Black Music Promo  
Блэк Мьюзик Промо
LifeFacesCulturePaparazziReleasesSupportFriend linksAbout
 
Сегодня 04 июля
суббота

Херби Мэнн: в поисках мелодии для флейты

    
 

В джазе встречаются довольно редкие инструменты, такие как кларнет, гобой, баритон-саксофон, валторна, которые и существуют-то только благодаря таланту и упрямству музыкантов, играющих на них. Одним из таких упрямцев-исполнителей является величайший флейтист ХХ века – Херби Мэнн. Сменив в 1957 году тенор-саксофон на флейту, Мэнн следующие полвека провёл в экспериментах по использованию этого древнего, но небогатого по яркости и тембру инструмента, в разных направлениях джаза, да и не только, приноравливая своё соло то к мощной перкуссионной ритм-секции, исполняя бразильскую музыку, то к "запилам" электрогитар в экспериментах с роком, а то и к энергии ритм-энд-блюза и груву диско.
 

Герберт Джей Соломон, известный музыкальному миру как Херби Мэнн, родился 16 апреля 1930 года в Бруклине, в еврейской семье выходцев из Восточной Европы. Оба родителя были музыкантами и танцорами, поэтому детство Герберта прошло в окружении музыкантов и музыки. Первым его инструментом были ударные (в ход шли кастрюли и сковородки). Затем, посетив концерт короля свинга Бенни Гудмена, он переключился на кларнет, а ещё позже, под впечатлением от игры Лестера Янга – на тенор-саксофон.
 
Вернувшись в 1953 году из армии, молодой Херби обнаружил, что в Нью-Йорке полным-полно прекрасных тенористов, и чтобы завоевать славу, нужно вести ожесточенную конкурентную борьбу. Но здесь подвернулся счастливый случай – Мэтт Мэтьюс искал флейтиста для своего ансамбля, и молодой музыкант принял его предложение, поскольку еще до армии осваивал флейту параллельно с саксофоном.
По словам самого Херби Мэнна, флейта на тот момент вообще не считалась джазовым инструментом, и ему почти в одиночку пришлось опровергать эту аксиому. Джазовых флейтистов в то время практически не было, и он с жадностью принялся за работу. Первые его альбомы, такие как "Herbie Mann Plays" (1954), "My Little Suede Shoes" (1954), "Love and the Weather" (1956), были записаны в стиле бибоп. В 1958 году он создаёт Afro Jazz Sextet, с которым исполняет афрокубинскую музыку, что было довольно экзотичным явлением для того времени. После поездки в Бразилию он переключается на бразильские народные мелодии и, конечно же, босанову, что приносит ему настоящий успех и популярность. Альбом "Herbie Mann at the Village Gate", записанный в 1961 году и содержащий хит "Comin' Home Baby" , был продан более чем полумиллионным тиражом. 
 
Не обращая внимания на обвинения критиков в коммерциализации своей музыки, Херби выпускает по два-три альбома в год, продолжая свой эксперимент по популяризации флейты в современном мире. На сей раз он переключился на американскую корневую музыку, а именно ритм-энд-блюз. Результатом поисков этого периода стал альбом "Memphis Underground", в котором музыкант в очередной раз продемонстрировал гибкость своего инструмента и ту гармонию, которая рождается при слиянии горячей энергии ритм-секции и прохладного тембры флейты. Ещё одной важной вехой в творчестве флейтиста стала запись с американским рок-гитаристом Дуэйном Оллмэном. Альбом "Push Push" (1971) стал одним из лучших в его дискографии; по сей день он остаётся отличным образчиком музыки фьюжн. В 70-е годы двадцатого столетия для музыканта, всегда находящегося на волне коммерческого успеха, не обратить внимание на диско было бы досадным упущением. Конечно же, Мэнн не прошёл мимо – диско-сингл "Hi-Jack", записанный в 1975 году совместно с Сисси Хьюстон, стал настоящим хитом.
 
В 80-е годы популярность Херби Мэнна начинает спадать. Во многом это было связано с разрывом более чем двадцатилетнего контракта с гигантом звукозаписи Atlantic Records. В этот период он продолжает записываться с молодыми музыкантами на маленьких, никому не известных лейблах, ища вдохновение на поле совсем не коммерческой музыки. В число напарников флейтиста в то время входили такие люди, как Чик Кориа, Мирослав Витуш, Сонни Шеррок и Рон Картер.
 
В следующее десятилетие происходят перемены в личной жизни музыканта – он третий раз женился и, судя по всему, очень удачно. В этот период Мэнн очень много гастролировал. Записывался он теперь нечасто, но к записи подходил концептуально и тщательно. Как результат, альбом-посвящение Билу Эвансу "Peace Pieces" (1994) стал одним из ярчайших его творений.
 
Последние шесть лет жизни величайший флейтист вёл тяжелейшую борьбу с раком простаты. Делал он это с улыбкой на лице и с флейтой в руках. Он не замкнулся на своих проблемах, а напротив, считал необходимым говорить о них, и кроме того, создал фонд по борьбе и профилактике этой болезни. В конце жизни музыкант вновь совершил поворот, обращаясь к корням своей родной музыки. Он искал воплощение своих идей в венгерских, румынских, еврейских, цыганских и русских мелодиях, приспосабливая звучание своей флейты к неизведанным музыкальным горизонтам.
 
Херби Мэнна не стало 1 июля 2003 года. За более чем полувековой творческий путь он оставил после себя свыше сотни альбомов. Он непоколебимо закрепил за собой статус лучшего джазового флейтиста XX века, но что главнее – он нашёл-таки ту мелодию для флейты, благодаря которой этот инструмент не ушёл со сцены, подобно кларнету, а стал одним из важнейших голосов джаза! 
 
Пять главных альбомов Херби Мэнна:
"The Family of Mann" (1961)
"At The Village Gate" (1961)
"Memphis Underground" (1968)
"Push Push" (1971)
"Peace Pieces – The Music of Bill Evans" (1995)
 
Три главных композиции Херби Мэнна:
"Comin' Home Baby" (1961)
"Push Push" (1971)
"Funkallero" (1995)

 
Автор статьи: Вадим Чикуров

К остальным портретам
http://studiohelloworld.ru/Фотографы

Разработка сайта: WebZenith
Design by Kate



Наши партнёры  
Свердловская филармонияEverJazz