товарищей усталым взглядом, сказал: "Вы все – фанк-братья".

 
Под давлением
 
Но одно дело в подвале, а другое – на публике. Ни разу за время существования Motown не было ни единого упоминания о коллективе The Funk Brothers. Лишь однажды Ван Дайку было дозволено обозначить свой аккомпанирующий состав на записи как The Soul Brothers – Горди, не любивший слово "фанк", и тут внёс свои коррективы.
 
Несмотря на запреты, "фанк-братья" время от времени всё же подрабатывали на стороне. Когда об этом становилось известно начальству, следовали штрафы и увольнения; неудивительно поэтому, что такое давление сказалось на текучке состава. В 60-е годы ряды студийного бэнда пополнили такие ключевые персонажи, как клавишник Джонни Гриффит, ударник Юриэл Джонс, басист Боб Бэббит и гитаристы Деннис Коффи и Мелвин "Вау-Вау Ватсон" Рейджин. Со временем начала отходить на второй план базовая ритм-секция Бенджамин–Джемерсон ("Бенни" так и не сумел справиться с наркозависимостью и погиб в 1969 году); в конце 60-х маятник качнулся в сторону психоделического соула и главных протеже Нормана Уитфилда The Temptations. Потребовался новый саунд, который и обеспечили Бэббит, Джонс и Вау-Вау-Ватсон.
 
The Funk Brothers with Chaka KhanВ то же время Берри Горди, уставший от пронизывающего детройтского ветра и нацелившийся на голливудский шик, начал готовить почву для одного из своих самых радикальных бизнес-решений. К 1970 году весомая часть хитов (например, почти весь репертуар Jackson 5) записывалась уже в Лос-Анджелесе с привлечением местных музыкантов. При этом часть артистов продолжала работать в Детройте – как, например, Марвин Гей, которому было суждено совершить маленькую революцию на "Мотауне" с выпуском своего авторского диска "What’s Going On". Помимо очевидного творческого прорыва, этот альбом ознаменовался также тем, что на его обложке впервые были указаны те самые музыканты, чьими руками был создан "золотой" мотауновский саунд – Джемерсон, Гриффит, Мессина, Бэббит и многие другие "фанк-братья".
 
Наконец, в 1972 году свершилось то, что в одночасье похоронило величайший студийный коллектив XX века: Motown Record Corporation полным составом переехал в Лос-Анджелес. Лишь кучка безвестных музыкантов оказалась не у дел – их даже не потрудились известить заранее, вместо этого просто закрыв на клюшку дверь той самой "Змеиной ямы". Из более чем двух десятков "фанк-братьев" лишь единицы последовали за работодателем в солнечную Калифорнию. Одним из таких авантюристов был басист Джемерсон, но и он, не сумев встроиться в сменившуюся конъюнктуру 70-х, остался практически без работы: мало кому нужен был парень с грязным инструментом, играющий сугубо в своей манере на старомодных струнах с плоской обмоткой.

 
Запоздалое признание
 
The Funk Brothers documentaryВплоть до конца 80-х имена участников The Funk Brothers были известны разве что кучке меломанов. В безвестности умерли Джеймс Джемерсон (1983), Эдди Браун (1983), Эрл Ван Дайк (1992) и гитарист Роберт Уайт (1994); выжившие "братья" также не могли похвастать востребованностью и признанием.
 
Ситуация начала меняться в 1989 году с выходом книги Аллана Слуцкого "Стоя в тени Motown" ("Standing in the Shadows of Motown"). Несмотря на то, что текст был посвящён в первую очередь басисту Джемерсону, автор заявил обо всём коллективе, рассказав о прежде не афишируемых аспектах студийного подполья "Мотауна". За этим в 2002 году последовала премьера одноимённого документального фильма (режиссёр – Пол Джастман, продюсер – Аллан Слуцкий), и тут сработала магия большого экрана. Картина, начавшаяся фразой "The Funk Brothers записали больше хитов номер один, чем The Beatles, Элвис, The Rolling Stones и Beach Boys, вместе взятые", впервые вывела из тьмы этих безымянных героев, представив роль каждого из них.
 
За этим последовало вручение оставшимся в живых "фанк-братьям" премии "Грэмми" в номинации "Музыкант-легенда" (2004) и введение их в нэшвильский Зал славы музыкантов (2007). Кроме того, в Зал славы рок-н-ролла в Кливленде отдельно в качестве сайдменов были введены Джемерсон (2000) и Бенджамин (2003).
 
Получив запоздалое признание, уже пожилые члены The Funk Brothers с радостью принимали приглашения для участия в студийной и концертной работе. Так, в 2010 году Эдди Виллис, Боб Бэббит и Рей Монетт поучаствовали в записи ретро-альбома Фила Коллинза "Going Back". Тем не менее, фанк-братство теперь редеет едва ли ни с каждым годом: в 2002 году не стало Ричарда Аллена и Джонни Гриффита, в 2007-м – Джо Хантера, в 2009-м – Юриэла Джонса, в 2010-м – Джека Брокенша, а в 2012-м – и Бэббита.

 
Горькая правда
 
Jones, Willis & BabbitКак это ни обидно признавать, но в сознании широкой аудитории The Funk Brothers так и остались набором безымянных музыкантов – вернее сказать, в массовом сознании их попросту нет, и вряд ли ситуация изменится радикально.
 
Каково это – знать цену своему творчеству, слышать, как звуки твоего инструмента воспроизводятся по всему миру миллиарды раз, и при этом не получить и капли заслуженного признания?.. Берри Горди нивелировал роль своих музыкантов до уровня талантливых подёнщиков, отняв у них при этом то, что жизненно необходимо каждому артисту – справедливую оценку проделанной работе. 
 
Историю The Funk Brothers уже не переделать, но кое-что всё-таки в нашей власти. Просто теперь, каждый раз слушая классические записи "Мотауна", говорите мысленное "спасибо" этим людям. Этого будет вполне достаточно.

 
Десять песен в исполнении The Funk Brothers, которые должен знать каждый:
"What's Goin' On" (Марвин Гей)
"Get Ready" (The Temptations)
"Signed, Sealed, Delivered (I'm Yours)" (Стиви Уандер)
"War" (Эдвин Старр)
"Please Mr. Postman" (The Marvelettes)
"Ain't No Mountain High Enough" (Марвин Гей и Тамми Террелл)
"Papa Was a Rollin' Stone" (The Temptations)
"Stop! In the Name of Love" (The Supremes)
"(Love is Like a) Heat Wave" (Martha & the Vandellas)
"You've Really Got a Hold on Me" (The Miracles)
 
P.S. Прекрасную визуализацию работы бас-гитариста Джеймса Джемерсона в наши дни представил участник американской нью-фанковой команды Vulfpeck Джек Стрэттон:
 


Автор статьи: Александр Ашбель

К остальным портретам
http://studiohelloworld.ru/Фотографы

Разработка сайта: WebZenith
Design by Kate



Наши партнёры  
Свердловская филармонияEverJazz