Black Music Promo  
Блэк Мьюзик Промо
LifeFacesCulturePaparazziReleasesSupportFriend linksAbout
 
Сегодня 07 июля
вторник

Уэйн Шортер: в поисках джаза

    
 

25 августа 2015 года исполнилось 82 года Уэйну Шортеру – одному из величайших ныне живущих джазовых саксофонистов и композиторов. Этот человек символизирует собой целую музыкальную эпоху. В его послужном списке – 66 лет в джазе, более сотни пластинок в качестве сайдмена, 25 альбомов в его собственной дискографии, несколько премий "Грэмми" и участие в таких легендарных коллективах, как Jazz Messengers, квинтет Майлза Дэвиса, Weather Report  и V.S.O.P.


Уэйн родился в городе Ньюарк штата Нью-Джерси. В 16 лет он увлёкся игрой на трубе и кларнете, а затем, под впечатлением от игры Лестера Янга, переключился на тенор-саксофон. После окончания Нью-Йоркского университета непродолжительное время играл с пианистом Хорасом Сильвером – до того момента, пока не был призван в армию. Уже во время прохождения службы начал играть в оркестре Мейнарда Фергюсона, а в 1959 году попал в ансамбль Jazz Messengers барабанщика Арта Блэйки. В этом культовом коллективе, исполнявшем музыку в стиле боп и хард-боп, Уэйн становится крепким исполнителем с искрометной техникой и плотным, напористым звуком в духе Джона Колтрейна.
 
В 1964 году, именно по совету последнего, Шортер попадает в квинтет Майлза Дэвиса, который впоследствии стали именовать "Вторым великим квинтетом Дэвиса" и в состав которого, помимо Майлса и Уэйна, входили Херби Хэнкок, Рон Картер и Тони Уильямс. За шесть лет игры в этом коллективе саксофонист зарекомендовал себя не только превосходным исполнителем, выработавшим свою уникальную манеру, но и автором многих композиций, которые стали визитными карточками коллектива – таких, как "Prince of Darkness", "E.S.P." и "Footprints.
 
Параллельно с работой в квинтете Майлза Шортер записывает свои сольные пластинки, и не где-нибудь, а на Blue Note Records под руководством легендарного Руди ван Гелдера. Это те самые великие пластинки – "Night Dreamer", "Juju" и "Speak No Evil". Его сольные работы характеризуются постоянным поиском новых идей, расширением исполнительского языка и стилевых рамок – от привычного на тот момент бибопа к авангардным фри-джазовым экспериментам. В этот же период в арсенале Уэйна появляется сопрано-саксофон, который будет доминировать в следующем этапе его творческого пути, а именно в коллективе под названием Weather Report, который он совместно с Джо Завинулом создал в 1971 году. Как выяснилось, именно сопрано-сакс гораздо лучше гармонировал с электронными инструментами, которые были основными в музыке этого легендарного ансамбля. Группой Weather Report было выпущено 15 совершенно неземных альбомов, проникнутых духом новаторства, джазовыми гармониями, звуками первых электронных инструментов и фанковыми ритмами. На протяжении 14 лет ансамбль под руководством Джо Завинула и Уэйна Шортера был плацдармом для смелых экспериментов и стартовой площадкой для молодых музыкантов – таких, например, как Жако Пасториус.
 
Weather ReportДальнейший период творчества Уэйна Шортера (с середины 80-х по середину 90-х) был связан с работой в квинтете Херби Хэнкока V.S.O.P., который полностью состоял из музыкантов того самого знаменитого квинтета Майлза Дэвиса с тем лишь исключением, что на трубе играл Фредди Хаббард. В 90-е годы Шортер много гастролировал с Карлосом Сантаной, окунувшись тем самым в латиноамериканскую музыку, что, впрочем, он уже предпринимал и раньше на своих сольных записях ещё в 70-х – например, на альбоме "Super Nova" можно услышать босса-нову "Dindi" в совершенно фри-джазовой "коллажной" аранжировке. Также Шортер принимал участие в записи десяти альбомов (1977-2002) канадской рок-певицы и автора Джони Митчелл, что также свидетельствует о широте музыкальных интересов нашего героя. В 1995 году после продолжительного перерыва Уэйн записал сольную пластинку – "High Life", за которую был удостоен премии "Грэмми".
 
В 2000 году Шортер собирает свой квартет, в котором играет на сопрано- и тенор-саксофоне интереснейшую, сложную музыку, не имеющую жанровых ограничений. Чаще всего это огромные композиции минут по 40, по форме напоминающие классические симфонии. Исполняя в основном авторский материал, музыкант продолжает поиски, продолжает изучать жизнь через свою музыку, полностью подтверждая слова своего давнего друга и музыкального партнёра Херби Хэнкока: "Музыка – это не о музыке, это о жизни". За альбомы "Allegria" (2003) и "Beyond the Sound Barrier" (2005), записанные со своим квартетом, саксофонист также получает "Грэмми"; всего же за свою карьеру он десять раз становился лауреатом этой премии (последний раз – в 2013 году)!
 
И ещё один важный штрих, без которого портрет этого удивительного музыканта будет незавершённым. Пройдя такой долгий джазовый путь, играя с величайшими музыкантами XX столетия, являясь суперуспешным исполнителем и композитором, Уэйн Шортер никогда не был коммерческим музыкантом. Он никогда не искал простых дорог к сердцу слушателя. Во все времена, в разные музыкальные эпохи его музыка оставалась новаторской, изысканной, сложной. Он не переставал искать, не переставал исследовать жизнь посредством музыки – не перестаёт и по сей день.
 
Остаётся лишь пожелать этому величайшему гиганту джаза современности здоровья и новых музыкальных открытий!

 
Три главных альбома Уэйна Шортера:
"Night Dreamer" (1964)
"Odyssey of Iska" (1971)
"Beyond the Sound Barrier" (2005)
 
Пять главных композиций Уэйна Шортера:
"Prince of Darkness"
"E.S.P"
"Footprints"
"Sanctuary"
"Nefertiti"

 
Автор статьи: Вадим Чикуров

К остальным портретам
http://studiohelloworld.ru/Фотографы

Разработка сайта: WebZenith
Design by Kate



Наши партнёры  
Свердловская филармонияEverJazz