Black Music Promo  
Блэк Мьюзик Промо
LifeFacesCulturePaparazziReleasesSupportFriend linksAbout
 
Сегодня 07 июля
вторник

Луис Джонсон: гений своего времени

    
 

21 мая скончался музыкант, чьё имя стало не просто знаком качества, но и настоящим "слепком" целой эпохи в истории чёрной музыки. В возрасте 60 лет этот мир покинул участник одной из самых популярных фанк-групп 70-х The Brothers Johnson и настоящий новатор техники игры на бас-гитаре Луис Джонсон. 
 

Луису и его старшему брату, гитаристу Джорджу повезло оказаться в нужное время в нужном месте. Их первые музыкальные опыты на профессиональной сцене пришлись на начало 70-х – годы расцвета и творческой трансформации фанка и соула. Первое время братьев Джонсонов (изначально – Johnson Three Plus One) ангажировали в основном для концертной деятельности такие гранды чёрной музыки, как The Supremes и Билл Уизерс. В 1971 году на них обратил внимание сам Билли Престон – в его группе Луис и Джордж провели два с лишним года, поучаствовав в записи его ключевого альбома  "Music in My Life" и в том числе – хит-сингла "Will it Go Round in Circles", добравшегося до вершины хит-парада "Биллборд Топ-100".
 
Уйдя от Престона, Джонсоны вскоре свели знакомство с другим влиятельным музыкантом – Куинси Джонсом, который к тому времени уже пребывал в статусе одного из наиболее значительных продюсеров своего времени. Эта встреча определила судьбы братьев на долгие годы вперёд.
 
Мистер Джонс сразу обеспечил работой своих новых музыкантов. Сначала они вошли в состав его концертной группы, затем поучаствовали в записи его альбома "Mellow Madness", а потом дошло дело и до первого альбома проекта The Brothers Johnson. Диск, амбициозно названный "Look Out for #1", действительно поднялся на самый топ – правда, R&B-чарта, но и это было большим достижением для дебютантов. Затем дискография группы пополнилась ещё четырьмя лонгплеями, и каждый из них оборачивался большой коммерческой удачей. Не будет преувеличением сказать, что Джонсоны, продавшие первые четыре альбома платиновыми тиражами, создали один из самых успешных фанк-проектов десятилетия, остававшийся на топе вплоть до 1982 года, когда братья предпочли работать порознь.
 
Ещё с первых студийных сессий Луис и Джордж сделали акцент на выработке собственного исполнительского почерка. Результат этой работы можно наблюдать в треклисте дебютного альбома. Инструментальная композиция "Thunder Thumbs and Lightnin' Licks" демонстрирует скиллз обоих братьев, отсюда и название: lightning licks ("молниеносные риффы") – это про партии гитары, а thunder thumbs ("громоподобные [большие] пальцы") – это о басовой технике.
 
На почерке Луиса Джонсона стоит остановиться подробнее. Несмотря на то, что музыкант подверг тотальному пересмотру всю концепцию басового аккомпанемента, его основным новаторством стало создание канона для слэповой техники. Считается, что пионером в этом направлении был басист Слая Стоуна (а затем – и успешный сольный музыкант) Ларри Грэм, но именно Джонсон доработал данный приём до состояния общепринятой техники исполнения, полностью автономной и самодостаточной.
 
Если Грэм использовал слэп как усиление ритмического начала и в первую очередь играл короткие хлёсткие фразы, то Джонсон сделал ставку на филигранное чередование нот, усиленных шлепком-слэпом, с приглушёнными или "мёртвыми" звуками, что создавало эффект уже не просто ударной установки (пара "бочка – рабочий"), но целой перкуссионной батареи. Вторым базовым приёмом Луиса стала игра через октаву (тоника – октава – тоника и  т. д.), и переоценить влияние этого нововведения на фанк и диско невозможно: даже не умея толком играть, басисты, взявшиеся исполнять классический чёрный грув, первым делом осваивают именно слэп-октавы. В то же время было бы несправедливо называть Луиса Джонсона мастером только слэпа: его традиционная пальцевая техника была также на высоте, и в этом легко убедиться, слушая любую из его записей.
 

Стоит заметить, что он не делал тайны из своей техники: начиная с 1985 года, несколько раз выходили обучающие видеопрограммы, в которых мастер доступным языком делился секретами своей музыкантской "кухни".
 
Со второй половины 70-х для мистера Джонсона наступает горячая студийная пора: будучи практически штатным артистом Куинси Джонса, он много и с удовольствием записывался в качестве сайдмена. Редко какой бас-гитарист мог похвастать таким кругом "клиентов". Его инструмент звучит на альбомах Стиви Уандера и Ареты Франклин, Херби Хэнкока и Фила Коллинза, Донны Саммер и Пола Маккартни… Из этого списка принято особо выделять ещё одного протеже Джонса – Майкла Джексона. В конце концов, именно бас Луиса звучит в "Billie Jean", "Don’t Stop 'Til You Get Enough", "Who is it" и других треках Короля поп-музыки. И всё же лучше других свою причастность к миру шоу-бизнеса описал сам маэстро: "Каждый раз, когда я еду куда-то на машине, я слышу, как звучит мой бас. Я звучу повсюду. Я донёс фанк до каждого".
 
Позволю себе привести ещё одну цитату из прекрасной статьи о Джонсоне в журнале Rolling Stone. Говоря о том, как рождались его гениальные басовые ходы, которые до сих пор на слуху у миллионов людей по всему миру, музыкант заметил: "За всю мою жизнь мне ни разу не давали играть готовые партии. Я, должно быть, самый редкий басист на всём белом свете – никто мне никогда не давал читать ноты, никто не давал мне ничего читать. Мне говорили: вот песня, играй что хочешь".
 
Он и играл. Его фантазии хватило на то, чтобы вдохновить несколько поколений музыкантов и подарить чувство радости многим миллионам слушателей. Его чувство фанка продолжает жить в сотнях записей, и нет ни единого основания полагать, что однажды люди перестанут их слушать.

 
Три главных альбома The Brothers Johnson:
"Light Up the Night" (1980)
"Look Out for #1" (1976)
"Right on Time" (1977)
 
Пять главных песен The Brothers Johhson:
"Stomp!"
"Ain’t We Funkin’ Now"
"Strawberry Letter 23"
"I'll Be Good to You"
"Get The Funk Out Ma Face"
 
Пять главных сессионных работ Луиса Джонсона:
"Billie Jean" (Майкл Джексон)
"Ai No Corrida" (Куинси Джонс)
"Kiko" (Эрл Клу)
"I Keep Forgettin'" (Майкл Макдональд)
"We are the World" (USA for Africa)
 


Автор статьи: Александр Ашбель

К остальным портретам
http://studiohelloworld.ru/Фотографы

Разработка сайта: WebZenith
Design by Kate



Наши партнёры  
Свердловская филармонияEverJazz